Чи-ю
|
См. также: |
В древнекитайской мифологии герой-мятежник. На рельефе в храме Улянцы (2 в.) изображён в виде полузверя-получеловека с головой барса и когтями тигра, над головой щит, в одной руке топор, в другой — меч, левой ногой стоит на самостреле, в когтях правой ноги — секира. В «Шу и цзи» («Описании удивительного») Жэнь Фана (5 в.) даётся несколько иная версия: у Чи-ю тело человека, копыта быка, четыре глаза и шесть рук.
В древних сочинениях рассказывается, что Чи-ю был потомком государя Янь-ди. Победив Янь-ди и захватив южные земли, Чи-ю начал войну с правителем Хуан-ди (по другим вариантам, Чи-ю пошёл войной на Хуан-ди, мстя за Янь-ди).
В преданиях 3 в. до н. э. — 3 в. н. э. говорилось, что у Чи-ю были рога и он бодал ими Хуан-ди. Отсюда де пошла популярная в Северном Китае до 20 в. игра в Чи-ю. Её участники надевали маски с рогами и бодали друг друга. Культ Чи-ю был, видимо, особо распространён на севере Китая, жертвоприношения в его честь здесь совершались ещё в 6 в. Его изображения делались на ритуальных сосудах, пряжках, где Чи-ю изображался в виде маски чудовища Тао-те. В первых веках н. э. изображения Чи-ю использовались по аналогии с Чжун Куем (персонификацией персиковой палицы) как охраняющие от злых духов. Чи-ю приписываются связь со стихией железа и изобретение различных видов оружия (топоры, пики, секиры и т. п.). В средние века Чи-ю обычно трактовался как мятежник, выступивший против гуманного правителя Хуан-ди. Его образ не раз использовался в литературе, например в драме 13-14 вв.
Лит.:
- Юань Кэ, Мифы Древнего Китая, [пер. с кит.], М., 1965, с. 117-32, 359-63;
- Ло Би, Лу ши (Древнейшая история), в серии: Сы бу бэй яо, т. 2, цзюань 4, Шанхай, 1936, с. 10-12;
- Кумагаи Осаму, Чи-ю ко (Разыскание о Чи-ю), «Сигаку кэнкю», Хиросима,1960, No 77-79.
- [Б. Л. Рифтин MNME ]