Обходы
Славяне
Многообразие структурных вариантов обходов зависит от характера ритуальных действий и целей визита. Например,
- приходят в дом, чтобы исполнить обрядовые песни, поздравительные и благопожелательные приговоры;
- разыгрывают (нередко с участием ряженых) драматизированные сценки магического или религиозного характера;
- совершают действия, имеющие продуцирующее или охранительно-очистительное значение[1];
- водят по домам ряженого, сообщая, что собирают угощение именно для него;
- носят некий ритуальный предмет, предъявляя его хозяевам как знак конкретного праздника или как некий благопожелательный символ[2].
Хозяева принимали участников обходов как желанных гостей, веря, что их посещение обеспечит благополучие в семье и в хозяйстве.
Основная часть обходных обрядов приурочена к осенне-зимнему периоду. У славян-католиков ритуальные хождения по домам начинались с предрождественского поста[3]. Так:
- в день св. Николая (6.XII) ходили ряженые «Николаи», «микулаши»,
- в день св. Варвары (4.XII) — «варвары» или «барборки»,
- в день св. Люции (13.XII) — «люции», «люцки» и т. п.
Наиболее массовыми и разнообразными были обходы святочного и масленичного комплексов (Колядование, Кукеры).
Участие ряженых — типичная черта многих обходов.
- В зимнее время рядились в вывороченные кожухи, закутывались в солому, надевали устрашающие маски, изображали из себя чудовищ, нечистую силу, покойников, стариков, животных и др.
- В весенне-летний период[4] традиционным материалом для ряженья была свежая зелень, ветки, цветы, венки[5].
По сравнению с многолюдными шумными хождениями ряженых (обычно это происходило в вечернее или ночное время), иначе выглядели утренние обходы детей и подростков, которые совершались как магия «первого» посещения ритуального гостя, чьи положительные качества (молодость, здоровье, удачливость) должны были принести домочадцам благополучие и удачу (см. Полазник).
Благопожелательная семантика может быть признана наиболее типичной для большинства обходных обрядов, участники которых приходили в дом, чтобы:
- обеспечить хозяевам здоровье, урожай, приплод скота, яйценоскость птицы;
- изгнать из дома злых духов, змей и прочую «нечисть» (см. Лазарки);
- излечить больных (см. Русалии);
- чтобы предотвратить летнюю засуху (см. Додола).
По западнославянским поверьям, девушка в ближайший год не выйдет замуж, если ее дом не посетят колядники. Ритуальной обязанностью хозяев было вознаграждение пришедших; считалось, что чем щедрее их одарить, тем успешнее пойдут дела в хозяйстве. Именно идея взаимного дарообмена лежит в основе большинства обходных ритуалов (см. Дар).
Значительно реже участники обходов совершали ритуальные действия, направленные против хозяев. Например:
- накануне Великого поста парни носили ведро с разведенной глиной или навозом и пытались в каждом доме вымазать домочадцев (польское Поморье);
- или на масленицу ходили по домам, где жили не вышедшие замуж девушки, и старались привязать им к ноге «колодку» как наказание за безбрачие.
В таких случаях хозяева не «одаривали» визитеров, а «откупались» от них угощением, чтобы избежать участия в нежелательном обычае.
Литература
- Виноградова Л. Н. Одноимённая статья в SMES
Примечания
- ↑ Осыпают хозяев зерном, обливают водой, бьют ветками, танцуют с домочадцами для урожая, выметают углы дома, производят ритуальный шум, символически изгоняют из дома злых духов и т. п.
- ↑ Украшенное деревце, ветки, камень или кусок железа, макет рождественской звезды, крест, вертеп и т. п.
- ↑ То есть в течение четырех недель до Рождества
- ↑ Юрьев день, Троица, Русальная неделя, Иванов день
- ↑ Ср. восточнославянские обычаи «вождения русалки», «куста», «тополи», сербские обходы «Зеленого Юрия» и т. п.