Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
- Ди-цзюнь, Ди Цзюнь
В древнекитайской мифологии верховный владыка, почитавшийся восточными иньцами. На древнейших гадательных костях его имя Цзюнь (ди означает первопредка, повелителя, государя) записывалось пиктограммой, изображавшей, по мнению одних учёных (Го Мо-жо), человекообразную обезьяну, по мнению других, — существо с головой птицы и туловищем человека (У Ци-чан). Исследователь китайских мифов Юань Кэ предполагает, что пиктограмма изображает одноногое существо с птичьей головой, с рогами, обезьяньим туловищем и хвостом, двигавшееся по дороге с палкой в руке.
Образ Ди-цзюня контаминировался с образом Ди-Ку и Шунем. После завоевания иньского царства чжоусцами (11 в. до н. э.) Ди-цзюнь как верховное божество иньцев был во многом вытеснен Хуан-ди. Согласно древнему трактату «Шань хай цзин» («Книга гор и морей»), Ди-цзюнь опускался с неба на землю и дружил с пятицветными птицами, которые следили за его жертвенным алтарём. В этом мифе, видимо, отразились тотемичеекие представления, зафиксированные и в облике Ди-цзюня. У Ди-цзюня было три жены:
- Си-хэ, родившая 10 сыновей-солнц,
- Чан-си, родившая 12 дочерей-лун, и
- Э-хуан, родоначальница страны трёхтелых.
Сохранились разрозненные предания о многочисленных потомках Ди-цзюня, которым приписывается изобретение различных предметов, а также основание различных стран.
|
См. также:
- Китайская мифология
- Ди-Ку
- Шунь
- Хуан-ди
- Си-хэ
- Чан-си
- Э-хуан
|
Литература
- Рифтин Б. Л. Одноимённая статья в MNME
- Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1966, с. 147-52 < MNME