Весы, предмет

Материал из StudioSyndrome
Версия от 00:09, 6 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Описание

весы́
≈ чаши весов
лат. libra
—————————


Инструмент халдейского происхождения, в наиболее распространённой форме представляющий собой двуплечный рычаг с двумя одинаковыми подвесными чашками, уравновешенными симметрично друг относительно друга и центральной оси. Весы такого типа в древнем Египте появились уже около пяти тысяч лет до н. э.


Мифологический символ божественного, и в особенности — загробного, правосудия, восходящий к учениям многих религий о воздаянии на посмертном суде, принимающем решения посредством взвешивания добрых и злых деяний умершего.

Основные значения:

— истина, правда, правильное решение, божественное суждение;
— юрисдикция, суд, земная справедливость, правосудие как соответствие и равенство вины и наказания (преступление и наказание, грех и покаяние);
• судья, арбитр — стрелка, язычок весов: он незначителен на первый взгляд, но может решать судьбу;
— равновесие, равенство, гармония и экономность;
— учтивость, умеренность, мера, серьезность, достоинство;
— значение, мощь власти;
— сомнение, страх, месть, голод, недостаток, смерть;
— бремя;
— беспристрастие(ность), равновесие противоположностей и дополняющих друг друга факторов и оппозиций:
• юг-север,
• восход-закат,
• развитие-замирание, застой,
• мужчина-женщина,
• добро-зло и т. д.

Отчасти разделяет символику других символических образов, обладающих центральной симметрией:

лабрис,
Древо Жизни,
— дерево Cефирот, etc.
«Здесь пригнетается — там поднимается». Й. Босхиус, «Символография», 1702 г.

Смотри:

Орудия

• Весы

~ в геральдике
~ в астрологии


Смотри также:


Гермафродит
———

• Взвешивание

———

Древний Восток

В жанре причитаний в шумерской литературе и в подражаниях ему в литературе хеттской[1] засвидетельствованы представления, согласно которым взвешивание находилось под покровительством бога солнца.

Египет

Весы — непременный атрибут суда Осириса, во время которого Анубис по повелению Тота взвешивает сердце умершего, используя в качестве мерила статуэтку Маат или страусовое перо — её символ[2]. Результат взвешивания оглашал павиан.

«И не находилось на этих весах слишком легких сердец![3]»

00-00-000-000.jpg Смотри также:

Осирис

Анубис

Тот

Маат

Сердце

Античность

Согласно Гомеру, Зевс на своих золотых весах определяет участь соперничающих людей или войск:
• во второй битве троянцев с ахейцами, когда длившаяся с рассвета до полудня схватка не выявила победителя, Зевс взвесил судьбы обоих народов — несчастье выпало грекам;
• подобное же говорится об опредеоении судеб Ахилла и Гектора.

Аналогичным образом при сражении Энея с Турнусом «сам Юпитер поднял чаши весов, решая: кому из них какая участь выпадает[4]».

В качестве своего атрибута весы имеют:

— Немезида;
— Фемида — вместе с мечом представляют высшую справедливость и воздаяние;
— Кронос и Сатурн;
— Удобный Случай — весы на острие меча.
00-00-000-000.jpg Смотри также:

• Немезида

Фемида

Кронос

Зевс

Удобный Случай

Тибет

В сценах загробного суда хорошие и плохие дела символизировали белыми и черными камешками на чашах весов.

Иран

В маздеизме бог справедливости Рашну с Митрой — бог правды, истины; и Сраоша — бог религиозного послушания, взвешивали в золотых чашах весов людские грехи. Смотри также:

Иранская мифология

———

Рашну

Митра

Сраоша

Индуизм

Весы — dhata, знак королевской административной и военной власти, символ касты кшатриев.

Древнеиндийской традиции известны взвешивания:

• определяющее нравственные достоинства умершего человека[5].
• как инструмент ордалий (божьего суда): на одну их чашу помещался обвиняемый, на другую — земля.

При этом к весам обращались с ритуальным воззванием, в котором утверждалось, что они — выше богов, демонов и смертных по способности отличать благие дела от дурных.

00-00-000-000.jpg Смотри также:

• Касты

Библия / Ветхий Завет

«Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему[6]».
«Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме[7]».

Иудаизм

В древней Иудее символ голода и недостатка, когда требуется взвешивать нечто, разделяемое среди нуждающихся.

