Геракл
В качестве героя Геракл (Геркулес) символизирует самоосвобождение личности в поисках бессмертия, /искупление грехов и проступков страданием и «героической борьбой». На этом пути он смог, ради себя самого и своего брата (существование которого связывает Геракла с мифом о Близнецах), победить, подчинить себе или уничтожить всех чудовищ (воплощения Порока, бедствий и злых сил), причем сам процесс борьбы развивался постепенно и планомерно (15).
Атрибутами Геракла являются палица (символ сокрушительной силы или уничтожения — не просто победы) и шкура немейского льва (символ Солнца) (18). Геракл не мог браться за новую задачу, не завершив победоносно предыдущей. На основании этого античные и средневековые алхимики толковали миф о герое Геракле как выражение духовной борьбы, которая ведет к «овладению золотыми яблоками в Саду Гесперид», — или к бессмертию. Пиобб связал 12 подвигов Геракла со знаками Зодиака (подтверждая тем самым определенный другими исследователями мифа солярный характер героя), а именно: победе Геракла над великаном Герионом и разбойником Каком соответствует Овен; Критскому быку — Телец; Столпам — Близнецы; Лернейской гидре и Стимфалийским птицам — Рак; Немейскому льву — Лев; Амазонкам — Дева; Стенам Трои и Авгиевым конюшням — Весы; Эриманфскому вепрю — Скорпион; Кентаврам и Диомедовым кобылам — Стрелец; златорогой Керинейской лани — Козерог; орлу и Прометею — Водолей; чудовищу, напавшему на Гесионы, — Рыбы (48). [КЕРЛОТ]
Раненый стрелой Геракл с палицей. символ того, "что благородных и смелых раны побуждают к доблестным и храбрым поступкам, а презренных и трусливых — запугивают и ужасают. [EMSI; табл.16-9, с.170]
Геркулесова палица. символдобродетели, разрушающей пороки (чудовища мифологии как их персонификация). [EMSI; табл.8-6, с.138] --
Геркулес (греч. — Геракл). В греческой мифологии герой и персонификация физической силы и храбрости, одна из наиболее популярных фигур в античном и более позднем искусстве. Его двенадцать подвигов, в которых он торжествовал победу над злом, — это отчасти миф, отчасти героическое сказание. Они отражают его двойственную природу — как бога и как героя.
Есть основания полагать, что его история основан на некой исторической фигуре. Даже если это так, многие из его подвигов несут печать сходства с мифами других стран Восточного Средиземноморья. Намного более древнее шумерское сказание о Гильгамеше повествует о герое, убивающем льва, подобно тому как Геркулес убил немейского льва — подвиг, которому имеется христианская аналогия в истории САМСОНА. Центральный эпизод сказания о Гильгамеше — сошествие героя в подземный мир, как и сошествие туда Геркулеса, чтобы вернуть Алкестиду. Эта история также имеет христианскую параллель в СОШЕСТВИИ ВО АД.
В античном мире Геркулесу поклонялись как защитнику людей и хранителю городов, и его культ был широко распространен и имел важное значение для римлян. Согласно мифу, он был сыном смертной женщины -Алкмены — и Юпитера, принявшего облик ее мужа Амфитриона, пока тот отсутствовал, что вызвало ревность жены Юпитера Юноны. Помимо своих двенадцати подвигов, Геркулес совершил еще много других поступков. и после смерти был вознагражден Юпитером — отец богов обессмертил его: он был взят на Олимп в колеснице Минервы, богини, которая была его защитницей при жизни.
В искусстве его подвиги служили сюжетами для фресок, а фигура Геркулеса была особенно привлекательна для скульпторов. По этой причине он не столь часто появляется в картинной галерее, как этого можно было бы ожидать, учитывая такую его популярность. Типичный образ — это фарнезский Геркулес античного скульптора Гликона (Национальный музей археологии, Неаполь) — изваяние, обнаруженное в 1540 году и с тех пор множество раз копировавшееся.
Он мускулистого сложения, у него короткие вьющиеся волосы и короткая борода. Тело здесь подчеркнуто особым способом (этим приемом воспользовался Микеланджело): голова сделана непропорционально маленькой. Иногда в ранних подвигах он безбородый. Два его главных атрибута — ДУБИНА, которая сама по себе иногда является символом мужества (см. 21. Геркулес на распутье), и шкура ЛЬВА — трофей в его первом подвиге. В античном искусстве и иногда позже он носит львиную шкуру в качестве плаща (львиная голова образует подобие шлема). Менее традиционными атрибутами являются ЛУК, СТРЕЛА и КОЛЧАН — другое его оружие; две ЗМЕИ (14. Младенец Геркулес, убивающий змей), ЯБЛОКИ, которые он держит в руке (II. Золотые яблоки Гесперид)\ ПРЯЛКА (17. Геркулес и Омфала) В системе аллегории Геркулес персонифицирует физическую силу; в этом случае его сопровождают другие фигуры, такие, как Минерва, представляющая дополнительную добродетель моральной силы, или мудрость.
Двенадцать подвигов Геркулеса (Аполлодор, 2. 5:1-12; Диодор Сицилийский, 4; Гигин, 30, и другие) были совершены в качестве покаяния за убийство собственных детей в припадке безумия. Дельфийский оракул повелел ему служить двенадцать лет Эврисфею, царю Тиринфа, и совершать все, что тот прикажет. Служба смертному была карой тому из богов, кто осмелился оскорбить главных — олимпийских — богов. Первоначально просто фантастические истории о победе сильнейшего, эти рассказы со временем стали наделяться моральной символикой — они стали выражать триумф добра над злом. Сюжеты с подвигами Геркулеса украшали фризы греческих храмов; они часто встречаются на фресках, особенно итальянских, XV—XVI веков. «Канон» из двенадцати подвигов установился, вероятно, в эллинистическую эру.
- Немейский лев. Лев, терроризировавший жителей Немей, был неуязвим для оружия — Геркулесу пришлось задушить зверя руками. Он изображается сжимающим льва за горло или — обычнее — стоящим над ним, прижав зверя коленом к земле, а руками при этом выворачивая его челюсть. Его плащ (у Геркулеса еще нет шкуры) развевается так, будто Геркулес прыгнул на животное сзади. Эта трактовка, использовавшаяся также для изображения САМСОНА, основывалась на древнем образе персидского бога Митры, убивающего быка. Поклонение Митре было широко распространено в Римской империи.
- Лернейская гидра. Этот семиглавый (или восьмиглавый — число варьируется) монстр — водяная змея — опустошал Лернейскую страну, находившуюся неподалеку от Аргоса. Не успевал Геркулес отрубить гидре одну голову, как на ее месте вырастало две новых. С помощью своего спутника Геркулес прижег голову горящим факелом и закопал ее в землю, завалив это место огромной скалой, а затем окунул свои стрелы в ядовитую желчь гидры. Он изображается с поднятой дубиной, безуспешно пытающимся убить гидру; она угрожающе извивается, ее хвост обвивает его ногу. КРАБ, посланный ЮНОНОЙ, кусает его за ступню. Раннеренессансная гидра часто напоминает средневекового крылатого дракона (персонификацию Сатаны) — одноглавого и огнедышащего. Барочные художники предпочитали изображать многоглавого монстра, а также его жертв, которыми кругом усыпана болотистая земля. Или голова гидры может походить на голову Горгоны, у которой вместо волос змеи.
- Аркадский олень (керинейская лань). Получив приказ поймать животное живым, Геркулес целый год выслеживал его и в конце концов, ранил его стрелой. Он стоит позади оленя, схватив его обеими руками за рога и прижимая его коленом к земле — такая же поза, как в первом подвиге. Или Геркулес уносит его на своих плечах.
- Эриманфский вепрь. Этот лютый зверь, который терроризировал жителей в окрестностях горы Эриманф, тоже должен был быть пойман живым. Геркулес загнал его в снежный сугроб и тогда поймал его в сеть. Он принес его Эврисфею, который был так напуган, что спрятался в медном пифосе. Геркулес обычно изображается несущим вепря на своих плечах, но может быть представлен в момент поимки его, возможно, выворачивая его нос в обратную сторону. Иногда Геркулес размахивает своей дубиной, что является ошибочной трактовкой.
- Авгиевы конюшни. В конюшнях Авгия, царя Элиды, содержалось три тысячи волов, и не чистились они тридцать лет. Геркулес очистил их за один день, направив через них воды реки. Он стоит, опершись на свою дубину, работа производится сама собою, он лишь наблюдает, как несется поток воды, направленный им через конюшни.
- Стимфалийские птицы. Эти птицы с бронзовыми крыльями, клювами и когтями, а также перьями (которые были не что иное, как ядовитые стрелы) обитали на озере Стимфал в Аркадии. Геркулес напугал их шумом своих трещоток и затем, когда они взлетели, перестрелял их из лука. Он изображается стоящим с натянутым луком, целящимся в птиц.
- Критский бык. Геркулес был послан на остров Крит, чтобы поймать там бешеного быка, принадлежавшего царю Миносу. Хотя зверь изрыгал пламя, Геркулесу в жесточайшей схватке удалось его победить, и бык был отослан обратно в Грецию. Геркулес заносит над быком свою дубину; в другой руке он может держать веревку, которая накинута на шею быка. (По поводу другого эпизода с быком см. 22. Геркулес, сражающийся с Ахелоем.)
- Кобылицы Диомеда. Эти дикие животные питались человеческим мясом. Геркулес с друзьями схватил их, а в последовавшей затем битве с царем Диомедом, которому они принадлежали, и его людьми убил царя. Победители скормили его тело кобылицам, которые в результате покорились им. Геркулес может изображаться хватающим вожжи кобылиц (неожиданно оказывающихся взнузданными), другой рукой он заносит свою дубину.
- Пояс Ипполиты. Эврисфей послал Геркулеса добыть для своей дочери пояс Ипполиты, царицы амазонок (женщин-воительниц). Геркулес заполучил пояс в сражении с амазонками, в котором Ипполита была убита. Амазонки были популярными персонажами эллинистической скульптуры. Геркулес и греческие воины, вооруженные мечами и щитами, изображаются сражающимися с ними.
- Коровы Гериона. Герион, трехглавый человек-монстр с тремя телами, сросшимися в пояснице, и одной парой ног, держал стадо коров на острове Эрифия, расположенном далеко на западе. Пас их великан Эвритион, а охранял двухглавый пес. Получив приказ поймать коров, Геркулес убил сначала пса, а затем великана и в конце концов самого Гериона, а стадо пригнал своему хозяину. Сцена битвы показывает трехглавого Гериона, каждое из его туловищ держит по дубине. Или он лежит мертвый, а Геркулес тем временем уводит корову за рога. Именно в этом походе Геркулес открыл также пролив между, мысами Абила (или Абилика) в Атласных горах и Кальпа в Европе, известные как Столбы Геркулеса (Геракловы Столбы, или Гибралтарский пролив). Он может изображаться раздвигающим горы.
- Золотые яблоки Гесперид. Яблоки росли на дереве. Дерево это охранял дракон Ладон. Оно росло в саду Гесперид, «дочерей Ночи». Сад лежал на западе, на склонах гор Атласа. После многих приключений Геркулес достиг сада, убил змея, заполучил яблоки и вручил их Эврисфею. По другой версии, он убедил Атласа подобрать яблоки, а сам тем временем взял ношу Атласа — небосвод — и держал ее на себе. Эта история делится на три сцены. (1) Геркулес держит шар на своих плечах. На одной греческой метопе Минерва для удобства подкладывает ему на плечи подушку. В XVI веке эта тема сделалась аллегорией астрономии: согласно античным мифографам, Атлас научил Геркулеса астрономии, и несение Геркулесом шара стало, символизировать вес полученных им знаний. Вместе с Геркулесом могут быть два астронома, узнаваемые по их атрибутам: КОМПАСУ и армилярной СФЕРЕ. Иногда шар поддерживают оба — Атлас и Геркулес. (2) Геркулес сидит или стоит под деревом, ствол которого обвивает змея. Иногда присутствуют Геспериды. Этот образ, хорошо известный в римские времена, может быть, является источником традиции, согласно которой Едемский сад был яблоневым. (3) Геркулес убивает змея Ладона. Иногда змей принимает форму дракона, перед которым Геркулес стоит с поднятой дубиной.
- Цербер, Геркулес вместе с Меркурием и Минервой спустился в подземный мир, чтобы привести из Гадеса Цербера — пса, сторожившего вход в подземное царство. У него было несколько голов (обычно он изображается трехглавым) и змеиный хвост. Плутон разрешил Геркулесу поймать пса, но условием было не использовать никакого оружия. Геркулес схватил пса за горло и держал так, пока Цербер не стал задыхаться и не сдался. Отправив пса Эврисфею, он затем вернул его в царство теней. Иногда Геркулес изображается — что неправильно — с поднятой дубиной. Или он, накинув на шею псу цепь, выводит его из Аида.
- Геркулес, отдыхающий после своих подвигов. Стоящая в полный рост фигура фарнезского Геркулеса (см. выще) является прототипом многих более поздних образов. Он опирается на свою дубину; у его ног лежит мертвый лев; или шкура льва наброшена на дубину Геркулеса. Или он может держать факел, которым прижигал голову гидры. Другой тип изображения показывает его отдыхающим на шкуре; дубина, лук и колчан лежат рядом с ним на земле. Его окружают и другие свидетельства его подвигов — голова вепря, оленьи рога и так далее. Другие геркулесовские темы Младенец Геркулес, убивающий змей (Феокрит, 24). Геркулес жил, всегда ощущая враждебность Юноны, поскольку он был плодом одной из многих измен ее мужа Юпитера. Когда Геркулес был еще младенцем, она как-то ночью наслала на него двух ядовитых змей, но он поймал их и с легкостью задушил по одной в каждой руке. Он изображается сидящим на земле или в колыбели, крепко — сжимающим змей; Алкмена и Амфитрион стоят рядом и с изумлением взирают на происходящее. Вверху может пролетать Юнона в своей колеснице, которую везут павлины.
- Геркулес и Какус. Часть легендарной истории основания Рима. Об этом рассказывают Ливии, Вергилий в «Энеидах» и Овидий в «Фастах» (1:543-578). Геркулес, однажды вечером возвращаясь домой с коровами Гериона, перегнал их через реку Тибр; после чего лег спать. Огнедышащий великан Какус — римский бог, сын Вулкана, живший поблизости в пещере, — ночью украл нескольких коров: «В гроте спрятал их Какус, задом таща наперед» и преградил путь Геркулесу огромным камнем. Но их мычание выдало их местонахождение. Геркулес убил великана в страшной схваткой освободил коров. Этот сюжет трактовался по-разному. Геркулес с силой обрушивает свою дубину на Какуса, который тащит за хвост быка; или они сражаются в рукопашном бою. Или Какус, уже поверженный, поднимает руки, пытаясь защититься от смертельного удара. Или Геркулес, отдыхая после боя, облокотился на свою дубину; мертвый великан у его ног. Спутник Геркулеса ведет быка из пещеры. На заднем плане уводят других коров. Речной бог Тибр, откинувшись на свою урну, лежит у края воды.
- Геркулес борется с Антеем (Аполлодор, 2.5:11; Диодор Сицилийский, 4). На обратном пути от Гесперид Геркулес сразился с великаном Антеем; тот был непобедим, пока хоть какой-то частью тела касался земли, от которой черпал свою силу. Геркулес поднял его в воздух и так сжал, что сломал ему хребет, и великан умер. Геркулес изображается обхватившим талию Антея, вдавливающим тело великана в свое собственное. Антей (его йоги висят в воздухе, а лицо искажено болью) упирается руками в голову Геркулеса, тщетно пытаясь высвободиться. Этот типичный образ, хорошо известный в эпоху Ренессанса, по-видимому, не имеет прототипа в античном искусстве. В античную эпоху эта тема была редкой.
- Геркулес и Омфала (АпоЛлодор, 2.6:3). (Иногда именуется Геркулес и Иола.) За убийство своего друга Ифита, совершенное в припадке безумия, Геркулес был на три года послан в качестве раба к Омфале, царице Лидии. Но вскоре она смягчила его участь, сделав его своим любовником. Служа ей, Геркулес стал женоподобным, стал носить женскую одежду и украшения и прясть пряжу. Овидий («Фасты», 2:303-358) рассказывает о том, как Пан, влюбленный в Омфалу, пришел к ней однажды ночью и, будучи сбит с толку переменой одежды Геркулеса, по ошибке вознамерился лечь к нему в постель, но тут же был вышвырнут. Встречаются две сцены. (1) Геркулес сидит рядом с Омфалой, которая ласкает его. Примечательна перемена атрибутов: на Омфале его львиная шкура и она держит дубину; он же обряжен в красочные одежды и держит ПРЯЛКУ или веретено, или иногда ТАМБУРИН (инструмент, ассоциирующийся с пороком). Может присутствовать Купидон. Эта тема не встречается в искусстве античной Греции, вероятно, потому, что демонстрирует героя в неприглядном виде, но она встречается в эллинистическую эпоху. В ренессансной и особенно барочной живописи она иллюстрирует идею господства женщины над мужчиной. Эта история, возможно, происходит из древних обрядов плодородия, в которых богиня-мать ассоциировалась с подчиненным ей богом мужского пола. Жрецы, исполняя роль этого бога, носили женские платья. (2) Сцена в спальне Омфалы. Пан лежит простертый на полу, выкинутый из постели Геркулесом. Являются слуги Омфалы; держа светильник, они отодвигают занавеску кровати.
- Геркулес и Гесиона (Гигин, 89). Гесиона, дочь троянского царя Лаомедонта, была подвергнута тому же тяжкому испытанию, что и Андромеда (см. ПЕРСЕЙ): она была прикована к скале в качестве жертвы морскому монстру. Это случилось потому, что ее отец отказался заплатить богам — Аполлону и Нептуну (Посейдону), которых он нанял, чтобы построить стены Трои. Посейдон наслал морского монстра, чтобы разрушить город. Гесиону спас Геркулес, который прыгнул на горло монстру (Микеле да Ворона, музей Фицуильяма, Кембридж, Англия).
- Убийство кентавра Эвритиона (Гигин, 33). Эвритион собирался жениться на юной девушке, которая была возлюбленной Геркулеса. В день свадьбы Геркулес явился, убил жениха-кентавра и его братьев и увел невесту (которую некоторые отождествляют с Деянирой). Свадебный пир превратился в поле сражения. Геркулес изображается колотящим Эвритиона своей дубиной, тем временем другие фигуры сражаются на заднем плане. Деянира стоит, наблюдая за происходящим. Вверху витает Купидон, держащий горящий факел.
- Геркулес выводит Алкестиду из подземного царства. Эврипид в «Алкестиде» рассказывает о том, как Алкестида, образец супружеской любви, согласилась умереть вместо своего мужа, царя Адмета. Дух Смерти препроводил ее в подземное царство, но Геркулес отправился за ней, сразился со Смертью и вывел ее обратно на землю. Геркулес стоит у входа в Ад, держа за руку Алкестиду, которая выходит оттуда. Адмет, облаченный в воинские доспехи со шлемом, украшенным перьями, в изумлении приподнимает вуаль с лица своей жены. Иногда вуаль приподнимает Геркулес.
- Геркулес на распутье; выбор Геркулеса. Аллегория, изображающая героя, сидящего под деревом. Ему надлежит выбрать из двух стоящих перед ним женских фигур, олицетворяющих Добродетель и Порок, каждая из которых убеждает его следовать за ней. Он выбирает первую. Эта моральная басня была сочинена греческим софистом Предиком, другом Сократа и Платона, и пересказана Ксенофонтом («Воспоминания о Сократе» [лат. — «Memorabilia»], 2. 1:22 и далее) и другими авторами. В античную эпоху она, по-видимому, не иллюстрировалась, но приобрела широкую популярность в искусстве Ренессанса и барокко. Путь Добродетели — это узкая скалистая тропа вверх на плато, где может стоять Пегас, крылатый конь, символизирующий славу. Легкий путь Порока ведет в солнечные долины, где обнаженные фигуры плещутся в купальне. Фигура Добродетели обычно одета, Порока — обнажена, или по крайней-мере у нее открыта грудь — вариант более часто встречающейся символики НАГОТЫ. Атрибуты Порока (или Распутства) включают: язычковую ДУДКУ Сатира; ТАМБУРИН; МАСКИ (обман, являющийся частым спутником распутства); игральные КАРТЫ (праздность, в которой процветает распутство), плетка и кандалы (ОКОВЫ) (напоминание о наказании за греховное поведение). Атрибуты Добродетели не столь многочисленны. Рядом с ней может стоять человек, коронованный лавровым венком (ЛАВР), он держит раскрытую КНИГУ — это поэт, который расскажет о подвигах Геркулеса. Добродетель может принять облик самой МИНЕРВЫ, богини мудрости и наставницы Геркулеса. Она облачена в воинские доспехи, у нее шлем, на земле у ее ног лежит ее щит, и рядом может находиться ее сова. Добродетель сурово указывает путь. Вверху СЛАВА трубит в свою трубу, или ОТЕЦ-ВРЕМЯ взирает сверху, давая тем самым понять, что о Геркулесе будут помнить вечно. Сам Геркулес обычно предстает в этой сцене, молодым и безбородым. В живописи позднего барокко он может обнаруживать некое влечение к Пороку, но обычно он, по-видимому, осознает, на каком пути лежит долг. Фигура Геркулеса иногда заменяется портретом принца или сына какого-нибудь аристократического рода."Смерть Геркулеса" О цепи событий, приведших к смерти Геркулеса и его апофеозу, рассказано Софоклом в «Трахмнянках»; эта история пересказана Овидием и другими авторами: мы узнаем о том, как непреднамеренные действия его жены Деяниры, которую он получил в качестве награды в состязании со своим соперником, привели его к страданию и смерти. Несколько эпизодов этой истории иллюстрируются в живописи и скульптуре.
- Геркулес, сражающийся с Ахелоем, У Деяниры, дочери речного бога Ойнея, было два поклонника — Геркулес и Ахелой, еще один речной бог. Они сразились за нее, и хотя Ахелой искусно менял свое обличье — то превращался в змею, то становился быком,- Геркулес победил его. В сражении он схватил один из рогов быка. Некоторые художники изображают борющиеся человеческие фигуры, но чаще Геркулес сражается с быком. Он пригибает его, схватив за рога, и коленом прижимает к земле его спину. Поблизости лежит дубина и колчан Геркулеса. Иногда нимфы на заднем плане мастерят из сломанного рога быка рог изобилия («1УГет.», 9:85-92).
- Убийство Несса («Мет.», 9:101 — 133; Филострат Младший, «Картины», 16). Геркулес и Деянира достигли реки, где властвовал кентавр Несс. Взявшись переправить Деяниру на другой берег, кентавр вознамерился похитить ее. Геркулес, находящийся уже на другом берегу, выпустил в него свою стрелу и поразил Несса. Кентавр, зная, что теперь его кровь отравлена желчью гидры, которой Геркулес смазал свои стрелы, обратился к Деянире, коварно предлагая ей собрать его кровь, поскольку однажды она послужит ей приворотным средством. Несс изображается готовым пуститься вскачь с Деянирой на спине. Его одежды свободно развеваются. Геркулес на берегу реки натягивает свой лук. Иногда около Несса витает Купидон с горящим факелом. Немного поодаль отдыхает речной бог.
- Геркулес зашвыривает Лихаса в море («Мет.», 9:212-220). В то время как Геркулес был далеко, Деянира у себя дома в Трахине узнала, что он добивался руки другой женщины — Иолы. 0ца послала к нему гонца — Лихаса — с даром; это была туника, смазанная приворотным зельем Несса, которое — этого она не знала — было ядовитым. Когда Геркулес надел ее, яд начал разъедать его плоть. (Геркулес изображается раздирающим свою одежду, которая горит таинственным пламенем.) Подозревая невинного Лихаса в предательстве, Геркулес зашвыривает его в море. Геркулес изображается вполоборота, приготовившись к последнему невероятному усилию. Лихас висит вниз головой, Геркулес изо всех сил схватил его за ноги.
- Геркулес на погребальном костре («Мет.», 9:230-239). Умирающий герой был доставлен домой в Трахин. Деянира, узнавшая обо всем, что случилось, уже покончила с собой. Геркулес приказал своему сыну Гиллу соорудить на вершине горы костер, чтобы лечь на него; или, согласно другим версиям, он сам соорудил его. С трудом огонь был зажжен, и тогда Юпитер послал молнию, которая тут же поглотила костер. Геркулес ложится на дрова костра, тем временем пламя взметается вокруг него. Или он лежит на львиной шкуре со своей дубиной в качестве подушки.
