Борона
Славяне
Борона используется в качестве оберега, что отражено и в самом ее названии, связанном по происхождению с обороной, защитой. Так, с целью оберега от нечистой силы обходили село с бороной на голове в купальскую ночь или ставили борону в хлеву возле коровы, чтобы уберечь скот от ведьмы. В Белоруссии перед поминальной трапезой через борону, поставленную в дверях, прогоняли души умерших, приговаривая:
- «А кишь, душечки, на обед: малые через борону, а старые через дверь!»
В руках же самой ведьмы борона становилась орудием насылания порчи: если она сядет под борону, как под корову, и станет «доить» ее зубья, то пропадет молоко у чужих коров. Чтобы помешать ведьме летать на бороне по дворам и отбирать молоко, в купальскую ночь сжигают в костре найденную где-нибудь старую борону. С помощью бороны выслеживают ведьму: садятся в хлеву под борону, через которую можно увидеть ведьму, приходящую к коровам, самому оставаясь при этом незамеченным.
Зуб бороны вбивают в голову мертвецу, если опасаются, что он станет вампиром.
Фаллическая (эротическая) символика бороны представлена в обрядах и поверьях, имеющих отношение к браку и деторождению, в фольклорных текстах эротического характера. Считалось, что если в поле забудут борону, к девушкам в деревне не будут свататься женихи. Найдя такую борону, девушки сообща тайком прятали ее в овине или в крапиве или рубили и раскидывали подальше. Под Петров день борону носили на голове из деревни в деревню — в какую принесешь, туда и замуж выйдешь, а на Новый год девушки топором секли украденную борону, чтобы после святок к ним приехали сваты, а зубья разбрасывали по полю.
Борона используется при родах. Так, пословица «Жена родит — муж песок боронит» отражает обычай заставлять мужа боронить песок при муках роженицы.
Зуб бороны клали новорожденному мальчику под подушку, дабы не пресекся род.
Под новый год трясли бороной со словами:
- «Бороначка, трусися, так ты, курачка, нясися».
Борона фигурирует в частушках любовно-эротического содержания:
- Уж я шел стороной
- Борновать бороной,
- Борона железная —
- Поцелуй, любезная!"
С темой замужества связан обычай волочить борону по деревне. В канун Петровского поста или в Иванов день волочили краденые бороны, чтобы в деревне было больше свадеб. На масленицу таким образом «выборанивали» девок, чтобы выдать их замуж. На святки волочение бороны представляло собой вид девичьего гадания: где выпадут зубья, там быть свадьбе. Брачная символика и символика плодородия проявляется в обычае катания на бороне зубьями вверх (иногда на сохе, в корыте, тачке, на скамейке) молодых, тещи, свата, неженатого парня, повитухи. Борона используется также в обрядах вызывания дождя. Во время засухи объезжают на бороне вокруг села, боронуют дорогу, высохшее русло реки или болото.
Эмблематика
[EMSY,447]
Борона, обрабатывающая пашню.
- Она рыхлит, сглаживает и разравнивает ее.
- Символ того, что наша грубая природа должна быть хорошо перепахана перед тем, как посеять в нее зерна милосердия. И в первую очередь должно быть устранено наше высокое самомнение, а высокомерное сердце должно стать более скромным. Только тогда Бог сможет внедрить в нас зерно милосердия, когда, подобно бороне, сгладит и разровняет все наши пороки.
- EMSI 39-9,с.272; 58-11, с.350
- О, Господи, тебе известна наших душ природа.
- И ведомо Тебе, желанья нашей плоти каковы,
- И чем их можно легче для чего склонить,
- Чтоб принесли они плоды,
- Которые должны, согласно назначенью.
- И потому возделай в наших душах целину,
- Так бороной пройди, так прополи и зерна брось,
- Так всходы вырасти, так урожай сожни,
- Чтоб стали мы достойны встать вровень с Твоей Волей.
- EMSI 42-13,с.367
Литература
- Гура А. В. Одноимённая статья в SMES