Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
- В мифологии
- турок — гюль-ябани — «пустынный демон» < араб. гул — «чудовище-демон» и перс. ябан — «пустыня»
- азербайджанцев — также гуляйбаны, биабан-гули
- киргизов — гульбияба́н
- таджиков — гул, гул ёвони
Низший дух. Образ восходит к мусульманскому гул. У турок и азербайджанцев гюль-ябани — злой дух, живущий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников. По поверьям азербайджанцев, имеет черты оборотня, по ночам любит ездить на лошади, запутывает ей гриву, если его поймать и воткнуть в ворот его одежды иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека, но будет делать всё наоборот. В западных районах Азербайджана гюль-ябани нередко отождествляли с вредоносным духом воды ардов. У киргизов Восточного Памира и таджиков считалось, что он обитает в пустынных местах (у таджиков — в горных лесах), человекоподобен, отличается крупными размерами и неприятным запахом, покрыт серой (чёрной) шерстью, имеет вывернутые назад ступни (вариант: когти на ногах и руках). Являясь людям, он разговаривает с ними человеческим голосом, нередко предлагает бороться, но одолеть его могут только физически сильные люди.
|
См. также:
- Низшая мифология
- Гул
- Оборотень
- Албасты
|
Литература
- Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Гордлевский В. А., Избр. соч., т. 3, М., 1962, с. 301-02 < MNME
- Розенфельд А. 3., О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов (в связи с легендой о «снежном человеке»), «Советская этнография», 1959, No 4 < MNME
- Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960, с. 217-18 < MNME