- Апофеоз Геркулеса («Мет.»,.9:240- 273). В момент своей смерти Геркулес был поднят в воздух в колеснице Минервы (или Юпитера) и занял свое место как один из двенадцати богов Олимпа. Он женился на Гебе, богине юности, дочери Юпитера и Юноны. Сюжет АПОФЕОЗА, то есть обожествления смертного, — характерная особенность барочного искусства. Этот период демонстрирует расцвет искусства росписи потолков, которое особенно тяготело к изображению сюжетов вознесения на небо. Юпитер восседает с Юноной на троне с балдахином. Геркулес поднимается к ним на колеснице или стоит перед ними на облаке, в его руке дубина. Юпитер вручает ему Гебу, или ее препровождает к нему Купидон. Это происходит в присутствии Нептуна, Аполлона, Минервы, Меркурия и других олимпийских богов.
См.т.ж. АПОЛЛОН (6); БИТВА БОГОВ И ГИГАНТОВ; ПРОИСХОЖДЕНИЕ МЛЕЧНОГО ПУТИ; ПРОМЕТЕЙ. Геракл, греч. (лат. Геркулес) — величайший из героев древнегреческой мифологии, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. В день, когда Алкмена должна была родить, Зевс поклялся водами реки Стикс, что ребенок из его потомства, который родится в этот день, будет властвовать над Микенами. Ревнивая Гера, желая отомстить Зевсу и его будущему сыну, задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца роды Никиппы, у которой родился правнук Зевса Эврисфей" В соответствии с опрометчивой клятвой Эврисфей становился царем Микен и всего Пелопоннеса" Гера на этом не остановилась. Она подбросила в детскую комнату, где лежал младенец, двух змей. Когда змеи подползли к новорожденному Гераклу, он задушил их, такая сила была в руках ребенка.
Отчим Геракла Амфитрион любил мальчика, как родного сына, он отдал его на воспитание кентавру Хирону, который учил его разным наукам. Игре на кифаре Геракл обучался у Лина. Когда Лин однажды наказал Геракла, тот обиделся и так сильно ударил кифарой своего учителя, что Лин умер. Амфитриону пришлось отправить своего сильного и вспыльчивого пасынка подальше от людей в горы Киферона пасти стада.
В горах Геракл сразу применил свою гигантскую силу по назначению: он убил киферонского льва, который повадился красть скот и убивал пастухов. Возвращаясь с добычей, он повстречал людей соседнего царя Эргина, которые собирали дань с фиванцев, в том числе с Амфитриона. Вместо подарков Геракл послал Эргину отрубленные носы, уши и руки сборщиков дани" Так началась война Фив с соседним Орхоменом, в которой Амфитрион был убит, а Геракл награжден за доблесть и победу над Эргином. Наградой была красавица Мегара, старшая дочь нового царя Фив Креонта. Когда родились дети, Гера, ревностно следившая за жизнью Геракла, наслала на него безумие, и он, не зная, что творит, убил детей.
Придя в себя, убитый горем Геракл уходит в изгнание. Он прибывает в Дельфы, чтобы узнать у Аполлона свою судьбу. Здесь он получает от оракула новое имя Геракл, так как до этого его звали Алкид, а также приказ во искупление греха детоубийства служить Эврисфею, который к этому времени становится царем всего Пелопоннеса.
Гера смогла дать царство Эврисфею, но наделить его умом, красотой и силой было не в ее власти. Тщедушный, трусливый и злой Эврисфей с удовольствием начал давать Гераклу такие задания, которые были не под силу смертным. Так начался трудный путь служения, в течение которого Геракл совершил свои знаменитые двенадцать подвигов" Первое задание, которое он получил от Эврисфея — убить немейского льва. Лев был страшен и силен, а у Геракла кроме стрел и палицы не было даже надежного оружия. Стрелы не повреждали немейского льва, но когда он сделал прыжок, Геракл использовал палицуо Лев, хотя и не был убит, но почувствовал боль и стал медленно уходить. Тогда Геракл настиг его, стал душить, и, взвалив на свою могучую спину, понес его во дворец. увидев Геракла с огромной и страшной добычей, Эврисфей испугался даже мертвого льва и прогнал Геракла. Другие задания он предпочел давать Гераклу через своих посланцев. Шкура льва стала верхней одеждой Геракла, она служила ему броней и щитом.
Тут посланец передал другой приказ Эврисфея — убить девятиглавую гидру, которая засела в болоте близ источника Лерны и опустошала всю округу. На этот раз Геракл взял с собой своего друга Иолая с условием, что тот не будет вмешиваться в бой. Когда Геракл раздразнил лернейскую гидру и заставил ее вылезти из болота, он схватил нож и отрезал ей одну голову, но на ее месте через минуту закопошились сразу две. Сражаясь с головами, Геракл почувствовал боль в ноге, это гигантский рак ухватил его за пятку. «Ах так, коли ты привела себе союзника, то и я обращусь за помощью к другу», — сказал Геракл и попросил Иолая факелом прижигать то место, где только что находилась отсеченная голова. Так вдвоем они одолели гидру, а ее желчью Геракл смазал свои стрелы.
Ровно год Геракл отдыхал, состязался в беге, борьбе и в стрельбе из лука с молодыми микенцами, пока Эврисфей не послал его на поимку лани в горах Керинея, которая опустошала посевы и виноградники. Недоступна Гераклу керинейская лань, с золотыми рогами и серебряными копытами, спутница Артемиды, ловко скачет по неприступным скалам, ловко перепрыгивает через бурные потоки, преодолевает пропасти и стремнины.
Целый год потратили Геракл и Иолай, чтобы прорубить в горах и непроходимом лесу дороги, навести мосты через горные реки и пропасти, и, наконец, им удалось поймать лань вопреки гневу Артемиды. Принес Геракл лань во дворец Эврисфея, который теперь всякий раз при приближении героя прятался в пифос, большой сосуд, который боги специально соорудили для него. Эврисфей приказал принести лань в жертву богам.
На некоторое время Геракл получил отдых, но затем вновь посланник Копрей пришел передать от Эврисфея новое задание — поймать эриманфского вепря. Задание само по себе было несложным, но на пути к вепрю предстояло углубиться в земли, которые принадлежали воинственным кентаврам. Тем не менее Геракл смело отправился в Эриманф; как он и ожидал, все подступы к Эриманфу были заняты кентаврами, и Геракл, стараясь избежать непосредственного столкновения с ними, направился к пещере дружелюбного кентавра по имени Фол. Радушно встретил Фол Геракла, угостил его, дал отведать благоуханного вина. Услышали кентавры запах вина и кинулись в пещеру с угрозами. Тут уж нельзя было избежать битвы. Геракл даже применил отравленные желчью гидры стрелы. Одна из них нечаянно пронзила Фола, и тот мгновенно умер, другая случайно поразила не участвовавшего в споре Хирона. Когда все кентавры были перебиты, Геракл нашел среди них своего учителя Хирона и оплакал его. Это была грустная победа. После такого сражения загнать вепря высоко в горы, где лежали вечные снега, и поймать его там было несложно.
Вернувшись в Микены,- Геракл получил новое задание — в один день очистить от многолетнего навоза конюшни царя Элиды Авгия, что Геракл с успехом сделал (см. статью «Авгий»). Слава о Геракле и его подвигах распространилась по всему Пелопоннесу. Теперь он смог распоряжаться собой сам. Он отправился с Иолаем в Тирйнф к своей матери и здесь счастливо проводил время, но о нем не забыли. В один прекрасный день он услышал крикливый голос Копрея, который примчался с новым заданием: перестрелять птиц на Стимфальском озере.
Большого труда не стоило достичь этого озера, но птиц вокруг не было. Присели на берегу Геракл и его верный друг Иолай. Удушливый воздух поднимался с поверхности озера, обволакивал тела храбрецов, сковывая их руки и ноги. Что-то одуряющее клонило голову Геракла, он уже почти засыпал, и тут темные тени поднялись из-за леса, одна за другой потянулись страшные птицы, но у Геракла не было сил взять в руки стрелы и натянуть тетиву. Внезапно рядом что-то звякнуло как знак-предупреждение. Первым опомнился Иолай, он схватил погремушку, брошенную Афиной, и изо всех сил начал ее трясти. Тут очнулся и Геракл, полетели стрелы из его лука, одна за другой падали птицы, они ведь тоже посылали пернатые стрелы, метя в героев, но Геракл в шкуре немейского льва был неуязвим.
Следующим подвигом Геракла было путешествие на остров Крит за быком, принадлежавшим Миносу, который должен был принести его в жертву Посейдону. Но Минос пожалел для бога такого прекрасного быка и принес в жертву другого, похуже. Разбушевался Посейдон, наслал он бешенство на критского быка, тот носился по всему острову и уничтожал все на своем пути. Только Гераклу удалось обуздать бешеное животное, он сел на его широкую спину и переплыл на нем море. Эврисфей побоялся держать быка в своем стаде, и Геракл выпустил его, бык помчался по полям, пока не оказался в окрестностях Марафона.
Еще один бесполезный подвиг совершил Геракл. Он обуздал необыкновенно красивых и очень свирепых кобылиц фракийского царя Диомеда, который кормил их человеческим мясом; когда Геракл пригнал их к Эврисфею, тот выпустил коней на волю; кони разбежались по горам и дикие звери их растерзали.
Девятым подвигом Геракла был его поход в страну амазонок за поясом царицы Ипполиты. Этот пояс подарил ей бог войны Арес, и она носила его как знак власти над всеми амазонками. Дочь Эврисфея Адмета хотела иметь такой пояс, ведь она была жрицей богини Геры. Пояс этот не блистал золотом и драгоценными камнями, он был простой, из обыкновенной кожи, но неизъяснимая таинственная сила исходила от него. Итак, Геракл снарядил корабль и поплыл в страну воинственных амазонок, которые обитали на берегу реки Термодонт.
Наконец, он оказался у стен города Темискиры. Геракл не хотел воевать, он предложил выслужить пояс, и Ипполита согласилась его отдать, но тут богиня Гера, приняв облик амазонки, закричала, что предводительницу хотят насильно увезти на чужбину. Амазонки в полном вооружении поскакали к кораблям. Увидев, что они нападают на его корабль, Геракл решил, что его обманули и вступил в бой, убил Ипполиту и других и покинул берега Термодонта.
Проплывая мимо стен Трои, он увидел привязанную к скалам молодую девушку Гесиону, она была предназначена морскому чудовищу, и вот-вот оно должно было выйти из морской пучины и проглотить ее. Отец девушки, царь Трои Лаомедонт, обещал за освобождение дочери прекрасных коней, которых ему подарил Зевс. Геракл насыпал огромный вал поблизости от того места, где была прикована Гесиона, спрятался за него, а когда чудовище показалось из воды, убил его, но Лаомедонт не выполнил обещания и не отдал Гераклу коней своего отца.
По дороге в Микены Геракл совершил еще много подвигов, а когда он привез пояс Эврисфею, тот дал ему десятое задание: доставить красных коров Гериона, получудовища, состоявшего из трех сросшихся по пояс тел, жившего на острове Эрифия в Океане. Пас коров двуглавый пес Ортр, порожденный Ехидной и Тифоном. Отправившись за коровами Гериона, Геракл прошел многие земли Европы и там, где Европа близко подходила к Ливии (Африке), на берегу Океана воздвиг две одинаковые скалы, которые потом Геркулесовыми столбами.
В песках Ливии было так жарко, что дерзкий Геракл направил лук против самого бога Гелиоса и тот, пораженный его мужеством, дал ему ладью, в которой он переплыл океан и добрался до острова Эрифия. Ему пришлось убить и пастуха, и собаку, охранявших коров, вступить в битву с Герионом и отрубить три его головы и три туловища. Получив коров, Геракл погнал их к Эврисфею, но Гера, решившая, что слишком легко Гераклу досталась победа, напустила на коров слепней, и коровы начали разбегаться. Часть коров Гераклу удалось привести Эврисфею, который принес их в жертву.
Один бык самостоятельно переплыл море и вышел на землю, получившую название Италия («италос» — бык). Все перечисленные подвиги Геракл совершил за восемь лет, но Эврисфей не хотел зачесть два подвига (чистку авгиевых конюшен и победу на гидрой), так как Геракл совершил эти деяния с Иолаем, и послал его за золотыми яблоками Гесперид (см. статью «Атлант»). Когда он принес яблоки Эврисфею, тот отдал их назад Гераклу, Геракл же передал их Афине, которая поддерживала его во всех ратных делах. Афина же снова вернула яблоки Гесперидам.
Наконец, настало время совершить двенадцатый подвиг, и Геракл его с нетерпением ждал, ведь когда-то оракул сказал ему, что после совершения двенадцатого подвига он перейдет жить на Олимп и станет бессмертным. А теперь ему предстояло самое, может быть, страшное испытание: спуститься в Аид, захватить трехглавого пса Кербера, стерегущего вход в преисподнюю, и принести его в Микены. Геракл уже бывал в Аиде. Это он привел оттуда преданную Алкесту, которая добровольно согласилась спуститься в Аид вместо любимого мужа Адмета. Но на этот раз придется вступить в борьбу с чудовищем о трех головах, с драконом, заменяющим ему хвост, и страшными змеями, обвивающими его туловище.
Хозяин подземного царства Аид разрешил Гераклу взять Кербера с условием, что герой не будет использовать своего оружия, а возьмет пса голыми руками. Геракл душил Кербера до тех пор, пока не усмирил его, затем он вывел его на поверхность земли, привез в Микены и показал Эврисфею, а затем вернул его в Аид.
После совершения подвигов, а также освобождения Прометея и участия в походе аргонавтов, Геракл надумал вторично жениться, так как первую жену Мегару отдал Иолаю. Он посватался к Иоле, дочери Эврита, правителя Ойхалии, но Эврит не отдал ему дочь, хотя Геракл и победил в стрельбе из лука среди всех претендентов на ее руку. Ему припомнили, что он однажды убил своих детей. И действительно, вскоре после этого в порыве безумия, насланного на него мстительной Герой, Геракл убил брата Иолы, долго болел, потом очищался от убийства, потом искупал вину: служил три года у лидийской царицы Омфалы, пока окончательно не выздоровел.
Геракла не оставляла мысль жениться. Когда он спустился в Аид, он встретил там Мелеагра, брата Деяниры, который умолял его взять под защиту сестру и жениться на ней. Когда после борьбы с Ахелоем ему удалось получить Деяниру в жены (см. статью «Ахелой»), он отправился из Калидона к себе в Тиринф. На берегу реки Эвен Геракл увидел кентавра Несса, который брал плату за перевоз, Геракл отправился через реку сам, а Деяниру поручил Нессу, но Несс злоупотребил доверием молодоженов, он попытался овладеть Деянирой, та подняла крик, и Геракл выпустил отравленную стрелу в выходившего из реки Несса. Умирая от стрелы, кентавр успел сказать несколько слов, адресованных только Деянире: он посоветовал ей собрать его кровь, вытекающую из раны от стрелы Геракла, и употребить ее тогда, когда ей нужно будет средство, чтобы сохранить верность мужа.
Прошло много лет. Геракл еще долго и успешно воевал против разных племен: дриопов, лапифов; отомстил он Эвриту за то, что тот не отдал за него Иолу. На этот раз он убил Эврита и его сыновей, а Иолу взял в качестве пленницы. Собираясь совершить жертвоприношение по случаю победы, он попросил принести новый праздничный хитон. И тут, боясь, что Геракл полюбит Иолу больше, чем ее, Деянира, поверив, что кровь Несса является любовным средством, вымазала ею хитон.
Когда надетый Гераклом хитон нагрелся от его тела, яд лернейской гидры стал проникать в кожу, Геракл почувствовал боль, попытался снять одежду, но вместе с ней отрывались куски кожи и тела несчастного Геракла. Страдания были невыносимы. Когда Деянира поняла, что принесла мужу смерть, она покончила с собой. Геракл не мог больше терпеть ужасную боль и решил сгореть на костре. Прежде чем это сделать, он поручил своему старшему сыну Гиллу заботиться об Иоле и жениться на ней, когда возмужает. Затем Геракл разложил костер на горе Ойте и взошел на него. Кто-то должен был поджечь костер, но никто не решался это сделать.
