Евангелистов символы

Материал из StudioSyndrome
Версия от 22:34, 3 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад) (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Стражи «четырех углов мира» и четыре евангелиста.

Уже ранняя христианская Церковь представляет евангелистов в виде четырех существ с крыльями:

  • человека — Матфей;
  • льва — Марк;
  • вола — Лука;
  • орла — Иоанн.

Источником для такого изображения послужили цитаты из Книги пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова:

И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных… и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла… и сверкали, как блестящая медь… Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны — лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
Иез 1:4-10
И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
Откр 4:7

Первоначально евангелисты идентифицировались с четырьмя херувимами (престольными ангелами Господними), но с V в. их вытеснил тетраморфизм. Эта четвероликость исходит из древневосточных представлений о стражах четырех краев света, держащих небосвод, которые в свою очередь основываются на зодиакальных символах.

Ириней Лионский (ок. 180) сравнивал евангелистов, исходя из их идеальных свойств, с четвероликим существом, не характеризуя каждого в отдельности, но обращая внимание на специфику воздействия благовествования:

  • лев — выражает царственную мощь,
  • телец — жертвенное служение,
  • человек — вочеловечение,
  • орел — боговдохновенность (Pneuma), пронизывающую Церковь.

Иероним (ок. 348—420) мотивирует это таким образом:

  • Матфея символизирует человек, поскольку его благовествование начинается с генеалогии Христа;
  • Марка — лев, поскольку его Евангелие открывает «глас вопиющего в пустыне» — Иоанна Крестителя;
  • Луку — жертвенный телец, поскольку его рассказа начинается с жертвы Захарии;
  • Иоанна — орёл, ибо у него более всего бросается в глаза духовное воспарение в сферы небес[1].

В дальнейшем произошла рядоположенность четырех евангелистов с другими группами той же численности. Например, в текстах встречается сравнение Евангелий с четырьмя реками рая.

Несомненно, речь идет о специфическом олицетворяющем воплощении величественности, мощи, силы и проницательности и устремленности на основе древних мотивов и традиций. Древней является и их соотнесенность с четырьмя главными добродетелями — мудростью, неустрашимостью, рассудительностью и справедливостью.
Г. Хайнц Мор
00-00-000-000.jpg

См. также:

Христианская мифология

Четыре евангелиста
Евангелисты
Евангелие
Число 4
Крылья
Ангел
Херувим
Орёл
Лев
Вол
Звери Апокалипсиса

Иоанн Евангелист, Св.
Лука Евангелист, Св.
Марк Евангелист, Св.
Матфей Евангелист, Св.

Астрология

Символических животных евангелистов соотносят с зодиакальными знаками «фиксированного креста», приходящимися на середину четырёх времён года.

Телеце, Льве, Скорпионе (орел) и Водолее (человек) — средних для четырех времен года.

Искусство

Как самостоятельное представление евангелистов апокалипсические звери обычны в манускриптах и в скульптуре романских церквей. В эпоху готики они чаще всего обрамляют образ Бога. В эпоху Ренессанса они лишь атрибуты, четырех человеческих фигур.

Другими атрибутами евангелистов являются свиток и книга; они могут изображаться за написанием своих Евангелий, в то время как голубь Св. Духа вдохновляя парит над ними.

Вместе евангелистов можно видеть г.о. в декоре церквей в люнетах или парусах сводов под куполом.

В раннем средневековье символическим фигурам евангелистов сопутствовали их изображения в виде философов, облаченных в римскую тогу, с книгой и подставкой для чтения.

Часто объединяются с другими четверицами, в частности:

  • с докторами (отцами, учителями) церкви Церкви (Августин, Амвросий, Иероним и Григорий Великий) — фигурируют как толкователи их писаний;
  • с четырьмя великими пророками (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил).

