Евангелистов символы
Стражи «четырех углов мира» и четыре евангелиста.
Уже ранняя христианская Церковь представляет евангелистов в виде четырех существ с крыльями:
Источником для такого изображения послужили цитаты из Книги пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова:
Первоначально евангелисты идентифицировались с четырьмя херувимами (престольными ангелами Господними), но с V в. их вытеснил тетраморфизм. Эта четвероликость исходит из древневосточных представлений о стражах четырех краев света, держащих небосвод, которые в свою очередь основываются на зодиакальных символах. Ириней Лионский (ок. 180) сравнивал евангелистов, исходя из их идеальных свойств, с четвероликим существом, не характеризуя каждого в отдельности, но обращая внимание на специфику воздействия благовествования:
Иероним (ок. 348—420) мотивирует это таким образом:
В дальнейшем произошла рядоположенность четырех евангелистов с другими группами той же численности. Например, в текстах встречается сравнение Евангелий с четырьмя реками рая.
|
См. также:
|
Астрология
Символических животных евангелистов соотносят с зодиакальными знаками «фиксированного креста», приходящимися на середину четырёх времён года.
- Телеце, Льве, Скорпионе (орел) и Водолее (человек) — средних для четырех времен года.
Искусство
Как самостоятельное представление евангелистов апокалипсические звери обычны в манускриптах и в скульптуре романских церквей. В эпоху готики они чаще всего обрамляют образ Бога. В эпоху Ренессанса они лишь атрибуты, четырех человеческих фигур.
Другими атрибутами евангелистов являются свиток и книга; они могут изображаться за написанием своих Евангелий, в то время как голубь Св. Духа вдохновляя парит над ними.
Вместе евангелистов можно видеть г.о. в декоре церквей в люнетах или парусах сводов под куполом.
В раннем средневековье символическим фигурам евангелистов сопутствовали их изображения в виде философов, облаченных в римскую тогу, с книгой и подставкой для чтения.
Часто объединяются с другими четверицами, в частности:
- с докторами (отцами, учителями) церкви Церкви (Августин, Амвросий, Иероним и Григорий Великий) — фигурируют как толкователи их писаний;
- с четырьмя великими пророками (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил).
Геральдика
Наиболее известен лев Марка — гербовое животное Венецианской республики (до 1797) и города Венеции, который украшает сегодня и морской, и торговый флаги Италии. Лев держит правой лапой открытую книгу с надписью:
- «Pax tibi Marce evangelista meus» — лат. Мир тебе, Марк, мой евангелист.
Оккультизм
«Воплощение Бога, как всеобъемлющего духа, материализовавшегося в земной сфере, подчиняется законам четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли. Каждый из евангелистов, соответственно, представляет один из этих элементов, которые способствовали проявлению бога».
Матфей | – воздух | – Водолей (изображаемый как голова человека с крыльями) |
Марк | – огонь | – Лев |
Лука | – земля | – Телец |
Иоанн | – вода | – Скорпион |
Матфей именно тот из евангелистов, кто подчеркивает земное происхождение Христа, уникальную способность человека помнить и связывать множество мыслей в единое целое. Задача человека заключается в том, чтобы понять, что бесконечное разнообразие мира имеет единое происхождение. Тем самым исчезают и различия между людьми, человек перестает воспринимать себя как отдельное, обособленное существо, открывая в себе историю рода, и сознает себя как часть целого. Кстати, таково и значение начинающейся около 2000 года эпохи Водолея.
Имя Марк происходит от лат. Mars — бог войны. Так же, как архангел Михаил, он олицетворяет силу бога, его способность выводить душу человека из заблуждений и смятения. Лев означает трансформацию необузданной воли человека в истинные превращения добродетели: мужество, силу и любовь. Отображением этого процесса превращения является лев, мирновозлежащий рядом с овечкой. В христианском учении это символ человека, который полностью управляет своими силами.
Его латинское имя Луки - Lucius напоминает о падшем архангеле Люцифере, изгнанном из рая. Земля — его сила, а его знак Телец — земной аспект мужской энергии.
Еврейское имя lohanan означает «Божия милость». Иоанн был учеником Господа. Известно, что Иисус любил его за его полную самоотверженность. Знак Скорпиона связан с принципом земной любви и возрождения. Иоанну удалось преодолеть идею этого знака за счет абсолютного пренебрежения к самому себе. Тем самым ему удалось приобрести новое духовное измерение. В своем послании всеобъемлющего Логоса Иоанн преодолевает границы пространства и времени, и в соответствии с этим ему приписан новый знак — Орла. В греческо-ортодоксальной церкви часто обнаруживают двуглавого орла как символ Иоанна, стоящего над двойственностью пространства и времени. Логос — это слово христианская формула любви на абстрактном уровне; Логос, охватывая одновременно все вещи, снимает все противоречия благодаря любви, обнимающей всех и вся.
Символы четырех евангелистов изображаются с крыльями — указанием на то, что в них нашли выражение космические силы.
Сходный символ этих четырех основных сил имеется в египетской мифологии, это сфинкс, который имеет голову человека, тело льва, хвост быка и крылья орла. В эпоху раннего христианства евангелистов часто изображали в виде существ с телом животного и головой человека, подобно существам греческой мифологии, таким, как Минотавр. Лишь позднее их стали изображать отдельно, то есть евангелиста и рядом с ним его животное.
Эзотерики также рассматривают Матфея, Иоанна, Марка и Луку как символическое послание человеку: «Знай. Желай. Дерзай. Молчи».
Черновые материалы
- «…и из средины его видно было подобие четырех животных… Подобие лиц их — лице человека и лице льва… лице тельца… и лице орла»[2], истолковывается как указание на четырех евангелистов.
Иллюстрации
- Символы евангелистов Иоанна и Луки. Бляхи, украшающие баптистерий Каликста. Цивидале, ок. 770 г
- Символы евангелистов Матфея и Марка. Цивидале, ок. 770 г.
- Лука как живописец с тельцом. X. Шедель. Мировая хроника, 1493 г.
/ Иллюминированый манускрипт / Ирландия / — / — / © / [dkes с.хх]