Наконец, удалось уговорить Пеанта, и когда костер запылал, загремел гром, огромное облако охватило всю гору. Вместе с ним унесся на Олимп и Геракл. Гера примирилась с ним и даже отдала ему в жены свою юную красавицу-дочь Гебу. Гомер обращается с гимном к Гераклу «львинодушному»:
Зевсова сына Геракла пою, меж людей земнородных Лучшего. В Фивах его родила, хороводами славных, С Зевсом-Кронидом в любви сочетавшись, царица Алкмена. Некогда, тяжко трудяся на службе царю Еврисфею, По бесконечной земле он и по морю много скитался; Страшного много и сам совершил, да и вынес немало. Ныне, однако, в прекрасном жилище на снежном Олимпе В счастье живёт и имеет прекраснолодыжную Гебу. Славься, владыка, сын Зевса! Подай добродетель и счастье.
МНМ
- Геракл
- греч. Hraklns
В греческой мифологии герой (см. рис.), сын Зевса и смертной женщины Алкмены (жены Амфитриона). В отсутствие Амфитриона (воевавшего против племен телебоев) Зевс, приняв его облик, явился к Алкмене; пока длилась их брачная ночь, солнце трое суток не поднималось над землей. После возвращения мужа Алкмена родила одновременно сыновей — Ификла от мужа и Г. от Зевса. В день, когда Г. предстояло появиться на свет, Зевс поклялся в собрании богов, что младенец из его потомков, который родится в этот день, будет властвовать над Микенами и соседними народами. Однако ревнивая Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца роды Никиппы — жены микенского царя Сфенела, и в этот день родился сын Сфенела, внук Персея и правнук Зевса Эврисфей, который в соответствии с опрометчивой клятвой Зевса получил власть над Пелопоннесом (Ноm. Il. XIX 95-133). К колыбели Г. и Ификла Гера послала двух чудовищных змей, но младенец Г. задушил их. Согласно некоторым вариантам мифа (Diod. IV 9; Paus. IX 25, 2), Зевс или Афина хитростью заставили Геру кормить Г. грудью, но младенец сосал с такой силой, что Гера отшвырнула его, а из капель молока возник Млечный путь. Лучшие учителя — мудрый кентавр Хирон, Автолик, Эврит, Кастор — обучали Г. различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука; игре на кифаре Г. обучал Лин, но когда он в процессе обучения прибег к наказанию, Г. в припадке гнева убил Лина ударом кифары. Испуганный силой и вспыльчивостью Г., Амфитрион отослал его на гору Киферон (на восток от Фив) к пастухам. Там, восемнадцати лет от роду, Г. убил киферонского льва, опустошавшего окрестности. Возвращаясь с охоты, Г. встретил глашатаев Эргина, царя соседнего Орхомена, требовавших дань с фиванцев. Г. отрубил им носы, уши и руки и велел отнести Эргину вместо дани. В начавшейся войне Г. убил Эргина и обратил его войско в бегство, но Амфитрион, сражавшийся вместе с сыном, погиб. Фиванский царь Креонт в награду за доблесть Г. выдал за него свою старшую дочь Мегару. Когда у них появились дети, Гера, по-прежнему враждебная Г., наслала на него безумие, в припадке которого он убил своих детей. Придя в себя, Г. уходит в изгнание (Apollod. II 4, 11). Он прибывает в Дельфы, чтобы спросить у бога, где ему поселиться. Оракул приказывает ему носить имя Геракл (до этого его имя было Алкид) и повелевает поселиться в Тиринфе, служить Эврисфею в течение 12 лет и совершить 10 подвигов, после чего Г. станет бессмертным (Apollod. II 4, 12) Выполняя приказания Эврисфея, Г. совершает 12 знаменитых подвигов (мифографы излагают их в разной последовательности). См. рис. Прежде всего он добывает шкуру немейского льва. Так как лев был неуязвим для стрел, то Г. смог его одолеть только задушив руками (см. рис.). Когда он принес льва в Микены, Эврисфей так испугался, что приказал Г. впредь не входить в город, а показывать добычу перед городскими воротами. Эврисфей даже соорудил себе в земле бронзовый пифос, куда прятался от Г. и общался с ним только через глашатая Копрея (Apollod II 5, 1).
Надев на себя шкуру немейского льва, Г. отправляется выполнять второе распоряжение Эврисфея — убить лернейскую гидру, которая похищала скот и опустошала земли в окрестностях Лерны. У нее было 9 голов, из них одна — бессмертная. Когда Г. отрубал одну из голов, на ее месте вырастали две. На помощь гидре выполз Каркин — огромный рак и вцепился Г. в ногу. Но Г. растоптал его и призвал на помощь Иолая (своего племянника, ставшего с этого времени верным спутником Г.), который прижигал свежие раны гидры горящими головнями, так что головы уже не отрастали вновь. Отрубив последнюю, бессмертную голову, Г. закопал ее в землю и привалил тяжелым камнем. Разрубив туловище гидры, Г. погрузил острия своих стрел в ее смертоносную желчь (Apollod II 5 2). Эврисфей отказался включить этот подвиг в число 10, предназначенных выполнить Г. так как ему помогал Иолай.
Третьим подвигом Г. была поимка керинейской лани. У лани, принадлежавшей Артемиде, были золотые рога и медные копыта Г. преследовал ее целый год, дойдя до земли гипербореев (Pind. Ol. III 26 след.), и поймал, ранив стрелой. Аполлон и Артемида хотели отобрать у него лань, но Г. сослался на приказ Эврисфея и принес лань в Микены (Apollod II 5, 3).
Затем Эврисфей потребовал от Г. эриманфского вепря (четвертый подвиг). По дороге к Эриманфу (в Северной Аркадии) Г. остановился у кентавра Фола, который стал радушно угощать Г. Привлеченные запахом вина, к пещере Фола ринулись, вооружившись камнями и стволами деревьев, другие кентавры. В битве кентаврам пришла на помощь их мать, богиня облаков Нефела, низвергшая на землю потоки дождя, но Г. все же частью перебил, частью разогнал кентавров. При этом случайно погибли Хирон и Фол; Фол, удивляясь смертоносной силе стрел, вытащил одну из них из тела погибшего кентавра и нечаянно уронил ее себе на ногу, и яд гидры мгновенно умертвил его. Эриманфского вепря Г. поймал, загнав в глубокий снег, и отнес связанным в Микены (Apollod II 5, 4).
Пятым подвигом Г. было очищение им от навоза огромного скотного двора царя Элиды Авгия. Г., заранее выговорив себе у Авгия в виде платы десятую часть его скота проделал отверстия в стенах помещения, где находился скот, и отвел туда воды рек Алфея и Пенея. Вода промыла стойла. Но когда Авгий узнал, что Г. выполнял приказ Эврисфея, он не захотел с ним расплатиться, а Эврисфей, в свою очередь, объявил этот подвиг не идущим в счет так как Г. выполнял его за плату (Apollod II 5, 5).
Шестым подвигом Г. было изгнание стимфалийских птиц с острыми железными перьями которые водились на лесном болоте около города Стимфала (в Аркадии) и пожирали людей (Paus. VIII 22, 4). См. рис. Получив от Афины изготовленные Гефестом медные трещотки, Г. шумом спугнул птиц и потом перебил их (Apollod. II 5, 6); по другому варианту мифа, часть птиц улетела на остров в Понте Эвксинском, откуда их впоследствии криком прогнали аргонавты.
Затем Эврисфей приказал Г. привести критского быка (седьмой подвиг), отличавшегося необыкновенной свирепостью. Получив разрешение царя Миноса, Г. осилил быка и доставил его Эврисфею. Потом Г. отпустил быка, и тот, добравшись до Аттики, стал опустошать поля в окрестностях Марафона (Apollod. II 5, 7).
Г. было назначено привести свирепых кобылиц фракийского царя Диомеда, который держал их прикованными железными цепями к медным стойлам и кормил человеческим мясом. Г. убил Диомеда, а кобылиц пригнал к Эврисфею (Apollod. II 5, 8) (восьмой подвиг).
