Зевксис

Материал из StudioSyndrome
Версия от 12:34, 6 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад) (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-» на «]] [[99-»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Зевксис; Зевксид — греч. Ζεῦξις
Зевксис из Гераклеи
V в. до н. э.; род. ок. 464 г. до н. э., работал (процветал) в 420—380 гг. до н. э.

Знаменитый древнегреческий живописец, уроженец Гераклеи Луканской[1] — ныне территория региона Базиликаты (Южная Италия). Ученик афинского живописца Аполлодора (или Демофила[2], основатель эфесской школы живописи, произведения которой «отличались вообще чувственною иллюзией и внешнею прелестью». Произведения художника до наших дней не сохранились: «по утрате Грециею независимости лучшие произведения Зевксиса попали в Рим; отсюда впоследствии они были перевезены в Константинополь, где погибли все до единого при неоднократно случавшихся пожарах» уже во времена Павсания. Поэтому все суждения о творчестве Зевксиса, основываются на свидетельствах древних авторов, например, у Лукиана Самосатского[3]. Согласно им, Зевксис в своей работе опирался на вдумчивое изучение натуры, глубокое знание техники и технологии изобразительного искусства. Большое внимание он уделял разработке идеальных пропорций человеческого тела, колористике, а также построению формы посредством светотени, значительно усовершенствовав эту методику. Леон Баттиста Альберти писал:

«Говорят, что Зевксис, древнейший и известнейший живописец, почитается как бы главой всех остальных в познании свойств светов и теней и что подобная слава была уделом немногих».

По свидетельству современников (?) работы Зевксиса отличались редкостным реализмом; особенно хорошо он передавал он красоту молодого женского тела. Упоминается также, что художник «писал фигуры в размере несколько большем против натуры; (…) рисунок же у него был небезукоризнен».

Имея множество учеников и последователей, Зевксис показал очень требовательным учителем. Впрочем, не менее строг он был к самому себе. Плиний пишет:

"Передают, что …впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».

Своими трудами Зевксид приобрёл не только громкую славу и колоссальное состояние, позволившими ему вести роскошную жизнь и вызвавшими в нём непомерную гордость. На праздники и в общественные места он выходил в пурпурных одеждах, расшитых золотыми монограммами (шифрами) художника. Со временем Зевксис перестал брать деньги и дарил свои произведения правителям, храмам и городам, утверждая, что его произведения «превосходят всякую цену».

Из произведений Зевксиса наибольшей известностью пользуется портрет Елены Троянской, написанный в дар храму Геры в Кротоне (по другим свидетельствам — в Агригенте). Среди других работ Зевксиса, заслуживших наибольшую славу, называются:

  • «Пенелопа»,
  • «Семья кентавров» — по свидетельству древних писателей, в этой картине «грация соединялась с живою характерностью»,
  • «Зевс, окруженный сонмом богов» / «Зевс на троне»,
  • «Связанный сатир Марсий»,
  • «Геркулес-дитя (удушающий змей)»,
  • «Эрот, увенчанный розами».

Архелай I-й Македонский нанял Зевксиса для украшения дворца в его новой столице Пелле и получил в подарок картину с изображением Пана[4]. Упоминаются также работы изображающие собрание богов, Алкмену, Менелая, атлетов, скованного Марсия и др.

Аналитический подход к живописи сделал Зевксиса чрезвычайно популярным среди ренессансных художников.

Зевксис пишущий портрет Елены. Миниатюра XV в. 99-03-407-001.jpg См. также:
Личности исторические

Апеллес
Елена Троянская

Психология

Своеобразным символическим антиподом к историям о Зевксиде и Апеллесе, собиравшим свои творения из совершенных фрагментов, может служить история о Франкенштейне.

На семинаре 1964 года психоаналитик и теоретик Жак Лакан (Jacques Lacan) заметили, что история Зевксиса и Паррасия открывает интересный аспект человеческого познания: в то время как животных привлекают поверхностные (про)явления, людей соблазняет то, что скрыто .

Искусство

В искусстве находят отражение г.о. два эпизода из жизни Зевксиса:

  • Зевксис и Парразий;
  • Зевксис пишет портрет Елены Троянской.

В натюрморте иногда встречается тема «Виноград Зевскиса» (Zeuxis’ Grapes), представляющая собой т. н. «обманки» или гиперреалистические изображения виноградных кистей.

Зевксис и Парразий

Плиний «Естественная История» ??

Однажды, соперничая с Парразием в реализме Зевксис написал виноград столь правдоподобно, что птицы прилетали клевать его. Парразий же написал драпировку, якобы закрывающую его картину, которая ввела в заблуждение Зевксиса, попытавшегося откинуть её. Предание приписывает Зевксису слова: «Я обманул птиц, но Паррасис обманул Зевксиса». Этот обычно сюжет встречается как иллюстрация в трактатах по изобразительному искусству или эмблематических сборниках.

Зевксис пишет портрет Елены Троянской

Зевксис в Кротоне; Зевксис и (прекрасные) кротонские девы (девы из Кротона);
Зевкис отбирает красивейших женщин (свои модели) для картины Елена Троянская (портрета Елены Троянской)
Пятеро избранных;
Зевксис пишет портрет Елены (Троянской)
Выбор моделей в мастерской Зевксиса; Зевксис выбирает (себе) натурщиц
Плиний «Естественная История» 35:36

Легенда о написании Зевксисом портрета Елены возникла в IV в. до н. э. По свидетельству Плиния и ряда других авторов «Елена Троянская» была написана для жителей Кротона, «которые с большими издержками пригласили к себе великого мастера нарочно для исполнения этой картины, приняли его со всевозможными почестями и прислали ему на показ всех красивейших девушек своего города, дабы из них он выбрал себе подходящую натурщицу». Поскольку ни одна из претенденток не была признана Зевксисом достаточно красивой, чтобы служить моделью, он выбрал пятерых девушек и, заимствуя из облика каждой наиболее совершенные черты[5], создал образ идеальной красоты столь совершенный, что «взглянуть на него было неземным наслаждением»[6].

Художника может изображаться как в момент выбора модели из череды обнажающихся женщин, так и в обществе пяти уже отобранных натурщиц. Соответственно местом действия может быть как открытое место перед храмом, так и мастерская художника. Нередко выбранные девушки обнажены не полностью, а демонстрируют различные (наиболее совершенные) части своих тел. Из сопровождающих фигур наиболее характерно присутствие плачущих претенденток, которые не были сочтены достаточно красивыми для позирования. Сам Зевксис обычно представляется перед мольбертом в роскошных (алых или пурпурных) одеждах. Он может писать портрет или делать наброски.

Аналогичные история и сюжет связаны с Апеллесом, пишущим портрет Дианы Эфесской.

Черновые материалы

Zeuxis often thought himself misunderstood by his public and Aristotle did not like him at all. He is said to have laughed himself to death after painting a funny old woman (supposedly the woman had ordered a painting of Aphrodite and demanded that she be used as his model).

Зевксис часто бывал неправильно понят публикой, а Аристотелю не нравился вовсе. Он, как говорят, смеялся непосредственно перед своей смертью написав забавную старуху (предположительно, женщина заказала образ Афродиты и потребовала, чтобы она служила в качестве модели).

Иллюстрации

Зевскис и Паррасий 99-03-410-000.jpg Зевксид и Паррасий 99-03-414-000.jpg Неизвестный автор. Зевксис пишет мальчика с виноградом 99-03-406-000.jpg Хильтеншпергер, Иоганн Георг; Зевксис представляет свою картину с кентаврами 99-03-411-000.jpg Зевксис пишущий портрет Елены. Миниатюра XV в. 99-03-407-000.jpg Зевкис отбирает самых красивых женщин для картины Елена Троянская. Средневековая миниатюра 99-03-408-000.jpg Зевкис отбирает самых красивых женщин для картины Елена Троянская. Средневековая миниатюра 99-03-420-000.jpg Монсьё, Н. А. Зевксис выбирает свои модели, 1797 г. 99-03-409-000.jpg Монсьё, Н. А. Зевксис выбирает свои модели, 1797 г. 99-03-409-001.jpg Монсьё, Н. А. Выбор моделей в мастерской Зевксиса 99-03-425-000.jpg Мотте, Виктор-Луи; Зевксис ищет свои модели, 1858 г. 99-03-415-000.jpg Беккафуми, Доменико; Зевксис пишет портрет Елены, 1524-45 гг. 99-03-412-000.jpg Солимена, Франческо; Зевксис и кротонские девы 99-03-418-000.jpg Гупи, Жозеф; Зевксид пишущий Елену (по картине Франческо Солимены) 99-03-413-000.jpg Зандрарт, Иоахим фон; Зевксид пишет портрет Елены 99-03-416-000.jpg Sénave, Jacques Albert. Зевксис 99-03-426-000.jpg Кауфман, Ангелика; Зевксис рисует прекрасных женщин города Кротона 99-03-419-000.jpg Кауфман, Ангелика. Зевксис выбирает модель для Елены Троянской 99-03-427-000.jpg Кауфман, Ангелика. Зевксис выбирает модель для Елены Троянской (деталь) 99-03-427-001.jpg Кауфман, Ангелика. Зевксис выбирает модель для Елены Троянской 99-03-427-002.jpg Лонг, Эдвин; Пять избранных, 1885 г. 99-03-421-000.jpg Лонг, Эдвин; Пять избранных, 1885 г. 99-03-421-001.jpg Лонг, Эдвин; Зевксис выбирающий красавиц, 1885 г. 99-03-423-000.jpg Бронников, Фёдор. Зевксис выбирает себе натурщицу 99-03-424-000.jpg Зевксис выбирает пять моделей из Кротона для Елены Троянской 99-03-422-000.jpg Венсан, Франсуа Андре. Зевксис и дочери Кротона, 1789 г. 99-03-428-000.jpg Венсан, Франсуа Андре. Зевксис и дочери Кротона, 1789 г. 99-03-428-001.jpg Венсан, Франсуа Андре. Зевксис и дочери Кротона, 1789 г. 99-03-428-002.jpg Венсан, Франсуа Андре. Зевксис и дочери Кротона, 1789 г. 99-03-428-003.jpg Венсан, Франсуа Андре. Зевксис и дочери Кротона, 1789 г. (деталь) 99-03-428-004.jpg Венсан, Франсуа Андре. Зевксис и дочери Кротона, 1789 г. (деталь) 99-03-428-005.jpg Венсан, Франсуа Андре. Зевксис и дочери Кротона, 1789 г. (деталь) 99-03-428-006.jpg

Литература

  • А. С-в. Статья «Зевксид» в BREF
  • Энциклопедии мирового искусства
  • Чубова А. П., Конькова Г. И., Давыдова Л. И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Икусство, Ленинградское отделение, 1986 < WIKI

Примечания и комментарии

  1. Chilvers, Ian (2003). «Zeuxis». The Concise Oxford Dictionary of Art and Artists. Retrieved 7 November 2010.
  2. Плиний об искусстве. пер. Б. В. Вернеке, Одесса 1918, стр. 62-64.
  3. Description of a painting by Zeuxis in «Zeuxis and Antiochus» by Lucian of Samosata (Vol. II)
  4. The Greek world, 479—323 BC By Simon Hornblower Page 95 ISBN 0-415-15344-1
  5. Подобная практика была весьма широко распространена среди художников начиная от Леонардо да Винчи и Рафаэля.
  6. Elizabeth Mansfield. Too beautiful to picture: Zeuxis, myth, and mimesis. University of Minnesota Press, 2007; 232 p.; ISBN 0816647496, ISBN 9780816647491