Гильгамеш

Материал из StudioSyndrome
Версия от 12:33, 6 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Описание

Гильгамеш — аккадское имя
шумерский вариант, по-видимому, восходит к форме Бильгамес — предп. «предок-герой»
греч. Бильгамос
—————————

Шумерский и аккадский мифоэпический герой — наиболее популярный герой из числа трех героев урукского круга (Энмеркар, Лугальбанда, Гильгамеш).


Сохранилось пять шумерских эпических песен о Гильгамеше:

1) «Гильгамеш и Ага»
— сказание о борьбе Гильгамеша с Агой, правителем северного объединения шумерских городов во главе с Кишем. Кульминационный момент рассказа — появление Гильгамеша на городской стене Урука, смятение вражеского войска при виде его и победа над войсками Аги[1];
2) «Гильгамеш и гора бессмертных»
— рассказ о походе Гильгамеша во главе отряда молодых неженатых воинов в горы за кедрами для добычи себе «славного имени», борьба с хранителем кедров чудовищем Хувавой (Хумбабой), убийстве Хувавы с помощью чудесных помощников и гневе бога Энлиля за этот подвиг Гильгамеша;
3) «Гильгамеш и небесный бык»
— плохо сохранившийся текст об умерщвлении Гильгамешем небесного быка — чудовища, насланного на Урук богиней Инанной;
4) «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир»
— Гильгамеш убивает по просьбе богини Инанны исполинскую птицу Анзуда и волшебную змею, поселившихся в чудесном дереве хулуппу, посаженном богиней в ее саду. Из корней и ветвей дерева он делает «пукку» и «микку» (барабан и барабанные палочки?), но они проваливаются в подземный мир. Энкиду[2] берется их достать, но, не выполнив магических наказов Гильгамеша, остается там навсегда. Гильгамешe удаётся мольбами вызвать дух Энкиду на поверхность, и тот рассказывает Гильгамешe о мрачной и безнадежной жизни умерших в подземном царстве;
5) «Гильгамеш в подземном мире» (иначе «Смерть Гильгамеша»)
— Гильгамеш приносит в подземный мир дары владычице подземного царства Эрешкигаль и другим богам, составляющим ее придворный штат.

Наибольшей разработкой образа героя отличается аккадский эпос о Гильгамеше. Сохранилось три версии большой эпической поэмы. Самая ранняя[3],видимо, восходит к последней трети III-го тыс. до н. э., наиболее полная — приписываемая урукскому заклинателю Синликеуннинни[4] — поэма «О все видавшем» — одно из самых выдающихся поэтических произведений древневосточной литературы; изложена в двенадцати песнях — «таблицах», из них последняя — дословный перевод с шумерского второй части песни «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» и композиционно с поэмой не связана.

————

Ряд текстов, опубликованных в последние десятилетия, позволяет считать Гильгамеша реальной исторической личностью — пятым правителем I династии города Урука в Шумере (кон. XXVII — нач. XXVI вв. до н. э.). Очевидно, вскоре после смерти Гильгамеш был обожествлён; его имя с детерминативами (знаками-определителями) божества встречается уже в текстах из Фары (XXVI в. до н. э.). В «царском списке» III династии Ура Гильгамеш выступает уже как мифическая личность: продолжительность его правления 126 лет, его отец-демон (лила). В эпических текстах Гильгамеш сын урукского правителя Лугальбанды и богини Нинсун (возможно, исторический Гильгамеш был сыном правителя и жрицы, представлявшей богиню в обряде священного брака).

————

Со II-го тыс. до н. э. Гильгамеш стал считаться судьей в загробном мире, защитником людей от демонов.

————

В официальном культе не играет почти никакой роли, хотя цари III династии Ура, в частности Ур-Намму, основатель династии, возводят к Гильгамешу свой род.

————

По просьбе богов, обеспокоенных жалобами жителей Урука на их своенравного и буйного владыку могучего Гильгамеша, который отбивает женщин у граждан в то время, как они выполняют тяжелые городские повинности, богиня Аруру создаёт дикого человека Энкиду — он должен противостоять Гильгамешу и победить его.

Энкиду живет в степи и не подозревает о своём предназначении. Гильгамеша посещают видения, из которых он узнаёт, что ему суждено иметь друга. Когда в Урук приходит известие, что в степи появился некий могучий муж, который защищает животных и мешает охотиться, Гильгамеш посылает в степь блудницу, полагая, что если ей удастся соблазнить Энкиду, звери его покинут. Так и случается.

Далее происходит встреча Гильгамеша с Энкиду, который вступает с Гильгамешем в поединок на пороге спальни богини Ишхары (Иштар; в поэме чужеземная богиня Ишхара заменяет Иштар, Иштар в поэме — отрицательный персонаж, враждебный Гильгамешу). Ни тот, ни другой герой не могут одержать победы, и это делает их друзьями.

Гильгамеш и Энкиду совершают вдвоем множество подвигов; сражаются со свирепым Хумбабой, хранителем горных кедров, с чудовищным быком, насланным на Урук богиней Иштар за отказ Гильгамеша разделить её любовь. По воле богов Энкиду, разгневавший их убийством Хумбабы, умирает (видимо, вместо Гильгамеша).

Гильгамеш, потрясенный смертью друга, бежит в пустыню. Он тоскует о любимом друге и впервые ощущает, что и сам он смертен. Он проходит подземным путём бога солнца Шамаша сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где обитает Ут-напишти единственный человек, обретший бессмертие. Гильгамеш хочет знать, как тот добился этого. Ут-напишти рассказывает Гильгамешу историю всемирного потопа, очевидцем которого он был и после которого получил из рук богов вечную жизнь. Но для Гильгамеша, говорит Ут-напишти, второй раз совет богов не соберётся. Жена Ут-напишти, жалея Гильгамеша, уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на прощанье, и тот открывает герою тайну цветка вечной молодости. Гильгамеш с трудом достаёт цветок, но не успевает им воспользоваться: пока он купался, цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела.

Гильгамеш возвращается в Урук и находит утешение, любуясь видом сооружённой вокруг города стены.

————

Эпос о Гильгамеше был популярен не только среди народов Передней Азии.

От II-го тыс. до н. э. из Палестины и Малой Азии дошел отрывок т. н. периферийной версии аккадской поэмы, а также фрагменты ее перевода на хеттский и хурритский языки.

У Элиана (писавшего по-гречески римского поэта III в. н. э.) мы находим дальнейшее развитие легенды о Гильгамеше в виде предания о чудесном рождении героя: царю Урука Зеухоросу (Эухоросу, то есть шумер. Энмеркару) предсказано, что сын его дочери лишит его царства. Царь запирает дочь в башню. Она родит сына от неизвестного человека. По приказанию царя стражи сбрасывают младенца с башни. Орел подхватывает мальчика и уносит в сад, где ребенка берет на воспитание садовник[5]. Он называет мальчика Гильгамеш (греч. Бильгамос). В конце концов тот отбирает у деда царство.

В более поздних текстах (напр., у сирийского писателя IX в. н. э. Теодора бар Коная) Гильгамеш уже считается современником Авраама.

————

Лейтмотив поэмы — недостижимость для человека участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках получить бессмертие. Концовка эпоса подчеркивает мысль, что единственно доступное человеку бессмертие — это память о его славных делах.

Внутреннее развитие образов Гильгамеша и Энкиду подчинено законам развития эпических образов; уже не благодаря волшебным помощникам, как герои мифологических сказов, а в результате высоких развившихся в них физических и моральных качеств возвышаются они над прочими смертными.

Аккадский эпос о Гильгамеше — создание поэта, который не просто соединил между собой разрозненные шумерские сказания-былины, но тщательно продумал и скомпоновал известный ему материал, придав произведению глубокий философский смысл.

Включение в эпопею рассказа о потопе (произведения другого цикла) еще более подчеркивает основную идею произведения — недостижимость главной цели странствий Гильгамеша — «вечной жизни».

00-04-145-001.jpg

Ссылки:

Шумеро-аккадская мифология


Энкиду

Энмеркар

Лугальбанда

————

Нинсун

• Хувава

Хумбаба

Инанна

Анзуд

Хулуппу

Эрешкигаль

Ишхара

Иштар

Шамаш

Ут-Напишти

Энмеркар

Саргон

Авраам

————

Потоп

Змея

Искусство

По традиции, с Гильгамешем связывались изображения героя — борца со львом и диким быком, а также терракотовые фигурки, изображающие духов (гениев) плодородия — мифологический образ более древний, чем исторический Гильгамеш.

Образ эпического Гильгамеша нашел отражение в аккадском искусстве XXIV—XXII вв. до н. э., особенно в глиптике.

Скульптуры Гильгамеша и Энкиду охраняли вход во дворец ассирийского царя Саргона II (VIII в. до н. э.).

Библиография

MNMEАфанасьев В. К. Гильгамеш // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. Т.I
Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»), пер. с аккад. И. M. Дьяконова, M.-Л. 1961 (лит.) < MNME
Поэзия и проза древнего Востока, M., 1973 < MNME
Крамер С. Н. История начинается в Шумере, [пер. с англ.] M., 1965 < MNME
Schott A., Soden W. von (eds), Das Gilgamesch-Epos Reclam [1958] < MNME
Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament, ed. J. В. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1955 < MNME

Иллюстрации:

Гильгамеш со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. VIII в. до н. э. Позднехеттский или сиро-хеттский рельеф ассиризируюшего стиля из Кархемиша. Герой типа Гильгамеша с дикими животными. XI в. до н. э. 00-04-145-000.jpg

Примечания и комментарии

  1. Единственный гиперболический и волшебно-сказочный момент этого чисто эпического произведения, почти не содержащего мифологического материала.
  2. В шумерской традиции слуга Гильгамеша.
  3. Дошла в записи первой четверти II-го тыс.
  4. Дошла в записях VII—VI вв. до н. э.
  5. Мотив ребенка-подкидыша, воспитанного садовником, по-видимому, заимствован из аккадской легенды о чудесном рождении Шаррукина (Саргона Древнего, XXIV в. до н. э.).