Барабан

Материал из StudioSyndrome
Версия от 18:53, 5 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Tambour Caisse cylindrique dont les fonds sont formés de peaux tendues.

[ghhe]

Tambourin Tambour provençal à deux peaux, à fût long et étroit.

[ghhe]

Ударный музыкальный инструмент, многочисленные разновидности которого (литавры, бубны, тамбурины, тимпаны) известны повсеместно и едва ли не со времён неолита. Бубны известны шумерам и в Древнем Египте (три и четыре тысячи лет до н. э.) На Моравах был во время раскопок обнаружен бубен, возраст которого около шести тысяч лет. выполняющий традиционную и значительную роль средства коммуникации (общения) и связи (в том числе и со сверхъестественными силами).

Разнообразие и распространённость барабанов обусловлена разнообразием их функций:

  • сигнальных,
  • коммуникационных,
  • религиозных и
  • магических.

Согласно Шнайдеру, наиболее мистический среди всех музыкальных инструментов. Будучи предметом культа и вместилищем сокровенных сил, барабан рассматривается как действенный инструмент воздействия на космические ритмы, явления и события. Во многих культурах (как примитивных, так и развитых) приравнивается к жертвенному алтарю, выступая как посредник между небом и землей.

Барабан, литавры и тамбурин применялись для достижения изменённых состояний сознания (г.о., в экстатических культах) и для поддержания нужного ритма в действиях, требующих слаженности. Широкое распространение получило использование барабанов (чаще всего, литавр) для поднятия боевого духа войск.

Изначальная символическая интерпретация связана с извлечением звука определенного тембра и ритмом, задаваемым ударными инструментами. В символизме примитивного барабана важны не только ритм и тембр, но и материал, из которого изготовлены барабаны[1]. Материалы, из которых его изготавливают, дерево и кожи, — сами символизируют защиту. Создание подобных барабанов и бубнов сопровождается особыми ритуалами.

Основные значения:

  • гроза, молния и гром[2]
  • плодородие, связанное с дождём;
  • изначальный звук, звук космической энергии, любой звук вообще;
  • ритм Вселенной; божественная истина, откровение;
  • хвала божеству, культ, жертвенный алтарь, приношение;
  • экстаз, радость, веселье, лёгкость — тамбурин, тимпан, бубен;
  • традиция и магия, изгнание злых духов[3];
  • речь, оповещение, предостережение, обмен сведениями;
  • марш, сигнал к началу сражения;
  • тщеславие.

  • «Древо мира», «первичный корень» Земли, Свет (?).

На символическую трактовку влияет также форма барабана:

  • в форме песочных часов — противоположности, «взаимоотношения между двумя мирами» (горним и дольним);
  • круглый — образ земного шара, его чашеобразная форма и шкура соответствуют символизму стихии земли;
  • в форме бочонка — ассоциируется с громом и молнией[4].

В сочетании с флейтой или волынкой устойчиво ассоциируется с войной и военным бытом, а в новое время — также с экзекуцией: под бой барабана наказывали палками (шпицрутенами, плетьми).

Звук барабана или бубна ассоциируется также с аукционом и продажей имущества с молотка.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Орудия
Музыкальные инструменты

Кастаньеты
Колокол
Систр
Трещётка
Цимбалы

Африка

У африканских племен ассоциируется с сердцем, обладает магической силой.

Как инструмент звуковой связи служит для оповещения на больших расстояниях посредством специфического «барабанного языка». Говорящие барабаны — атумпаны — могут воспроизводить значение слов, поскольку мелодика африканской инструментальной музыки не отделяется от разговорного языка, богатого своей интонационной содержательностью. Поэтому информация, передающаяся в европейской традиции исключительно через изречённое или письменное слово, в Африке часто связывается с мелодическим интонированием ударных инструментов.

Античность

Барабан, цимбалы (тарелки) и тамбурин (бубен) служат для ритмического сопровождения экстатических танцев. В культе Кибелы-Аттиса посвящаемый пил из цимбалы и ел из бубна. Непременный атрибут ритуалов в честь Диониса.

Символ сексуальных оргий.

Имеют барабан или тамбурин своим атрибутом:

  • фригийская Великая Мать (подобна Кибеле и другим богиням);
  • Геркулес — переодетый женщиной держит тамбурин;
  • Эрато(муза любовной поэзии) — тамбурин (иногда);
  • менады (вакханки) — танцуют под звуки тамбуринов, сопровождая Диониса.

В Риме барабан связан с Марсом.

