Анхис

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
Бронзовый рельеф с Афродитой и Анхисом. Ок. 350 г. до н. э.

Лат. Anchises.

Греч./Римск. Отец Энея.

Когда юный Анхис пас стада в окрестностях горы Ида, к нему явилась плененная его красотой Афродита, выдавшая себя за дочь фригийского царя Отрея. Сблизившись с ним, богиня открыла ему, что родит от него славного героя Энея, но запретила разглашать тайну их брака (Hymn. Horn. IV 53-291). Однако во время пирушки с друзьями нарушил запрет и был за это сражен молнией Зевса (по древнейшему варианту, очевидно, насмерть, так как «Илиада», несколько раз называющая Энея сыном Афродиты и Анхиса, не упоминает последнего среди живых). По поздней версии, Анхис от молнии Зевса лишился сил или ослеп. В ночь падения Трои Эней вынес его на своих плечах из горящего города (Verg. Aen. II 699—723). Анхис скончался в пути, по одним источникам, в Аркадии у горы Анхисии, где показывали его могилу рядом с древним храмом Афродиты (Paus VIII 12, 8), по другим,- в южной Италии или Сицилии. Эней устроил в честь отца погребальные игры, к которым римляне возводили Троянские игры, отмечавшиеся вплоть до периода империи. Миф о любви Афродиты и Анхиса, имеющий аналогию в многочисленных греческих мифах о соединении богинь со смертными, был сначала использован представителями рода Энеадов в Троаде для укрепления своего авторитета, затем римским родом Юлиев (в том числе Юлий Цезарь), возводивших через Энея свое происхождение к богине Венере.

Литература

Анхис изображен главным образом в «Энеиде» Вергилия: Эней выносит отца из пылающей Трои; какое-то время он странствует вместе с сыном, умирает в Сицилии; Эней спускается в царство мертвых, чтобы услышать предсказание духа отца о великом будущем государства, которое Эней основоположит.

Искусство

Наиболее известна скульптурная группа Бернини «Анхис, на плечах Энея покидающий Трою».

МНМ

греч. Anxisns
лат. Anchises

В греческой и римской мифологиях отец Энея. Когда А. пас стада в окрестностях горы Ида, к нему явилась пленённая его красотой Афродита, выдавшая себя за дочь фригийского царя Отрея. Сблизившись с А., богиня открыла ему, что родит от него славного героя Энея, но запретила разглашать тайну их брака (Hymn. Hom. IV 53-291). Однако А. во время пирушки с друзьями нарушил запрет и был за это сражён молнией Зевса (по древнейшему варианту, очевидно, насмерть, так как «Илиада», несколько раз называющая Энея сыном Афродиты и А., не упоминает последнего среди живых). По более поздней версии, А. от молнии Зевса лишился сил или ослеп. В ночь падения Трои Эней вынес А. на своих плечах из горящего города (Verg. Aen. II 699—723). А. скончался в пути, по одним источникам, в Аркадии у горы Анхисии, где показывали его могилу рядом с древним храмом Афродиты (Paus VIII 12, 8), по другим, — в южной Италии или Сицилии. Эней устроил в честь отца погребальные игры, к которым римляне возводили Троянские игры, отмечавшиеся вплоть до периода империи. Миф о любви Афродиты и А., имеющий аналогию в многочисленных греческих мифах о соединении богинь со смертными, был сначала использован представителями рода Энеадов в Троаде для укрепления своего авторитета, затем римским родом Юлиев, возводивших через Энея своё происхождение к богине Венере (см. рис.).

В. Н. Ярхо [Мифы народов мира. Энциклопедия: Анхис, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 572 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 91 Словарь)]