Ашвамедха
В древнеиндийской мифологии ритуал жертвоприношения коня[1]. Мифы об ашвамедхе отражают реальную церемонию жертвоприношения, засвидетельствованную ещё в ведийское время. Царь, желавший потомства, выпускал на волю коня и вместе с войском следовал за ним, подчиняя правителей тех стран, где оказывался конь. Поход продолжался год и был прелюдией к ашвамедхе. Затем возводили особое ритуальное сооружение — причинаванса:
Далее выбирали коня определённой масти и приносили его в жертву (иногда условно). Престиж ашвамедхи был столь велик, что совершившего сто ашвамедх считали способным низвергнуть Индру и стать царём вселенной. В упанишадах с ашвамедхой связывалось сотворение мира из частей коня[2]. Ашвамедха подробно описывается в «Шатапатха-брахмане», «Ваджасанейи-самхите Яджурведы» и других текстах. Ритуал ашвамедхи обнаруживает ряд аналогий в традициях других народов. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Иванов В. В., Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva-«конь», в кн: Проблемы истории языков и культуры народов Индии, M., 1974; с 75-138 < MNME
- Dumont P. E., Asvamedha. Description du sacrifice solennel du cheval dans le culte ve dique…, P., 1972 < MNME
- Bhawe Sh., Die Yajus des Asvamedha, Stuttg., 1939 < MNME
- Kirfel W., Der Asvamedha und der Purasamedha, в кн.; Altund Neu-Indische Studien, t. 7, Hamb., 1951, S. 39-50 < MNME
- Kane P. V. History of Dharmasastra, v, pt 2. Poona, 1941 < MNME