Шаманизм

Ритм, служащий костяком, основой мелодии, соотносится с костяком человеческого тела, что делает барабан в шаманской традиции символом жизненности тела и естества природы.

В шаманизме барабан наделен магической силой для вызывания духов и вызова состояние экстаза. Он изготавливается из шкуры священного животного и священного дерева (приобретая и их мистический смысл) и трансформирует сакральную энергию шамана в ритм и звук, которые, в свою очередь, помогают привлекать благосклонных к нему духов. В состоянии экстаза шаманы видели себя перемещающимися вне материального мира.

Магический баран (Камлат — род бубна, с нарисованными иероглифическими изображениями) употребляется у татар в Сибири, чтобы заставить появиться дьявола. Оглушительная какофония предшествует вызову; скачущий колдун, жестикулируя, аккомпанирует воем своему звучному инструменту. Наконец, дьявол с севера является, под видом чудовищного медведя, часто для того, чтобы поколотить вызывателя..

Китай

Олицетворение голоса Небес.

Эмблема даосского бессмертного Чанг Куо-Лао.

Япония

Звуком барабана созывают на молитву.

Сам инструмент ассоциируется с петухом.

Индуизм

Символизирует как разрушительную, так и созидательную силу индуистских богов.

Атрибут богов-разрушителей Шивы и Кали, особенно в её ипостаси Дурги.

Барабан Шивы соотносится с изначальным звуком творения и космическим ритмом танца Натараджи.

Как атрибут воинственного Индры связан с войной.

Эмблема богини музыки и искусств Сарасвати.

Буддизм

«Глас Закона (Дхармы)», «барабан бессмертия во тьме мира», который пробуждает невежд и ленивцев.

Предвещает радостные события.

Иудаизм

На Ближнем Востоке бубен или небольшой барабан — традиционный инструмент женщин.

И пришел Йеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами[5].
Книга Судей 11: 34
Впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами
Пс 67: 26
Да хвалят имя его с ликами; на тимпане и гуслях да поют Ему
Пс 149: 3
И взяла Мариамь пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.
Исх 15: 20-21

Магия

Стучать в котлы в барабан или бубен — древний вид заклинание дождя с помощью имитации грома.

Геральдика

Барабаны изображены в составе воинской арматуры на гербе Тобольска. [EMSY,423]

Эмблематика

Входит в число атрибутов

  • аллегории Веселья;
  • персонифицированной Азии;
  • персонифицированного Порока (см. Геркулес).

[EMSY,64,180, 334]

Барабан.

Без боя и грома он есть бесполезен.
Sine fremitu nihil.
Elle est inutile, si elle ne fait du bruit.
Sie ist nichts ohne Getöse.
She is good for nothing without a noise.
EMSY,50

Барабан.

  • Я создан для того, чтобы в меня били.
Символ неудачной позиции, в коей человек, не смея сопротивляться, страдает сам.
EMSI, 24-8

Ad vocem

Пословица:

Где гремят барабаны, там право молчит! < лат. Inter arma silent Leges (Цицерон)

Отрывок из народной баллады:

В котлы, как в барабаны-бубны стали бить, к войне пошло, знать, дело!

Повидали мы трусливых тварей, которым голос барабана так же приятен, как рычанье дьявола.
У. Шекспир «Генрих IV»
О, прощайте, поднимающие дух бойцовский, барабаны.
У. Шекспир «Отелло»
Танцуем мы и в барабаны бьем — там Марс, а тут Венера!
А. Нарушевич «Редуты»
Ударьте в барабаны, затрубите в роги, для наших сердец, для наших ног! За Буг! За Буг!
С. Гощиньский «Марш за Буг»
Будем немы, как дырявые барабаны!
Ч. Диккенс «Записки Пикквикского клуба».
Бей в барабан из шкуры лояльной, что на всех языках означает одно: «Да здравствует!»
М. Конопницкая

Иллюстрации

Алтайский бубен с изображением вертикальной модели мира. (Ленинград, Музей антропологии и этнографии) Трёхчастное деление мира на саамском шаманском бубне. Стокгольм. Северный музей Синь Син-гоу. Гравюра из книги "Иллюстрированные записки о поисках духов(трёх религий)". Москва, Библиотека им. В. И. Ленина

Литература

  • KERL-18
  • KERL-50
  • KERL-60

Черновые материалы

Примечания

  1. KERL-18
  2. Атрибут всех богов грозы.
  3. KERL-60
  4. KERL-50
  5. Танцами.