Века человечества

Материал из StudioSyndrome
Версия от 16:03, 3 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад) (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Золотой век

Овидий (Метаморфозы) описывает, следующую за сотворением мира смену четырех веков — Золотого, Серебряного, Бронзового и Железного.

Первый был земным раем (ср. Едем, Аркадия), но каждый последующий приносил с собою все больше и больше тревог и страданий человечеству.

Гесиод описывает после Бронзового еще и пятый — Героический век, предшествовавший Железному.

Эта тема иллюстрировалась отдельными картинами, или циклами; при этом художники как правило, ограничивались изображением трех веков — Золотого, Серебряного и Железного (Бронзовый пропускался).

Золотой век — время правления Сатурна. Человек пребывал в состоянии первозданной невинности — в гармонии с соплеменниками и животными. Он обходился без всяких орудий и средств возделывания земли, и природа удовлетворяла его простые потребности. Питался он ягодами, желудями и медом, который он добывал из каменного дуба. На картинах мы видим пейзаж с деревьями, реками и горами вдалеке. Мужчины и женщины все вместе пребывают в игре и наслаждении — они срывают плоды, нежатся на траве среди прирученных животных. Они едят и пьют, используя для этого черепашьи панцири, служащие им чашками и тарелками.

Серебряный век. Вечная весна прошла, и человек вынужден был выстроить себе примитивное жилище для защиты от дождя и холода и обучиться орудовать плугом и сеять. Теперь он напился различать хорошее и плохое. Над пейзажем, где люди заняты земледелие, парит женская фигура Справедливости с мечом и весами.

Железный век. Овидий поместил его до потопа, но для Гесиода (Беотийский крестьянин, трудившийся в поте лица своего) это был «день нынешний», полный страдании, алчности и злости его соплеменников. Гесиод пишет о железе, которое было открыто «во вред человеку» (1:68). Сцена показывает воинов, нападающих на беззащитных женщин и детей или намеревающихся убить фигуру, увенчанную лавровым венком — олицетворение знания и искусства. Другой воин грабит храм и бежит с награбленной церковной утварью. На заднем плане горящий город.

В XVII—XVIII вв. художники придерживались «Иконологии» — словаря Чезаре Рипы (1593), излагавшего мифологические сюжеты и представлявшего четыре века в образе женских фигур с устоявшимися атрибутами:

Золотой век — коронованная цветами, держащая улей (улий) и оливковую ветвь;

Серебряный — с плужным лемехом и охапкой колосьев;

Бронзовый — размахивающая копьем;

Железный — несущая различное вооружение и щит с человекоголовой змеей (символом лживости).

Согласно Овидию, после сотворения мира было последовательно четыре века: Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный ("Метаморфозы" Овидия).

хххе́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии