Осёл

Материал из StudioSyndrome
Версия от 08:34, 5 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад) (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
 — рус. осёл, ослица; онагр
 — биол. Aequa asinus
————

Осёл — ближайший родственник лошади, родина которого — северо-восточная Африка. Он был одомашнен раньше лошади: в Египте ок. 4500 лет до н. э., а на Ближнем и Дальнем Востоке — ок. 3000 лет до н. э. Использовался осел, как вьючное животное, а также как тягловая сила — одно из первых немногих тягловых в Нубии, Египте, на Ближнем Востоке и в Средиземноморских странах.

Мифопоэтический образ осла распространён с глубокой древности и обладает широким спектром противоречивых значений, которые можно объединить в три группы:

  • представления об осле как священном животном, одной из ипостасей божества, объекте культа и т. п.;
  • осёл как символ глупости, невежества, упрямства, низости, ненависти, насилия, отсутствия достоинства, похоти, жизни в её материально-телесном аспекте;
  • воплощение терпения, смирения, умеренности, твёрдости и т. п.

Восприятие осла как культового животного характерно для древних культур, в которых обнаруживается связь осла с божествами. Как культовое животное осёл играл значительную роль в древней индоевропейской традиции. Он наделяется позитивным значением и сопутствует священным персонажам во многих религиозных текстах Азии, Ближнего Востока и Запада. Ритуальное убийство «ослиного бога» во время сатурналий, как и убийство «рождественского» дурака, возвращают к теме умирающего бога и мифологеме, отождествляющей жертвенное животное (осла) с божеством. Иногда осёл выступает как ездовое животное божества.

Ведущим мотивом в символике осла, прослеживающимся с самых древних, до современных представлений, является исключительная сексуальность животного. Показателен в этом смысле византийский текст XIV в., где описан спор животных о достоинствах каждого из них:

«Когда Осел услышал хвастовство Быка о том, что [у него] длинный и „обжигающий“ член, он чуть брыкнулся, негромко заржал, издавая вонь, вбежал, встал на середине, выставил вперед свои уши и стал говорить Быку: „Ты лжешь, болтливый, и чрезмерно хвалишься. У меня крепкий член, подобный большой дубинке, длинный, крепкий, плотный, ноздреголовый, не только больше, чем твой, но и превосходящий все у четвероногих животных И когда я движим страстью и несколько воспламенен, напоминает голову франкского сарсароле“»[1].

Широкое распространение имеют и рассказы о кастрации диким ослом (онагром) своих соперников, изложенная первоначально в древнегреческих «Рассказах о диковинках[2]». Согласно Псевдо-Аристотелю, основной мотив осла для таких действий — месть, а у Тимофея из Газы — борьба за лидерство:

«Рассказывают, что в Сирии в каждом стаде диких ослов всегда есть вожак и, когда кто-либо из молодняка покроет самку, вожак так раздражается, что теснит [неосторожного] до тех пор, пока у противника не подогнутся задние конечности; тогда он отгрызает его детородные органы[3]».

«Онагр — очень быстрое животное; обычно у стада есть вожак, который оставляет в живых новорожденных самок, а [новорожденных] самцов он либо убивает, либо пожирает их гениталии, дабы никто больше не мог править в стаде. Когда преследуют [онагра], он, пиная ногами, метает камни и отбивается от преследователей[4]».

Репутация осла как животного глупого основана более на баснях и фольклоре Западной Европы.

Некогда было очень широко распространено представление о возможности превращения человека в осла: об этом свидетельствуют соответствующие поверья (обряд жертвенного заклания осла на могиле предка должника у армян), сюжеты античной литературы, многочисленные сказки.

Образ осла широко используется в пословицах и поговорках, в аллегориях, эмблематике.

