Тотем

Материал из StudioSyndrome
Версия от 06:17, 6 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Фетиш
Идолы
Австралийская мифология

Австралия и Окания

В австралийской мифологии, у юленгоров, живущих в Арнемленде, мифические предками. Сестры Джункгова, приплывают с севера по ими самими созданному морю. В лодке они привозят различные тотемы, которые развешивают для просушки на деревьях. Затем тотемы помещаются в рабочие сумки и во время странствий прячутся в различные места. Из тотемов появляются десять детей, сначала лишенных пола. Затем спрятанные в траву становятся мужчинами, а спрятанные в песок — женщинами. Они делают для своих потомков палки-копалки, пояса из перьев и другие украшения, вводят употребление огня, создают солнце, учат потреблять определенные виды пищи, дают им оружие, магические средства, обучают тотемическим танцам и вводят обряд посвящения юношей. Хранительницами ритуальных секретов, по этому мифу, являются сначала женщины, но мужчины отнимают у них свои тотемы и секреты, а прародительниц отгоняют пением. Прародительницы продолжают путь, образуя рельеф местности, новые кормовые территории и родовые группы людей. Вновь достигнув моря на западе, они отправляются на острова, которые перед тем возникли из вшей, сброшенных прародительницами со своих тел.

Спустя много времени после исчезновения Джункгова на западе появляются две другие сестры, родившиеся в тени за садящимся солнцем. Они завершают дело своих предшественниц, устанавливают брачные классы и вводят ритуал великой матери — Гунапипи (Кунапипи), в котором частично инсценируются их деяния. Сестры обосновываются в определенном месте, строят хижину, собирают пищу. Одна из них рождает ребенка. Сестры пытаются варить ямс, улиток и другую пищу, но растения и животные оживают и выпрыгивают из огня, начинается дождь. Сестры пытаются танцами отогнать дождь и страшного змея-радугу, который приближается к ним и проглатывает сначала тотемных животных и растения («пищу» сестер), а затем — обеих женщин и ребенка. Находясь в брюхе змея, сестры мучают его. Змей выплевывает сестер. При этом ребенок оживает от укуса муравьев.

Сестры Ваувалук (так их называют юленгоры и некоторые другие племена) представляют собой своеобразный вариант тех же матерей-прародительниц, воплощающих плодородие.

Р. М. Берндт находит в проглатывании змеем сестер также эротическую символику, связанную с магией плодородия.

… патриархальный всеобщий отец (Нурундере. Кони, Вирал, Нурелли, Бунджиль, Байаме, Дарамулун), живущий на небе и выступающий в роли культурного героя и патрона обрядов инициации. Мать и отец могут принадлежать к различным, иногда сразу к нескольким тотемам (каждая часть их тела может иметь свой тотем) и, соответственно, являться общими предками (то есть носителями и первоисточниками душ) различных групп, людей, животных, растений. (из ст. Австралийская мифология)

► единство клана;

Изображение охранительных божеств, духов или сил Природы, либо защитник конкретного племени.

В этнографии обычно сверхъестественный дух-покровитель или родоначальник племени, представленный в образе животного или другого природного объекта.

Слово широко известным благодаря гигантским, вырезанным из ствола дерева столбам индейцев северо-западного побережья Северной Америки (тлинкитов, хайда, цимшиан, квакиутль). Близ основания столбов находились овальные отверстия, изначально бывшие дверями в церемониальное помещение, которое, однако, сохранилось лишь в редких случаях.

Резные изображения представляли «гербовых животных» племени, обычно в виде символических фигурок духов различных животных, присутствующих в мифах (медведя, ворона, орла, бобра и др.) и с которыми племя чувствовало особую внутреннюю связь. Они представляют мифических духов предков или символизируют качества, которыми восхищался клан.

Эти культовые изображения многие десятилетия были лишь музейными объектами. В последнее время благодаря реставрации традиционных культур снова включаются в духовную жизнь современных индейцев.

В ритуалах посвящения тотем может выступать и как дух, оберегающий человека.

В отношении тотема (как и в случае связи названий животных с личными именами) остается открытым вопросом, можно ли говорить здесь о глубоко прочувствованной связи с ним отдельного человека или группы людей. Это относится и к использованию животных и сказочных существ в геральдике. Даже если у людей отсутствует чувство принадлежности к ним, они могут стать символами позитивно оцениваемых людьми качеств, которыми те хотели бы себя украсить (мужество, сила, воинственность), поэтому и предпочтительны были образы «царственных» животных (орел, лев).

Египет

У отдельных племен Древнего Египта, позднее объединенных в номы, бытовали изображения сходные с «тотемными животными» (бык, корова, антилопа и т. д.), помещаемые на стандартного вида столбах с поперечной балкой. Мифологическая основа для выбора таких символическох существ не известны.

Античность

В античности подобные «гербовые животные» отдельных племен были «пережитками первоначальных фетишей животных» (Э. Штемплингер). В легендах обычно сообщалось, что священные животные указывали путь к более поздним местам обитания и святилищам.

Аполлон в образе священного ворона провел жителям острова Фера (Санторин) ок. 630 г. до н.э. в Кирену.

Два ворона указывали Александру Великому путь к святилищу Зевса-Амона.

Эней и основатели колонии Кумы были ведомы голубями.

Основатели Эпидавра следовали за змеей,

самниты - за быком,

гирпины - за волком.

Заяц указал, где должен быть основан город Бойи.

Рой пчел указал путь к пещере беотийскому герою Трофонию, ставшему прорицателем.

Иллюстрации

14-метровой тотемный столб индейцев хайда (сев.-зап. побережье Сев.Америки с вороном на вершине).

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии