Аркадия
Пасторальный рай.
Центральный горный район греческого Пелопоннеса, по преданиям - место обитания бога Пана (Бог овец и рогатого скота ), дикая область, которая позже была идеализирована как страна пасторальных поэзии и песен, с нимфами и сатирами, пастухами, их возлюбленными, живущими в идиллии и наивной простоте, пребывающими в атмосфере экзальтированной любви. Тесно связана с идеей Золотого века..
Первым литературно оформил этот образ греческий поэт Феокрит (III в. до н.э.), воспевший в "Идиллиях" очарование сельской жизни своей родной Сицилии.
Два столетия спустя подобное сделал Вергилий в своих "Эклогах", превознеся прелести итальянской сельской жизни.
Ранним буколическим романом был "Дафнис и Хлоя" греческого писателя Лонга.
Пасторальные мотивы бурно развивались в эпоху Возрождения после распространения "Аркадии" Якопо Саннадзаро (1481). "Влюбленный пастух" Марло,
"Как вам это понравится" Шекспира,
"Календарь пастуха" Спенсера,
"Комус" и "Люсидас" Мильтона,
"Адонаис" Шелли,-
все это вариации на одну и ту же тему, так же как и
"Крестьянская кантата" Баха,
"Дафнис и Хлоя" Равеля и
"Сильвия" Делиба.
Идиллические ландшафты Пуссена и Клода - это тоже Аркадия, как и парковое искусство 18-го века.
Общество "Аркадия" было основано в Риме в 1690 королевой Швеции Кристиной в ее уединении; оно стало первым из множества подобных. Это продолжалось два столетия. Аркадия все еще появляется в романах Форстера, и, возможно, желание общества избежать урбанизации приводит к идеализации "естественной" жизни.
Пасторальная поэзия и драма расцвели в Италии в XVI веке.
Пьеса Гварини "Верный пастух" ("II Pastor Fido") (ее герой обосновался в Аркадии) стала источником живописных тем: Кориска и сатир;
Миртилло;
Коронование Миртилло;
Сильвио и Доринда.
Пасторальный дух присутствует в некоторых частях "Освобожденного Иерусалима" Тассо, произведения того же периода (см. Эрминия и пастухи и далее родственные темы).
В голландской живописи была широко представлена "Гранида" (1605) Питера Хофта (Гранида и Дайфило).
Дух классической Аркадии явственно ощущается в творчестве Пуссена (см. ЕТ IN ARCADIA EGO [лат. - "И (даже) в Аркадии я (есть)). Слова "Я тоже родился в Аркадии" впервые встречаются как название картины Гверчино, более известной по двум копиям Пуссена, на которой изображены аркадские пастухи, взирающие на череп и могилу, возможно могилу Дафниса, который умер из-за любви, как писал Вергилий в "Эклогах". Эти слова можно перефразировать как "Я тоже жил в Аркадии", т. е. знал лучшую жизнь,- такая трактовка была распространена в немецкой романтической поэзии.
Идеальное сельское уединение, место, где можно укрыться от прозы и суетности городской и придворной жизни, - суть идеи Аркадии, и это нашло выражение в fites champetres (фр.. - сельские празднества) Ватто, Ланкре, Фрагонара и других французских художников XVIII века.
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии