Ой иясе
В мифологиях казанских и западносибирских татар, башкир «хозяин» дома, домовой, особая разновидность духов эе. В мифологии башкир и казанских татар Ой иясе покровительствует семье. Часто отождествлялся с абзар иясе. Представлялся в образе старика с длинными волосами, считалось, что он живёт под полом дома, куда ему ставили угощение. По ночам Ой иясе выходит оттуда, иногда работает:
Этими или другими способами оповещает семью о ближайшем будущем. Предвещая несчастье, Ой иясе всю ночь ходит по дому, тяжело вздыхает, стонет. При переселении в новый дом Ой иясе обычно приглашали с собой. Представления казанских татар и башкир об Ой иясе близки воззрениям о домовом финноязычных народов Поволжья и восточных славян и, видимо, генетически связаны с мифологическими традициями местного финно-угорского населения. В мифологии западносибирских татар Ой иясе — злой дух в виде безобразной старухи. Ой иясе ночами, невидимая, бегает по дому, шуршит, плачет, всячески беспокоит людей. Считалось, что кто-нибудь заболеет или умрёт, если в доме заведётся Ой иясе. Поэтому люди, уверенные, что в их доме поселилась Ой иясе, старались дом продать. Женский облик отражает раннюю стадию развития образа[1]. Образ домового встречается также в мифологиях других тюркоязычных народов:
|
См. также:
|
Литература
- Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Кайюм-Насыров, Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства, в кн.: Записки имп. Русского географического общества по отделению этнографии, т. 6, СПБ, 1880 < MNME
- Татары Среднего поволжья и приуралья, М., 1967, с. 361-62 < MNME
- Валеев Ф. Т., О религиозных представлениях западносибирских татар, в кн.: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера, Л., 1976, с. 325 < MNME
Примечания
- ↑ Ср. приписывание Ой иясе женских занятий у башкир и казанских татар.