В книгах пророков отмечаются представления о весах божественного правосудия:

«И вот, что начертано: МЕНЕ, ТЕКЕЛ, ФАРЕС. Вот — и значение слов: МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким; ФАРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам[8]!»;
«Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, — пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность[9]».
Смотри также:

Пир Валтасара

Христианство

Знак вершимого суда, инструмент отделения добрых от злых, праведников от грешников. В средние века обвиняемых в колдовстве взвешивали, помещая на вторую чашку весов окованную металлом Библию: согласно общепризнанным представлениям того времени, дьявол уменьшает вес своих приверженцев. Подобные весы до наших дней сохранились в голландском городе Оудеватер; к чести последнего, ни один из испытуемых не был признан виновным.

Весы своим атрибутом имеют:

— Судья мира на Страшном суде;
— архангел Михаил;
— Глад — третий всадник Апокалипсиса на вороном коне, который "… держал в руке весы, и слышен был глас, произносивший: «мерка пшеницы за динарий, и три мерки ячменя за динарий[10]!»;
— Св. Мавр — молодой ученик Св. Бенедикта.
Смотри также:

• Судья мира

Михаил, архангел

Глад

Бенедикт Нурсийский, Св.

Лёгкость

Ислам

Ангел Джибрил заведует взвешиванием душ, после которого ничтожные из них отправляются в геенну[11]. Смотри также:

Джибрил

Джаханнам

Геенна

Эмблематика

00-00-000-000.jpg Две чаши весов[12]
————
См. рис. 4 в табл. 53.
————
00-00-000-000.jpg Весы, находящиеся в равновесии[13]
————
  • Ни на чьей стороне.

Подлинному правосудию не следует склоняться ни к одной из сторон. Оно должно быть беспристрастным и непредубежденным, а также строго и точно взвешивать обстоятельства, относящиеся исключительно к сути рассматриваемого дела.

————
00-00-000-000.jpg Весы с двумя чашами символ правосудия[14]
————
«Остерегайся неверных весов и мер,
И воздавай каждому по заслугам;
И если ты потерпишь неудачу,
Вспомни, кто сказал, что
Какой мерой ты меряешь,
Такой и тебе отмеривать будут».
————

Психология

Как атрибут справедливости символизирует внутренние, сдерживающие влияния самоконтроля[15].

Символ внутренней гармонии и взаимосвязи между левым — бессознательное, материя; и правым — сознание, или дух; представляющий «Соединение».

В толковании снов связаны с мерой справедливости и воздаяния.

Смотри также:

• Левое и правое

Искусство

В изобразительном искусстве весы своим атрибутом имеют:
— Фемида как богини общественного порядка, закона, порядка и истины;
— Гермес как бог торговли (?);
— персонифицированные Диалектики и Логика — взвешивают правду и ложь (истинное и ложное);
— Голод — иногда представляется с весами, на чашах которых ничего нет.

В качестве знака Зодиака весы ассоциируются с сентябрем.

Меч, брошенный на чашу весов воином — Бренн.

В эмблемах, знаках и аллегориях весы часто изображаются внутри круга, увенчанного геральдической лилией, звездой, крестом или голубем[16].

Смотри также:

• Диалектика

• Логика

Сентябрь

Бренн


• Голод

Ad vocem

«То слишком боязливый, то слишком дерзкий — на весах не взвесишь». — И. Красицкий «Монахомахия».
«Libra iusta iustitiam servat»лат. Справедливые весы служат справедливости.
«Omnia tempus revelat»лат. Время всё выявляет.
«Время — наилучший судья».
«Время — отец Истины».

Литература

Иванов В. В., Весы // MNME
Матье М. Э., Древнеегипетские мифы, М. — Л., 1956, с. 62-63 < MNME
Фрейденберг О. М., Миф и литература древности, М., 1978, с. 70, 155, 156, 162 < MNME
Onians R. В., The origins of European thought about the body, the mind, the soul, the world time and fate, 2 ed., Camb., 1954, p. 326, 397-98, 409-10, 416 < MNME

Иллюстрации

Атрибуты справедливости — весы и фасции. В. Картари, 1647 г. Аахен Ханс фон: Торжество Истины и Справедливости 00-03-789-000.jpg 00-03-790-000.jpg 00-03-791-000.jpg

Примечания и комментарии

  1. «Молитва принца Кантуцилиса», ок. XV в. до н. э.
  2. «Книга мёртвых»
  3. Папирус Ани, ок. 4000 г. до н. э.
  4. Виргилий „Энеида“
  5. Шат.-бр. XI 2, 7, 33 след.
  6. Притчи 11: 1
  7. Притчи 16: 11
  8. Дан 5:27-28
  9. Иов 31: 5-6
  10. Откровение Иоанна 6: 5-6.
  11. Коран 23: 104
  12. EMSI, таб.41-7
  13. EMSI, таб.53-4
  14. EMSI, таб.4-1
  15. KERL-40
  16. KERL-4