- Ле́за, Ре́за
Громовник и божество дождя в мифологии бантуязычных народов тропической Африки (ила, тонга, биса, вемба, луба, субийя, каонде и др.; Замбии и Ю.-В. Заира).
Согласно мифам, Леза живёт на небе, его проявления — дождь, молнии, гром.
В мифах ила молнии — блеск глаз Леза, когда он сердится (по другой версии, молнии исходят из его рта), гром — его голос, звёзды — глаза; когда Леза спускается на землю, происходит буря. Посредниками между Леза и людьми выступают духи предков.
По-видимому, под влиянием культа предков, у некоторых народов первоначальный образ Леза-громовника приобрел качества, типичные для культурных героев-предков.
По представлениям биса и вемба, души умерших переходят в мир духов к Леза.
В мифах каонде Леза — и громовник, и демиург, и культурный герой. Он создал первых людей — Мулонга и Мвинамбузи, которые сначала были бесполыми и только благодаря Леза превратились в мужчину и женщину. Для этой пары Леза передал медовой птице три калебасы (сосуды из тыквы): в двух были семена полезных растений, а в третьей — смерть, болезни, хищные звери. Он запретил открывать калебасы до своего прихода, но медовая птица нарушила запрет, что привело к появлению в мире смерти, болезней и хищных зверей. Наказав виновницу бед, Леза научил людей строить жилища для защиты от зверей, выделывать шкуры, добывать огонь трением, выплавлять железо из руды и изготовлять топоры, мотыги, копья и т. п.; ввёл обычай брачного выкупа за жён.
|
См. также:
- Африканских народов мифология
- Громовник
- Демиург
- Культурный герой
- Дождь
- Молния
- Гром
- Мулонга и Мвинамбузи
|