Хельги

Материал из StudioSyndrome
Версия от 18:44, 2 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад) (Замена текста — «Категория:Германо-скандинавская мифология» на «Категория:Северная традиция»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Хе́льги — др.-исл. Helgi — «священный», «посвящённый»

Герой скандинавской мифологии и эпоса. Согласно датским преданиям[1], Хельги — отец легендарного конунга из династии Скьельдунгов Хрольва Краки (Жердинки), родившегося от брака Хельги с собственной дочерью. Этот Хельги близок мифологическому типу «предка», «родоначальника». В «Старшей Эдде» — три песни о Хельги:

  • «Первая песнь о Хельги, убийце Хундинга»,
  • «Вторая песнь о Хельги, убийце Хундинга»,
  • «Песнь о Хельги, сыне Хьерварда»

Во второй и первой песни Хельги — сын не Хьерварда, а Сигмунда, то есть брат Сигурда (результат втягивания Хельги в цикл вёльсунгов — нибелунгов). Таким образом, в эддических песнях и в сагах фигурируют, собственно, несколько Хельги, которые в «Старшей Эдде» частично сближены, однако в песнях осталось немало противоречий и расходящихся между собой мотивов (возможно, что эддические песни о Хельги — фрагменты более древних песней).

В центре внимания эддических песней о Хельги — его воинские подвиги (их главные мотивы — родовая месть, добывание невесты). Герой пользуется покровительством валькирий — богатырских дев-воительниц, из их числа и его возлюбленная (Сигрун, Свава). Ряд признаков указывают, по мнению E. M. Мелетинского, на происхождение сказаний о Хельги из богатырской сказки:

  • детство героя[2];
  • ритуальное посвящение героя и наречение его именем, которое даёт ему дух-хранитель[3];
  • героическое добывание невесты.

Хельги гибнет в бою с «кровными» врагами[4]); вслед за героем гибнет и его возлюбленная Сигрун.

О. Хёфлер в поисках ритуальных истоков сказания о Хельги предполагает, что:

  • Хельги — культовое имя жертвы в древнегерманском религиозном центре, описанном Тацитом[5];
  • возлюбленная Хельги — жрица, руководящая жертвоприношениями;
  • убийство Хельги, совершаемое копьём Одина, символизирует обновление королевской власти при посредстве ритуальной жертвы.

Мотив смерти и вторичного рождения Хельги и его возлюбленной[6] отражает, возможно, представления об эйнхериях — павших в бою героях, и о хьядингах, которых валькирии возрождают для новых битв.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Германо-скандинавская мифология

Инцест
Хьервард
Сигмунд
Сигурд
Нибелунги
Валькирии
Сигрун
Свава
Хродмар
Один
Копьё
Эйнхерии
Хьядинги

Литература

  • А. Я. Гуревич Одноимённая статья в MNME
  • Мелетинский Е. М., «Эдда» и ранние формы эпоса, М., 1968 < MNME
  • Hцf1er О., Kultische Geheimbьnde der Germanen, Fr./M., 1934 < MNME
  • его же, Das Opfer im Semnonenhain und die Edda, в кн.: «Edda, Skalden, Saga. Festschrift zum 70. Geburtstag von F. Genzmer», Hdlb., 1952 < MNME
  • Vries J. de, Die Helgilieder, «Arkiv fцr Nordisk filologi», 1957, bd 72, No 3/4 < MNME

Примечания

  1. Сохранили черты наиболее архаического образа Хельги.
  2. По одной версии, раннее возмужание, по другой — запоздалое.
  3. У Хельги — это валькирия, которая затем и защищает героя в битвах.
  4. В разных песнях — от рук сына убитого им конунга Хродмара или брата Сигрун
  5. «Германия», 39
  6. Две песни о Хельги имеют конец: «Говорят, что Хельги и Свава (Xельги и Сигрун) родились вновь».