Геральдика

Наиболее известен лев Марка — гербовое животное Венецианской республики (до 1797) и города Венеции, который украшает сегодня и морской, и торговый флаги Италии. Лев держит правой лапой открытую книгу с надписью:

«Pax tibi Marce evangelista meus» — лат. Мир тебе, Марк, мой евангелист.

Оккультизм

«Воплощение Бога, как всеобъемлющего духа, материализовавшегося в земной сфере, подчиняется законам четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли. Каждый из евангелистов, соответственно, представляет один из этих элементов, которые способствовали проявлению бога».

Матфей – воздух – Водолей (изображаемый как голова человека с крыльями)
Марк – огонь – Лев
Лука – земля – Телец
Иоанн – вода – Скорпион

Матфей именно тот из евангелистов, кто подчеркивает земное происхождение Христа, уникальную способность человека помнить и связывать множество мыслей в единое целое. Задача человека заключается в том, чтобы понять, что бесконечное разнообразие мира имеет единое происхождение. Тем самым исчезают и различия между людьми, человек перестает воспринимать себя как отдельное, обособленное существо, открывая в себе историю рода, и сознает себя как часть целого. Кстати, таково и значение начинающейся около 2000 года эпохи Водолея.

Имя Марк происходит от лат. Mars — бог войны. Так же, как архангел Михаил, он олицетворяет силу бога, его способность выводить душу человека из заблуждений и смятения. Лев означает трансформацию необузданной воли человека в истинные превращения добродетели: мужество, силу и любовь. Отображением этого процесса превращения является лев, мирновозлежащий рядом с овечкой. В христианском учении это символ человека, который полностью управляет своими силами.

Его латинское имя Луки - Lucius напоминает о падшем архангеле Люцифере, изгнанном из рая. Земля — его сила, а его знак Телец — земной аспект мужской энергии.

Еврейское имя lohanan означает «Божия милость». Иоанн был учеником Господа. Известно, что Иисус любил его за его полную самоотверженность. Знак Скорпиона связан с принципом земной любви и возрождения. Иоанну удалось преодолеть идею этого знака за счет абсолютного пренебрежения к самому себе. Тем самым ему удалось приобрести новое духовное измерение. В своем послании всеобъемлющего Логоса Иоанн преодолевает границы пространства и времени, и в соответствии с этим ему приписан новый знак — Орла. В греческо-ортодоксальной церкви часто обнаруживают двуглавого орла как символ Иоанна, стоящего над двойственностью пространства и времени. Логос — это слово христианская формула любви на абстрактном уровне; Логос, охватывая одновременно все вещи, снимает все противоречия благодаря любви, обнимающей всех и вся.

Символы четырех евангелистов изображаются с крыльями — указанием на то, что в них нашли выражение космические силы.

Сходный символ этих четырех основных сил имеется в египетской мифологии, это сфинкс, который имеет голову человека, тело льва, хвост быка и крылья орла. В эпоху раннего христианства евангелистов часто изображали в виде существ с телом животного и головой человека, подобно существам греческой мифологии, таким, как Минотавр. Лишь позднее их стали изображать отдельно, то есть евангелиста и рядом с ним его животное.

Эзотерики также рассматривают Матфея, Иоанна, Марка и Луку как символическое послание человеку: «Знай. Желай. Дерзай. Молчи».

Черновые материалы

«…и из средины его видно было подобие четырех животных… Подобие лиц их — лице человека и лице льва… лице тельца… и лице орла»[2], истолковывается как указание на четырех евангелистов.

Иллюстрации

  • Символы евангелистов Иоанна и Луки. Бляхи, украшающие баптистерий Каликста. Цивидале, ок. 770 г
  • Символы евангелистов Матфея и Марка. Цивидале, ок. 770 г.
  • Лука как живописец с тельцом. X. Шедель. Мировая хроника, 1493 г.

/ Иллюминированый манускрипт / Ирландия / — / — / © / [dkes с.хх]

Примечания

  1. Чье видение Бога было самым непосредственным и отличавшимся от других.
  2. Иезек. 1:5,10