Циркуль
В древности и во времена не столь отдалённые назывался «компас», или «делитель» и использовался как инструмент измерения длины.
Наряду с квадратом определяет пределы и границы (в том числе и прямой линии). Часто изображается в комбинации с угольником в картинах, посвященных космологической идее связи земного и божественного. При этом циркуль означает космический круг, а угольник — квадрат земли[1]. Подобным образом организован, например, в архитектуре Храма Неба в Пекине. Как инструмент для вычерчивания безупречных кругов, начиная со средних веков, символ геометрии, космического порядка и планомерных действий. Основные значения:
Разделяет символику круга, центра как истока жизни, |
См. также:
|
Античность
Атрибут Урании, Сатурна.
Китай
Правильное поведение, честность, прямота, высокая нравственность.
Атрибут (часто вместе с солнечным диском) первопредка и культурного героя Фу-Си, сестра которого Нюй-Ва имеет угольник (квадрант). Вместе эта пара — мужской и женский принципы, гармония инь и ян.
Христианство
В иудео-христианской традиции — божественная мудрость. Бог — «архитектор вселенной» — который «сотворил небо и землю», «отделил свет от тьмы» и «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» [2]. В живописи и графике Бог нередко изображался с циркулем в руке, измеряющим Землю.
Средневековые книжные иллюстрации показывают Творца мира как геометра, который с циркулем, который в этом случае символизирует конечность времени или пространства.
«Он, который приложил свой циркуль к границе Мира (…) и на его сцене разместил все явное и все тайное» («Божественная комедия» Данте).
Масонство
Сдержанность, умеренность, ограничение желаний.
В ритуальной архитектуре олицетворяет трансцендентное знание, архетип, контролирующий все работы, навигатора.
Вместе со священной книгой[3] и угольником относится к трем «великим светильникам» или Святыням и указывает на идеальный круг «всеохватывающего человеколюбия».
Выражает правильную позицию по отношению к союзу братьев и всему человечеству. Обряд посвящения учит, что одно острие циркуля закрепляется в собственном сердце, а другое объединяет посвященного со всеми братьями.
Обращается внимание на степень раскрытия (раздвижения) ножек циркуля (прямоугольное раскрытие указывает на идеальное равновесие тела и духа).
При сочетании с угольником, его господство над циркулем понимается как перевес материального, взаимопроникновение и перекрещивание обоих инструментов — их равновесие; циркуль над углом, напротив, — мастерское превосходство духа над материей и овладение ею.
Й. Баурнёпель (1793) подчеркивает, что на учебном изображении принятия в ложу циркуль остриями указывает в направлении «восхода» (на «восток»), потому что «брат свободный каменщик» открыт перед лицом всего мира «в качестве возделывающего (готовящего) покой и блаженство, честного и справедливого человека».
Эмблематика
Атрибут большого числа абстрактных персонификаций и аллегорий, прежде всего из числа Семи свободных искусств:
- Архитектура — с чертежом, наугольником, масштабом, etc.[4];
- Астрономии — в короне из звёзд, с небесным глобусом и иными орудиями сей науки[5] (Семь Свободных искусств);
- Урания — (муза астрономии) коронована звездами, держит небесную сферу (сердце ?);
- География — с квадрантом и земным шаром[6];
- Геометрия[7] (Семь Свободных искусств);
- Евклид — в изображениях его как исторической фигуры;
- Математика[8];
- Наука вообще [9];
- Справедливость — с весами и мечом;
- Зрелость — (Возрасты Человека);
- Меланхолия — книга, череп, геометрические инструменты (темпераменты);
- Благоразумие — змея, зеркало;
- Предусмотрительность — со змеей и зеркалом; и Прозорливости [10];
- Сатурна, отмеряющего Время.
В последнем случае циркуль символизирует конечность времени или пространства и отражает подспудную связь циркуля с меланхолией этой планеты.
В ряде эмблематических изображений «резного художества» присутствует в руке одного Гения, измеряющего погрудную статую, тогда как второй «выделывает логову»[11].
«Циркуль — знак справедливости, предусмотрения, прозорливости; переломленный значит развращенный разум, отчаяние и потеряние надежды» [12].
67 — Рука с компасом, или циркулем[13].
- Кто тайну[14] знает, тот всё имеет.
- Qui a secretis, ad omnibus.
- Celui qui a le secret, a tout.
- Der das Geheimniß hat, hat alles.
- He that hath the secret, hath all.
Циркуль, описывающий окружность.
- Она бесконечна.
- Символ вечности, не знающей ни начала, ни конца[15].
У Босхиуса соотносится с девизом «UNO IMMOTO» — Единое неизменно.
Измерительный циркуль, в руках персонажа на портрете, идентифицирует модель как архитектора, кораблестроителя (???) или навигатора. В ренессансных и барочных сюжетах он может указывать на художника (ввиду его опытности в геометрии и перспективе). В эпоху Просвещения — атрибут вольного каменщика, масона.
Частый в средние века и эпоху Возрождения символ разумных и взвешенных решений.
Два циркуля могут также символизировать добродетели Благоразумие, Справедливость и Воздаяние.
Уильям Блейк в картине «Ньютон» использовал пару циркулей как символ решимости ученых измерить мироздание.
Оккультизм
Мужская и женская половины эзотерического Гермафродита, связанного с Солнцем и Луной;
Литература
Иллюстрации
Примечания и комментарии
- ↑ У герметиков их соединение круга (Небо) с квадратом (Земля) равно совершенству.
- ↑ Бытие 1: 1—8
- ↑ Библия, как проводница веры и советница во всех делах, деяниях.
- ↑ EMSY § 106
- ↑ EMSY § 108
- ↑ EMSY § 111
- ↑ EMSY § 112
- ↑ EMSY § 117
- ↑ EMSY § 119
- ↑ EMSY § 86
- ↑ EMSY § 122
- ↑ EMSY § 327
- ↑ EMSY § 327
- ↑ В «Idea …» Сааведры в аналогичной эмблеме речь идёт о государевом секретаре, который не просто записывает его повеления, но должен «всё рассчитать и измерить». Поэтому и был изображен циркуль, а не перо. Некая же «тайна» появилась, вероятно, из неверной интерпретации испанского secretus, означающего секретаря как «секрета».
- ↑ EMSI 60-2