Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
- Вахагн; Ваа́гн
В армянской мифологии бог грозы и молнии. Согласно мифу, его рождали в муках небо и земля, а также пурпуровое море; к рождению был причастен и красный тростник (которым разрешилось море), извергавший дым и пламя; из пламени появился Вахагн — юноша с огненными волосами, с пламенной бородой и глазами, подобными двум солнцам. Родившись, Вахагн вступает в борьбу с вишапами (отсюда его эпитет «Вишапаках» — «вишапоборец») и побеждает их.
Миф о Вахагне сложился, вероятно, в сер. I-го тыс. до н. э. на основе индоиранских мифов о грозовых божествах, борющихся и побеждающих змееобразных демонов. В истоке этимологии имени Вахагн — эпитет Индры «Вритрахан» — «убийца Вритры». Борьба Вахагна с вишапами — «грозовая борьба» бога против злой персонификации бури, смерча или грозовых облаков (вишапа-демона).
В эллинистическую эпоху Вахагн отождествлялся с Гераклом. Согласно варианту мифа, Вахагн, предок армян, суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. Когда он шёл со своей добычей по небу, он ронял на своём пути мелкие соломинки; из них образовался Млечный путь (по-армянски называемый «дорога соломокрада»). По иной версии, Вахагн — не бог, а сын царя Тиграна-вишапоборца, убившего Аждахака.
В честь Вахагна были построены храмы в Аштишате, в Ахевакане, Малом Ахбаке (ныне в Турции).
Образу Вахагна посвящены картины современных художников А. Коджояна, О. Минасяна, стихи И. Иоаннисяна и Е. Чаренца.
|
См. также:
- Армянская мифология
- Гроза
- Молния
- Вишапы
- Индра
- Вритра
- Геракл
- Баршам
- Тигран
- Аждахак
- Тростник
- Солома
- Млечный путь
|
Литература
- Арутюнян С. Б. Одноимённая статья в MNME