Основные значения:

  • бедность, терпение (терпеливость, выдержка), смирение (покорность — ослица, подчинение — ослёнок), умеренность;
  • мир, стремление к мирному существованию, стремление к свободе;
  • безграничная свобода, отшельничество, аскеза — дикий осёл;
  • трезвость суждений об окружающем мире, здравый смысл, житейская мудрость, способность к предвидению и проникновению в тайны;
  • чуткость, учтивость;
  • трудолюбие, готовность двигаться и тащить тяжести (до определённых пределов);
  • защита, предупреждение об опасности — крик осла;
  • прожорливость, неразборчивость, отсутствие вкуса;
  • леность (праздность), упрямство;
  • глупость, зазнайство, спесь;
  • плодовитость, вожделение, похоть, неудержимая похотливость, безрассудная страсть, непостоянство, супружеская измена;
  • инертная сила, зло;
  • опасность, постоянная готовность к обману (прикрытая ложной наивностью), дикость;
  • излишняя сентиментальность, толстокожесть, нечувствительность к доброте;
  • бедность, бедняк — как скотина, вечно тянущая воз;
  • удовлетворение (?).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Животные

Вол и осёл
Рождество Христово
Вход в Иерусалим
Бегство в Египет

Приап
Сет

Древний Восток

Предполагается, что осёл выступает священным животным у фригийцев, и (возможно) фракийцев.

В древних Финикии и Сирии образ осла связан с культом Ваала.

В Вавилоне в образе осла представлялся бог Ниниб.

Халдейская богиня смерти представляется стоящей на коленях на осле, перевозимого на лодке через реку преисподней.

В древнехеттских представлениях осел выступает как культовый символ плодородия, с которым сопоставляется плодородие женщины-царицы, произведшей множество детей[5].

Египет

Осёл встречается уже на изображениях, датируемых IV-м тыс. до н. э.

Выступает:

  • одной из форм солнечного божества в его аспекте растущего (восходящего) солнца, воплощением жизненной мощи;
  • воплощением бога «чужих стран» Сета в его тифоническом аспекте и олицетворения злого начала.

За малым исключением осел изображается как противник божественной власти:

  • 77 ослов противостоят солнцу, чтобы запретить ему утренний восход;
  • с ослом связывается убийство Осириса Сетом (Сутехом).

В Среднем царстве эти вытаскивающие зерно из земли животные рассматривались как подчиненные Сету существа, которые уносили присутствовавшего в зерне Озириса. С объявлением Сета вне закона его животное стало «козлом отпущения».

Со времени Нового царства к празднику Озириса относится ритуал, при котором «осел Сета» закалывается копьем. В Бузирисе удовлетворялись символической жертвой, когда образ осла печатали на жертвенных лепешках.

Иероглифический знак, обозначающий осла снабжен изображением ножа в загривке (плече) для нейтрализации тифонической силу животного. В магической магии этот знак выступает в качестве апоторопея, отвращающего несчастье.

Красный осёл — одна из самых больших опасностей, какие встречаются усопшим в последнем пути: демоны с ослиными головами охраняют ворота в нижний мир. Представления о том, что ослы красноватой масти способны обеспечить душе умершего безопасность в подземном царстве, способствовало почитанию таких животных.

Ослица, постоянно находящаяся в состоянии течки, считалась ненавистной для Изиды.

В речевом обиходе служит метафорой измученного носильщика тяжестей.

Античность

«Осел никогда не пойдет через мост, если вдруг заметит щель между досками и воду…», — Плиний Старший «История Природы».

Как божество плодородия — непременный участник фаллических мистерий; представлен в целом ряде скабрезных мифов[6].

В Дельфах было принято приносить в жертву именно ослов.

Атрибут:

  • Приапа;
  • Кроноса — Сатурна в его ипостаси «второго солнца». Он всегда горяч и распален Исидой[7];
  • Силена;
  • Диониса и его свиты — отражение его грубого, животного аспекта;
  • Тифона;
  • Цереры — входит в её свиту (?).

Крик осла спас спящую богиню домашнего очага от посягательств Приапа; на месте этого события позже построен храм Весты.

У Павсания приводится предание об Окносе: будучи в Гадесе он сплетал шнур, чтобы выбраться в мир живых, но некая ослица неустанно съедала этот шнур. Эта история служит аллегорией несчастливого супружества, в котором муж не успевает за тратами жены.

Как символ невежества и глупости предстаёт осёл в мифе о Мидасе. Ряд исследователей полагает, что в основе этой истории этиологическое обоснование жертвоприношения осла. Весьма возможно, что ослиные уши Мидаса — жертва различного восприятия больших ушей в разных традициях: в шумеро-семитской традиции они изобличают ум, а в греческой — глупость своего обладателя.

В Древнем Риме «ослиным богом» называли животное, ритуально убиваемое в середине зимы во время сатурналий (античный «праздник дураков»).

В эллинистическом мире осёл (как и козёл) ассоциируется преимущественно с похотью (распутством) и смешной глупостью.

Отношение древних евреев к ослу трактовалось эллинистическими писателями как культовое почитание и вызывало осуждение. Позже аналогичное обвинение адресовалось и христианам. Сохранившаяся на Палатине карикатура, которая изображает христиан, «молящихся распятому ослу» (человеку с головой осла), возможно, связана с отождествлением Яхве с Сатурном[8] или может также трактоваться как шутовской символ, эхо праздника Сатурналий[9].

Кавказ

Известен армянский обычай жертвенного заклания осла на могиле предка должника: если долг не будет выплачен, душа покойного превратится в осла.

Китай

Белый осёл — божественный скакун китайских бессмертных.

Также символизирует глупость.

Иран

В зороастрийской (сассанидской) традиции олицетворяющий лунные фазы космический трехногий осёл стоит посреди моря Фрахвкард. «Когда он кричит, все самки водяных тварей — творения Ормазда — беременеют, а все беременные водяные вредные твари, когда слышат этот крик, выкидывают [своих] детенышей[10]».

Индуизм

В ряде вариантов колесница Ашвинов запряжена ослом[11] или несколькими ослами, с помощью которых Ашвины выиграли соревнование, проводившееся по случаю свадьбы Сомы и Сурьи[12].

Осёл служит ваханой (ездовым животным) божеств, связанных со смертью:

  • Нерита — охранник Страны мертвых;
  • Каларатри — негативный аспект богини Деви.

Асура Денука также представлен ослом.

Ослы везли небесную повозку Раваны, когда он увозил Ситу.

Буддизм

Аскетизм, униженность.

Библия / Ветхий Завет

Нередко и вполне почтительно упоминается в Библии:

  • стада Иова насчитывали 500 ослиц;
  • Иаков, чтобы усмирить гнев своего брата, принес в жертву богу 20 ослиц и 10 ослят
  • ослиной челюстью Самсон громил филистимлян.

«Ослиным погребением будет он погребен: вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима[13]».

«Иссахар осел крепкий /… /и преклонил плеча свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани[14]».

Иудаизм

В древнееврейской традиции (белый) осёл выступает как священное животное судей, царей, пророков. Так было принято до времен царствования царя Давида (XI—X вв. до н. э.), когда знатные люди начали использовать мулов.

Согласно Захарии грядущий Мессия (священный царь) — «праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной[15]».

Ослица Валаама мудрее своего хозяина в постижении и исполнении божьей воли[16].

Рыжий осел — символ дьявола (?), зла и адского огня во многих священных древнееврейских текстах (?).

Ремень из кожи осла использовался для наказания виновного в соответствии с решением суда. Со времён царя Соломона, повеление которого дало начало коневодству[17] осёл, как неприхотливое животное, становится принадлежностью небогатого человека. Постепенно осёл приобретает значение символа угнетения, насилия, порабощения, а также миролюбия, бедности и терпения.

Гностицизм

Встречаются упоминания о почитании осла как священного животного в некоторых гностических сектах.

Христианство

Обвинение в почитание осла, вменявшееся античным миром в вину иудеям, позже адресовалось и христианам (как и некоторые гностические секты, рассматривали осла как священное животное — ?). Раннее христианство всеми силами открещивалось от какой-либо причастности к средиземноморскому культу осла. Раннехристианский «Физиолог» почти произвольным образом использует античные сведения о диких ослах в создании собственной декларации всеобщего аскезы, «добровольного отказа и самообладания».

«О диком осле. Написано у Иова: „Кто оставил дикого осла свободным?“. Физиолог говорит о диком осле, что он — глава стада Когда рождают пасущиеся [самки] самцов, отец их отсекает почтеннейшие их, чтобы они не могли оплодотворять.

Толкование. Патриархи семя телесное стремились сеять, апостолы же, дети их духовные, упражнялись в воздержании, заботясь о небесном семени, как сказано: „Возрадуйся, неимеющая плода, нерождающая, воскликни и пой, немучающаяся родами, потому что многочисленнее дети у оставленной, чем у имеющей мужа“. Ветхий [Завет] — это семя обетования, Новый — воздержания»[18].

Эсхатологические ожидания, благодаря которым любые проявления земной жизни утрачивают смысл, определили новую роль осла. Поколение, живущее ожиданием конца земной истории и предвкушающее вечную жизнь на небесах, не должно заботиться о продолжении рода — таков тезис первых христианских апологий. Размышления Тертуллиана[19] о брачном законе для христиан свидетельствуют о спорах и сомнениях, связанных с новой концепцией взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Оба автора говорят на тему воздержания и используют одни и те же аргументы с той разницей, что Тертуллиан не обращается за иллюстрациями к миру животных.

Постепенно осёл в христианской традиции стал эмблемой смирения, терпения и бедности. «Ослиный лоб» в средневековой символике — покорность, терпение. В бестиариях средневековья он ассоциируется с течением времени и знанием, так как дикий осел способен сообщать время своим криком: 25 марта он кричит 12 раз за ночь и столько же — днем.

Античный «праздник дураков» (сатурналии) имел в средние века продолжение в особом травестийном ритуале чествования осла, на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим. В средние века, главным образом на севере Франции, отмечался (14 января) т. н. «ослиный праздник» в память бегства в Египет. Наряду с этим существовали и официально освящённые церковной традицией ритуалы типа пасхального объезда патриарха на осляте в Москве в XVII в. В средние века осла связывался с вербным воскресеньем и со святым Николаем.

В религиозном искусстве наибольшую популярность имели такие ветхозаветные сюжеты и события жизни Христа, в которых фигурирует осёл, как:

  • Валаамова ослица, которая знает волю Божью лучше людей;
  • Жертвоприношение Исаака;
  • Рождество Христово;
  • Бегство в Египет;
  • Вход Господень в Иерусалим.

Осел и бык служат символическим выражением того факта, что самые смиренные из животных тварей признали родившегося Иисуса Сыном Божьим и указывают на бедность, сопровождавшую это событие. Позже это истолковывалось так, что осел символизирует язычников, а вол — иудеев. В сценах рождественских мистерий в последующие века осел вместе с волом — символы мира и жертвенности, поскольку вол всегда считался именно жертвенным животным.

Осел был выбран Иисусом Христом для въезда в Иерусалим, в знак его смирения. Темный крест на хребтовой части нубийского осла (порода, из которой и был выведен домашний осел) породил народные поверья о том, что это и есть божественный след, оставленный миру как память о том триумфальном въезде. Своеобразной аллюзией этого стала поговорка: «Конь Иисуса Христа», то есть осел. И еще: "Осел самого господа Бога носил… "

Как обычный транспорт для бродячих пророков, ведущих суровую, полную аскетизма жизнь, верховой ослик выступает неким противопоставлением коню воинов и знати. Как домашнее животное осёл упоминается в легендах о святых. Наиболее известны истории из житий Св. Иеронима — об осле, который возил дрова для монастыря, и Св. Антония Падуанского — об осле преклонившемся перед Святыми дарами.


Ослиные уши были частью шутовского колпака. «Дурь» в средние века являлась признаком недостаточной готовности к восприятию веры, что способствовало увязыванию осла с неверием (апостол Фома, иудейство) и сатаническими аллюзиями.

Известен правовой обычай средних веков, согласно которому прелюбодеи (женщины, уличённые в измене) приговаривались к публичной поездке верхом на осле.

Ослиная голова, присутствующая на средневековых эмблемах и знаках, как правило служит олицетворением милосердия, терпения и храбрости. Нередко, подобно бычьей голове, между её ушами помещается колесо или иной солярный знак, что, по мнению Бейли, указывает, что это животное является священной жертвой / на его жертвеннось[20].

Атрибут:

  • Антония Падуанского — стоящий на коленях перед потиром или просфорой;
  • апостола Фомы;
  • святого Гераднуса — ???;
  • Синагоги

Ислам

В мусульманской традиции осёл — одно из животных неба.

Астрономия/логия

Осел, как символ, связан с Сатурном (вторым Солнцем, звездой Израиля).

Алхимия

В латинской алхимии известен образ демона с тремя ослиными головами. Юнг определяет его как daemon triunus — хтоническую троицу, головы которой соответствуют трём основополагающим принципам материи — ртути, соли и сере[21].

Магия

Ослиная голова рассматривается как источник плодородия.

В народной медицине на осла «отсылают» болезни; копыта, уши, шкура, помёт осла и особенно волосы из тёмного креста на его спине считаются целительными.

Жир осла. Помогает при рубцах на лице и коже тела. А также весьма полезен при ожоге огнем.
Жир дикого осла. Если смешать его с костусом и смазать при болях в пояснице, то поможет. А также помогает при ветрах.
[ AANN ]

Геральдика

Весьма мудрый осел из французского города Бурже удостоился чести быть изображенным на гербе, сидящим на княжеском троне.

Эмблематика

Нагруженный сеном н овсом осел, жующий чертополох

  • Жевать, чтобы жить.
Символ несчастного человека, который, несмотря на то, что у него под рукой в изобилии имеются самые изысканные яства, проявляет поистине ослиную глупость, питаясь только самыми несъедобными и грубыми продуктами.
EMSI 42-1, с.285

Осел, ужаленный мухой

  • Самые незначительные вещи могут лишить покоя.
«Не должно игнорировать что-либо из-за малости, — ибо мы не знаем, что оно однажды нам принесет — хорошее или дурное».
EMSI; 6-14, с.131

Психология

Античные итифаллические изображения ослов и миф о Мидасе рассматриваются как выражение власти/главенства инстинктов и плотских желаний в ущерб духовности.

Сны, в которых фигурирует осёл, свидетельствуют о конфликте между плотским и духовным. Как разрушитель жизненного цикла осёл в сновидениях, особенно включённый в ритуал (торжество), является обычно посланником смерти, ассоциируется с нею.

Искусство

Осёл — частый персонаж в фольклоре и литературных произведениях — баснях (у Эзопа — фигурирует более тридцати раз, Федра, Бидпая и т. д.), апологах, фаблио, циклизованном книжном животном эпосе.

Тема о лютне и осле (он либо сам музыкант, либо слушатель) встречается уже в древней Месопотамии. Часто обнаруживается осёл в античных баснях, где, обычно, предстаёт фигурой, достойной осмеяния:

  • Осёл находит на поле лютню, пробует на ней играть, но извлекает лишь какой-то скрип. Тогда он отшвыривает инструмент, и сожалеет, что не учился музыке[22].
  • Увидев, что кабан и бык победили льва, и тот умирает, осёл подбежал и ударил льва копытом[23].
  • Погонщик бьет осла, чтобы тот бежал быстрее, ибо неприятель уже близко. Осёл спрашивает: значит ли это, что враг нагрузит на его спину ещё более тяжелую ношу? Погонщик отвечает, что нет. И тогда осел восклицает: «Какая же мне тогда разница, кто меня погоняет — ты или иной погонщик?»[24]
  • Осёл влез в львиную шкуру, чтобы испугать Лиса, но когда попытался зарычать, то издал ослиный крик[25].
  • Осёл тащил на спине некую святыню. Встречные люди приветствовали эту святыню, а осел думал, что это его приветствуют.