По просьбе своей дочери Адметы Эврисфей приказал Г. добыть пояс Ипполиты — царицы амазонок (девятый подвиг). Ипполита согласилась отдать пояс прибывшему на корабле Г., но Гера, приняв облик одной из амазонок, напугала остальных известием, будто чужеземцы пытаются похитить Ипполиту. Амазонки с оружием, вскочив на коней, бросились на помощь царице. Г., решив, что нападение коварно подстроено Ипполитой, убил ее, захватил пояс и, отразив нападение амазонок, погрузился на корабль. Проплывая мимо Трои, Г. увидел прикованную к скале и отданную на съедение морскому чудовищу дочь царя Лаомедонта Гесиону Г. обещал Лаомедонту спасти девушку, потребовав в качестве награды божественных коней. Г. убил чудовище (вариант: прыгнул в его глотку и вспорол ему печень, но при этом потерял волосы от огня, исходившего из внутренностей зверя, Schol. Lycophr. 33 след.), но Лаомедонт не отдал обещанных коней. Пригрозив возмездием, Г. поплыл в Микены, где отдал пояс Ипполиты Эврисфею (Apollod. II 5, 9).
Потом Г. было приказано Эврисфеем доставить в Микены коров Гериона с острова Эрифия, лежащего далеко на западе в океане (десятый подвиг). Достигнув Тартесса, Г. поставил на северном и южном берегах пролива, отделяющего Европу от Африки, две каменные стелы т. н. Геракловы столпы (вариант: раздвинул закрывавшие выход в океан горы, создав пролив — Гибралтарский пролив, Pomp. Mela I 5, 3). Страдая в походе от палящих лучей солнца, Г. направил свой лук на самого Гелиоса, и тот, восхищенный смелостью Г., предоставил ему для путешествия через океан свой золотой кубок. Прибыв на Эрифию, Г. убил пастуха Эвритиона, а затем застрелил из лука самого Гериона, имевшего три головы и три сросшихся туловища. Г. погрузил коров в кубок Гелиоса, переплыл океан и, возвратив Гелиосу его кубок, погнал коров дальше по суше, преодолевая на пути многочисленные препятствия. В Италии разбойник Как похитил у него часть коров и загнал их в пещеру, Г. не мог их найти и уже погнал остальных дальше, но одна из спрятанных в пещере коров замычала; Г. убил Кака и забрал украденных коров (Liv. I 7, 4-7). Проходя через Скифию, Г. встретился с полудевой-полузмеёй и вступил с ней в брачную связь; родившиеся от этого союза сыновья стали родоначальниками скифов (Herodot. IV 8-10). Когда Г. пригнал коров в Микены, Эврисфей принес их в жертву Гере (Apollod. II 5, 10).
Эврисфей назначил Г. принести золотые яблоки от Гесперид (одиннадцатый подвиг). Чтобы узнать дорогу к Гесперидам, Г. отправился на реку Эридан (По) к нимфам, дочерям Зевса и Фемиды, которые посоветовали ему узнать дорогу у всеведущего морского бога Нерея. Г. захватил Нерея спящим на берегу, связал его и, хотя тот принимал различные обличья, не отпускал до тех пор, пока Нерей не указал ему путь к Гесперидам. Дорога вела сначала через Тартесс в Ливию, где Г. пришлось вступить в единоборство с Антеем. Чтобы одолеть Антея, Г. оторвал его от земли и задушил в воздухе, так как, тот оставался неуязвимым, пока соприкасался с землей (Apollod. II 5, 11). Утомленный борьбой, Г. заснул, и на него напали пигмеи. Проснувшись, он собрал их всех в свою львиную шкуру (Philostr. iun. Imag. II 22). В Египте Г. схватили и понесли к жертвеннику Зевса, чтобы заколоть, так как по приказу царя Бусириса всех иноземцев приносили в жертву. Однако Г. разорвал оковы и убил Бусириса. Переправившись на Кавказ, Г. освободил Прометея, убив из лука терзавшего его орла. Только после этого Г. через Рифейские горы (Урал) пришёл в страну гипербореев, где стоял, поддерживая небесный свод, Атлант. По совету Прометея Г. послал его за яблоками Гесперид, взяв на свои плечи небесный свод. Атлант принёс три яблока и выразил желание отнести их к Эврисфею, с тем, чтобы Г. остался держать небо. Однако Г. удалось перехитрить Атланта: он согласился держать небосвод, но сказал, что хочет положить подушку на голову. Атлант встал на его место, а Г. забрал яблоки и отнес к Эврисфею (Apollod. II 5, 11) (вариант: Г. сам взял яблоки у Гесперид, убив сторожившего их дракона, Apoll. Rhod. IV 1398 след.). Эврисфей подарил яблоки Г., но Афина возвратила их Гесперидам.
Двенадцатым и последним подвигом Г. на службе у Эврисфея было путешествие в царство Аида за стражем преисподней Кербером. Перед этим Г. получил посвящение в мистерии в Элевсине. Под землю в царство мёртвых Г. спустился через вход, находившийся недалеко от мыса Тенар в Лаконии, около входа Г. увидел приросших к скале Тесея и Пирифоя, наказанных за попытку Пирифоя похитить Персефону (Тесей принял участие в похищении по дружбе с Пирифоем). Г. оторвал Тесея от камня и возвратил его на землю, но, когда он попытался освободить Пирифоя, земля содрогнулась, и Г. вынужден был отступить. Владыка преисподней Аид разрешил Г. увести Кербера, если только он сумеет одолеть его, не пользуясь оружием. Г. схватил Кербера и стал его душить. Несмотря на то, что ядовитый змей, бывший у Кербера вместо хвоста, кусал Г., тот укротил Кербера и привел к Эврисфею, а затем по его приказу отвел обратно (Apollod. II 5, 12).
Многочисленные мифы о дальнейшей судьбе Г. сводятся в основном уже не к победам над чудовищами, а к военным походам, взятию городов, рождению многочисленных детей, потомки которых царствовали в разных городах-государствах Греции. По одному из этих мифов, Гера ещё раз наслала на Г. безумие, и он в ослеплении убил Ифита, сына Эврита, сбросив его со стены Тиринфа. После этого Г. постигла тяжёлая болезнь, избавиться от которой, согласно предсказанию Дельфийского оракула, он мог только прослужив три года в рабстве. Служил Г. лидийской царице Омфале (во время этой службы он поймал керкопов) (Apollod, II 6, 3). На долю Г. выпало также носить женскую одежду (Stat. Theb. X 646 след.).
Затем с войском добровольцев Г. отправился к Илиону войной на царя Лаомедонта, в свое время не отдавшего Г. обещанной награды за освобождение Гесионы. Первым в город через пролом в стене ворвался Теламон. Г. позавидовав его доблести, бросился на Теламона с мечом, но тот, не обороняясь, стал собирать камни, объяснив, что он сооружает жертвенник Г. Каллинику (Победителю). Г. убил Лаомедонта и всех его сыновей, кроме Подарка, получившего новое имя Приам, а Гесиону отдал в жены Теламону (Apollod. II 6, 4). Гера и теперь не оставила Г. в покое и подняла на море во время его возвращения из-под Трои сильную бурю, так что Зевс пришел в ярость и подвесил Г. на небе, привязав к ногам наковальни (Ноm. Il. XX 18 след.). По указанию Афины Г. участвовал в сражении олимпийских богов с гигантами на Флегрейских полях (Apollod. II 7, 1).
Явившись в Калидон, Г. посватался к дочери Ойнея Деянире (вариант: еще во время путешествия Г. в царство мёртвых за Кербером встретившийся ему там Мелеагр просил Г. взять в жены его сестру Деяниру, Pind. Dith. II). Соперником Г. оказался речной бог Ахелой. Отломив в единоборстве с Ахелоем, принявшим облик быка, один из его рогов, Г. одержал победу и женился на Деянире. Переправляясь через реку Эвен, он поручил кентавру Нессу перевезти Деяниру. Во время переправы Несс посягнул на Деяниру, и Г. выстрелил из лука в выходящего из воды Несса. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Г. (Apollod. II 7, 6). Когда впоследствии Г., взяв город Эхалию и убив царя Эврита, увёл с собой в качестве пленницы его дочь Иолу, Деянира из ревности пропитала кровью Несса хитон Г., полагая, что таким образом сохранит его любовь. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной жёлчью лернейской гидры стрелы Г., сама превратилась в яд. Хитон, принесённый Лихасом (посланцем Деяниры), сразу прирос к телу надевшего его Г., и яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания. Тогда Г. отправился на гору Эту, разложил костёр, взошёл на него и попросил спутников зажечь огонь. Разжёг костер случайно оказавшийся на Эте Пеант, так как спутники отказывались это сделать. Г. подарил Пеанту свой лук и стрелы. Когда огонь разгорелся и пламя охватило Г., с неба спустилась туча и с громом унесла его на Олимп, где он был принят в сонм бессмертных богов. Гера примирилась с Г., и он вступил в брак с богиней юности Гебой, дочерью Зевса и Геры (Apollod II 7, 7).
