Алконост

Материал из StudioSyndrome
Версия от 23:48, 6 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад) (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-» на «]] [[99-»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Алконóст, алконóс,
алкиóн

В русских и византийских средневековых (книжных) легендах райская (морская) птица, образ которой восходит к греческому мифу об Алкионе и свидетельствам античных писателей[1] о зимородке, откладывающего яйца в прибрежный песок в середине зимы. Само название «алконост», закрепившееся в древнерусской христианской книжности, впервые встречается в «Шестодневе» Василия Великого (IV в.)[2] как результат ошибочного прочтения «алкуонестъ морская птица» вместо «алкуон ест(ь) морская птица».

С XVII в. в Хронографах упоминаются две антропоморфные «райские птицы» — Сирин и Алконост, пленяющие людей своим пением так, что «душа из тела исходит».

Согласно «Толковой Палее» (и заимствовавших из нее рассказ об Алконосте древнерусских словарях-азбуковниках XVI—XVII вв.) Алконост откладывает яйца в морскую глубину и выводит птенцов, сидя на поверхности воды. В более поздних версиях сказания, содержащихся в сборниках XVII—XVIII вв., говорится, что Алкион высиживает птенцов, плавая в гнезде по морю. В время, пока птица в течение семи дней высиживает яйца и ещё семи дней кормит птенцов, на море царит штиль — алконостовы, или алкионовы дни. Это умиротворение моря, по видимому, способствовало восприятию Алкиона в качестве символа Божьего промысла и Божьего милосердия.

Некоторые черты Алкиона (высиживает птенцов на море) придаются в русских духовных стихах о Голубиной книге и Егории Храбром птице Страфиль.

00-04-169-000.jpg 99-04-169-000.jpg

См. также:

Славянская мифология

Райская птица
Сирин
Алкиона
Пение
Зимородок
Страфиль

Искусство

В XVII—XVIII вв. появляются лубочные изображения птиц Алконоста — с человеческим лицом и короной на голове; и Сирина — в венце. Женоподобный Алконост кроме крыльев имеет еще пару человеческих рук, в которых держит цветущую ветвь и свиток с цитатой:

«Праведник, яко финикс, процветет…».
Пс. 91

Этот образ получил широкое распространение в народном искусстве (лубок, гравюра, прикладное искусство) и искусстве эпохи неоромантизма («Песни радости и печали» В. М. Васнецова).

Черновое

   Алконост - Райская светлая птица-дева с человеческим лицом, управляет погодой, птица бога Хорса (бог солнца в слав. мифологии) У Алконоста есть волшебные свойства. Например, на те 7 дней, во время которых Алконост высиживает яйца, и еще неделю, пока выкармливает птенцов, устанавливается спокойная погода, бури сменяются легким ветром. Но самая главная особенность Алконоста - его чудесное, завораживающее пение. Подпись под одной из лубочных картиной гласит: "Алконост близ  рая пребывает, иногда и на Ефрате-реке бывает.Когда в пении глас испущает, тогдаи самое себя не ощущает. А кто в близи тогда будет тот все на свете забудет: тогда ум от него отходит и душа из тела выходит." Алконост считалась символом светлой печали.Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин. Изображали Алконост-птицу с руками, крыльями и короной на голове.      

Иллюстрации

«Райская птица Алконост и птица Сирин». Гравюра конца XVIII — начала XIX в. — Из кн.: Лубок. Русская народная картинка XVII-XIX веков. Л., 1984. Рис. 58 < SMES, с.20 99-04-090-000.jpg

Литература

  • Токарев С. А. Одноимённая статья в MNME
  • Белова О. В. Статья «Алконост, алкион» в SMES
  • Белова О. В. Славянский бестиарий. М., 2000. С. 52-54 < SMES

Примечания

  1. Аристотель «История животных», Плиний «Естественная история».
  2. А среди славянских памятников — в «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского (IX—X вв.).