Осёл фигурирует в древнеримских комедиях Плавта, Теренция, превращённый в осла юноша — главный герой романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл».

Как и другие домашние животные, осёл часто сравнивается (отождествляется) с человеком (или человек с ослом).

В средневековом «Романе о Ренаре» придворным проповедником выступает осёл Бодуэн.

Шекспировский ткач Основа (Bottom)[26] имеет голову осла, — насмешка над потерявшими голову влюбленными.

Ницше сделал осла символом мудрости, соединив его в одном странствии с королями, которые предпочли отшельничество ценностям внешнего мира.

В сказках образ осла может быть наделён различными чертами:

  • терпением, спокойствием и скромностью;
  • мудростью, благоразумием, хитростью, предприимчивости — некий образ крестьянского рассудка, понимания собственных позиций и выгоды, помогающих ему выходить победителем в конфликте с другими[27];
  • глупостью и упрямством — привлекает своим рёвом внимание хищников, которые его поедают, и т. п.

Известны сказки о происхождении осла (напр., у алтайских татар).

————

В античном изобразительном искусстве осёл очень часто представлен в акцентированно фаллическом виде.

В средневековом искусстве (в частности, в скульптуре) довольно часты такие композиции, как музицирующий или стоящий возле яслей осёл, либо кортеж животных, среди них осёл отмечен особо. В живописи эпохи Возрождения можно часто встретить изображение осла, особенно в таких сюжетах, как жертва Исаака, Рождество Христово, бегство в Египет и въезд Господа в Иерусалим. Чаще всего осла можно увидеть в сценах Рождества Христова.

В светском изобразительном искусстве осёл обычно изображается как вьючное животное или животное бедноты; нередко служит для того, чтобы подчеркнуть контраст с богатством.

Верхом на осле изображаются:

  • Силен — толстый и пьяный;
  • Санчо Панса — крестьянин-«оруженосец» Дон Кихота;
  • Дева Мария — Бегство в Египет;
  • Иисус Христос — Вход в Иерусалим;
  • император Ираклий, лишенный при вступлении в Иерусалим своих одежд — История Креста Господня;
  • Валаам — на пути осла (ослицы) стоит ангел.

Осёл — атрибут персонифицированных Лени и Послушания (с мельничным жерновом).

Ослиными ушами снабжён колпак шута.

Ad vocem

«Осёл»:

 — в переносном смысле — глупец:
«осёл дарданелльский»;
«квадратный осёл», «осёл в квадрате»;
«патентованный осёл»;
«осёл среди ослов»;
«ослиные уши» < миф о Мидасе.
 — прозвище для членов религиозной секты или политической партии < Asinqrii — лат. «ослятники, почитатели ослов» — так римляне называли иудеев, а затем и вообще всех христиан (к этому относится граффити на Палатине в Риме).

«Ослиный лоб» — средневековое образное название покорного, терпеливого человека.

«Буриданов осёл» — иллюстрация проблемы свободы воли, невозможности окончательного выбора, рассуждения о необходимых действиях (необходимости действия) < В XIV веке французский философ Жан Буридан придумал анекдот об осле, который не будучи в силах сделать выбор между двумя охапками сена, умер с голоду.

«Ослиный мост»; «Мост для ослов» — лат. Pons asinōrum; Pons asini — перен. камень преткновения; средство для преодоления трудностей, понимания чего-либо труднодоступного < выражение возникло среди средневековых школяров как название теоремы Пифагора о квадрате гипотенузы (по форме чертежа из книги «Элементы» Эвклида, напоминавшего мост). В XVIII в. в школьном языке так назывались подстрочники и т. п. пособия.

«Осел из Чаттануги» — согласно преданию, во время Гражданской войны в Америке осёл в последний момент предостерег своим криком жителей города о нападении неприятеля.

Пословицы/поговорки:

«Asinus ad Lyram» — лат. «осел перед лютней» — античная.
«Multi sunt asini bipedes» — лат. «Много двуногих ослов» — античная.
«Лучше осёл, который меня весёт, чем конь, который меня сбросит», — испанская.
«О чем бы ты ни попросил осла, он тебе притащит либо воды, либо дров», — французская (XV в.).
«Потяни осла вперед, он попятится, потяни за хвост, он пойдет вперед».
«Осел может думать, что он — олень, но когда понадобится прыгнуть через ров, правда сразу выйдет наружу», — итальянская.
«Год обезьяны и месяц осла» — китайское выражение со значением «никогда».

«Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру, которому степь Я назначил домом и солончаки — жилищем?» — слова Господа к Иову[28].

«Осел будет тащить своё бремя, но не сверх его сил» — Сервантес, «Дон Кихот».

Ad notanda

Эмблема демократической партии США придумана в семидесятых годах XIX века Томасом Настом.

Литература

  • Топоров B. H. Одноимённая статья в MNME
  • Фрейденберг О. М., Въезд в Иерусалим на осле, в её кн.: Миф и литература древности, М., 1978 < MNME
  • Ball С. J., The ass in Semitic mythology, «Proceedings of the Society of Biblical Archaeology», 1910, v. 32 < MNME
  • Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p 83-84 < MNME
  • Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1961, p142-43, 462 < MNME
  • Roux J.-P., Faune et flore sacrees dans les societes altaпques, P., 1966 < MNME
  • AUAF; Гл. 12 «Дикий осел блюститель чистоты»
  • Псевдо-Аристотель. Рассказы о диковинках. 10 < AUAF
  • Плиний. Естественная история. VIII. 108 < AUAF
  • «Физиолог», с. 130 < AUAF
  • Тимофей из Газы. О животных. 22. 1 < AUAF
  • Исидор Севильский. Этимологии. XII. 1. 39 < AUAF
  • De bestiis et aliis rebus. II. 11 < AUAF
  • Английский бестиарий, л. 20 < AUAF
  • Dicta Chrisostomi, л. 40 об. < AUAF
  • Солин. Собрание достопамятных вещей. 27. 27 < AUAF
  • Hrabanus Maurus. De rerum naturis. VII. 8 (PL. III, 213A) < AUAF

Иллюстрации

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пророк Валаам и ослица. 1626 г. Пророк Валаам. Катакомбы Виа Латина в Риме. IV в.

  • Ослоголовое демоническое существо. Фреска. Микены, ок. 1500 г. до н.

Примечания и комментарии

  1. «О четвероногих» 644—655
  2. Считается, что источником этого сюжета в „Рассказах о диковинках“ послужило сочинение Феофраста „О разумении и нраве животных“.
  3. Псевдо-Аристотель. 10
  4. Тимофей из Газы. 22. 1-2
  5. Прим. AUAF-288
  6. Прим. AUAF-287
  7. KERL — 31
  8. KERL — 31
  9. KERL
  10. Бундахишн, с. 291
  11. PB I 34, 9; 116, 2; VIII 74, 7
  12. AB IV 7-9
  13. Иеремия 22:19
  14. Бытие 49:14
  15. Зах. 9, 9
  16. Чис. 22
  17. «И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы» (Третья книга Царств 4: 26).
  18. «Физиолог», с. 130
  19. О поощрении целомудрия. 6
  20. KERL — 4
  21. KERL — 32
  22. Федр
  23. Федр
  24. Басня Федра, заимствованная у Эзопа
  25. Эзоп «Осел и Лис»
  26. «Сон в летнюю ночь», 1595 г.
  27. В сущности таким был Санчо Панса, который поначалу изображается предельно простоватым, а затем обнаруживает незаурядные ум и смекалку.
  28. Иов 39: 5-8