Культ Г. был широко распространен во всем греческом мире, и жертвоприношения совершались в одних случаях по ритуалу, принятому для богов, в других — по ритуалу, обычному для героев. По сообщению некоторых античных авторов (Diod. IV 39), культ Г. как бога впервые возник в Афинах. Г. почитался как покровитель гимнасиев, палестр и терм, нередко как целитель и отвратитель всяких бед (Alexikakos), иногда его почитали вместе с Гермесом — покровителем торговли. Греки часто отождествляли божества других народов с Г. (напр., финикийского Мелькарта). С распространением культа Г. в Италии он стал почитаться под именем Геркулес.
Имя «Г.» скорее всего означает «прославленный Герой» или «благодаря Гере». Эта этимология была известна уже древним авторам, которые пытались примирить явное противоречие между значением имени Г. и враждебным отношением Геры к Г.
Г. очень рано превратился в общегреческого героя, и детали сказаний, которые связывали его, вероятно, первоначально с какой-то определённой местностью или греческим племенем, стерлись. Уже в древнейшем, доступном нам слое традиции выступают отчетливые связи, с одной стороны, с Фивами (место рождения Г.), с другой — с Микенами, Тиринфом и Аргосом (служба Эврисфею, локализация подвигов и пр.). Однако все попытки связать возникновение мифов о Г. с одним определенным местом (либо с Фивами, либо с Аргосом) или рассматривать Г. как специфически дорийского героя оказываются неубедительными. Подвиги Г. довольно четко распадаются на три культурно-исторических типа: обуздание чудовищ, роднящее Г. с культурным героем; военные подвиги эпического героя; богоборчество.
Рассказы о подвигах Г., восходящие, по видимому, к микенской эпохе, стали излюбленной темой эпической поэзии еще до возникновения «Илиады» и «Одиссеи». О ряде эпизодов из жизни Г. в гомеровских поэмах сообщается кратко, в виде намёка, как о хорошо всем известном [история рождения Г. (II. XIX 95 след.), его путешествие в преисподнюю за Кербером (Il. VIII 362 след.; Od. XI 623 след.), попытка Геры погубить Г. в море (Il. XV 18 след.), а также неизвестный нам в подробностях миф о том, как Г. ранил Геру стрелой в правую грудь (Il. V 392—393)]. В «Илиаде» упоминается также о неизвестном по другим версиям ранении Г. бога Аида (V 395—402), а также о походе Г. на Пилос (XI 690 след.) Г. были посвящены поэмы «Щит Геракла» (о поединке Г. с сыном Ареса Кикном; автор гесиодовского круга), не дошедшие до нас эпические поэмы 6 в до н. э. «Взятие Эхалии» (автор не известен) и «Гераклея» Писандра Родосского, рассказывавшая о 12 подвигах Г. и, по-видимому, впервые упорядочившая разрозненные рассказы о них. Мифы о Г. привлекали лирических поэтов (в том числе автора 7-6 вв. до н. э. Стесихора, папирусные фрагменты «Гериониды»). На мифах о Г. основываются сюжеты трагедий Софокла «Трахинянки» и Еврипида «Геракл». В комедиях Эпихарма («Бусирид», кон. 6-нач. 5 вв. до н. э.) и Ринтона («Г»., 3 в. до н. э.), в мимах Софрона (1-я половина 5 в. до н. э) Г. выступал как комическая фигура, простоватый силач, обжора и кутила. Таким предстает Г. и в «Птицах» Аристофана (5 в. до н э.) и, в известной степени, в «Алкестиде» Еврипида. Софист Продик (5 в. до н. э.) в аллегории «Г. на распутье» изобразил Г. юношей, сознательно отвергшим легкий путь наслаждений и выбравшим тернистый путь трудов и подвигов и снискавшим на этом пути бессмертие.
Лит.: Толстой И. И. Черноморская легенда о Геракле и змееногой деве в его кн.: Статьи о фольклоре, M.-Л 1966, с 232-48, Friedlдnder P., Herakles, sagengeshichtliche Untersuchungen, B. 1907, Schweitzer B. Herakles Aufsдtze zur griechischen Religions und Sagengeschichte, Tьbingen, 1922 Launey M., Le sanctuaire et le culte dHйraclиs а Thasos P., 1944, Page D. L., Stesichorus. The Geryoneis, «Journal of Hellenic Studies», 1973, v 93.
А. И. Зайцев
Г. — один из популярнейших персонажей античного искусства (см. рис.). Подвиги Геракла особенно часто воплощались в рельефной пластике (метопы сокровищницы афинян в Дельфах, храма Зевса в Олимпии и др.). В греческой вазописи изображались такие сюжеты, как «Г., борющийся с немейским львом», «поединок Г. и Гериона», «Г. и Кербер», «поединок Г. и Антея», «вступление Г. на Олимп», «пирующий Г», и др. (см. рис.) Мифы о Г. нашли также отражение в произведениях мелкой пластики и мозаики, в помпейских фресках («Младенец Г., душащий змей», «Г. и Омфала», «Г., Деянира и Несс» и другие сюжеты). См. рис. Среди произведений европейского искусства 15-18 вв. на сюжеты мифов, посвященных 12 подвигам Г., работы А. и П. Поллайоло, Джулио Романо, Дж. Вазари, Г. Рени, Ф. Сурбарана, Ш. Лебрена и др. Чрезвычайно популярны были сюжеты: «поединок Г. и Антея» (А. Мантенья, А. Поллайоло, Л. Кранах Старший Рафаэль, П. П. Рубенс, Ф. Сурбаран, Филарете и др.), «Г. и Омфала» (Л. Кранах Старший, П. Веронезе, Рубенс, Я. Йорданс, Пьетро да Кортона, П. Ротари, Т. Г. Тишбейн и многие другие), «Г., Деянира и Несс» (Поллайоло, Веронезе, Рени, Рубенс, Йорданс и др.), «Г. бросает Лихаса в море» (Я. Тинторетто, Доменикино и др.; в новое время к сюжету обращались А. Канова и Т. Жерико). Среди других сюжетов — «Г. на распутье» (Аннибале Карраччи, Йорданс, А. ван Дейк и др.) и «Вступление Г. на Олимп» (Л. Карраччи, Рубенс, Пьетро да Кортона, Дж. Б. Тьеполо и др.). Сюжет «младенец Г., душащий змей» был очень популярен в Италии 15-16 вв., причем главным образом в пластике (многочисленные статуэтки, рельефы и плакетки). В живописи этот сюжет получил отражение в картинах Джулио Романо, Вазари и др., в новое время — Дж. Рейнолдса. В числе произведений пластики — «Г.» Я. Сансовино (16 в.), «Г.» Э. А. Бурделя (20 в.) и др.
В 17-18 вв. миф разрабатывался в драматургии («Смерть Г.» Ж. Ротру, «Смерть Г.» Ж. Ф. Мармонтеля, «Г. на распутье» П. Метастазио послужили либретто для многих опер 18 в. и др.). В драматургии 20 в. отмечалась тенденция дегероизации образа (Ф. Ведекинд, Ф. Дюрренматт и др.).
Почти все сюжеты мифов о Г. широко использовались в европейском музыкально-драматическом искусстве 17-18 вв. (оперы «Влюблённый Г.» П. Ф. Кавалли; «Алкестида, или Триумф Алкида» Ж. Б. Люлли; «Свадьба Г. и Гебы» П. Кайзера; «Г. на Термодонте» А. Вивальди; кантата «Г. на распутье» И. С. Баха; оперы «Свадьба Г. и Гебы» Н. Порпоры и К. В. Глюка; оратории «Г.» и «Выбор Г.» Г. Ф. Генделя и многие другие). Среди музыкальных произведений 19 в. — симфонические поэмы К. Сен-Санса «Прялка Омфалы», "Юность Г. " и его опера «Деянира».
Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником[1]. Геркулес в приступе гнева попытался однажды похитить его треножник (Гигин, 32). Это вызвало гнев Юпитера, и он метнул молнию, чтобы прекратить распрю. Враги помирились, и треножник был возвращен на место.
- ↑ Paus. Ill 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7