Мандорла
Другое название — vesiса piscis(см.) или ichthus Миндалевидной формы ореол, «мистический миндаль», символизирует божество, святость, сакральное, девственность, вульву. Означает также отверстие или выход, а две его стороны олицетворяют противоположные полюса и всякую дуальность. Для изображения пламени используется мандорла, означающая дух, или явление духовного принципа, либо принципа души.
Символическое изображение сияния вокруг Спасителя в иконах Преображение и Вознесение.
Может также иметь форму овала или круга и, в этом последнем случае. называться «круг славы».
Фон в виде двух, чаще трех, кругов, вписанных один в другой для размещения полуфигуры (поясное изображение) святого. При изображении фигуры в рост (Христа, Богоматери) его преобразуют в эллипсы, которые принято называть итальянским словом — мандорла (миндалина). К. С. обычно расколеровывают в три тона: наружный светлый, средний темнее, внутренний наиболее темный.
Условное изображение сияния в виде эллипса, в которое помещают изображение Христа, реже — Богоматери (напр., на иконе «Всех скорбящих радосте»). Круглая М. — круг славы.
Мандорла (итал. — «миндаль, миндалина»), или «vesica piscis» (лат. — «рыбий пузырь»). Миндалевидное обрамление, заключающее в себе фигуру Христа в ВОЗНЕСЕНИИ. Эта форма не имеет какого-то специального значения и видоизменялась в раннем христианском искусстве. Первоначально мандорла изображала облако, в которое вознесся Христос, но со временем стала использоваться как своего рода «слава» или ореол — свет, который исходил от божества. Потому она может окружать его в ПРЕОБРАЖЕНИИ. Её использование было перенесено и на Деву Марию, когда она изображалась принимаемой на небо (УСПЕНИЕ), ив иных контекстах (см. ДЕВА МАРИЯ, 15; ПОСЕЩЕНИЕ ДЕВОЙ МАРИЕЙ ЕЛИСАВЕТЫ); а также на МАРИЮ МАГДАЛИНУ (5), которая аналогичным образом была взята на небо.
«миндалевидный нимб» или венец, составленный из двух несовершенных полукругов, является символом «Божьего величия» (преображенного Христа) или Царицы небесной Марии, который часто встречается в средневековом искусстве. Миндаль (греч. amygdale) является древним символом сокрытия ценного содержания в очень твердой, почти непроницаемой оболочке. У Иеремии (1: II-12), напротив, жезл миндального дерева, благодаря схожести звучания «шакед»
Хотя геометрическим символом земли является прямоугольник (или куб), а символом неба — круг, для символизации высшего и низшего миров, то есть неба и земли, иногда употребляются два круга. Союз двух миров или область пересечения и взаимопроникновения (мир явлений) представляется мандорлой, миндалевидной фигурой, образованной двумя пересекающимися кругами. Чтобы мандорла могла быть" в соответствии с требованиями иконографии, изображена вертикально, два круга начали рассматриваться как левый (материя) и правый (дух). Область всего существующего, символизируемая мандорлой, как и двуглавый холм Марса, охватывает противоположные полюсы всякого дуализма (51). Следовательно, она также является символом вечного жертвоприношения, которое возрождает творческую силу через дуальные потоки подъема и спада (появления и исчезновения, жизни и смерти, эволюции и инволюции). Морфологически она сходна с веретеном Великой Матери и с волшебными прялками (50). Мандорла, символизирующаяпересечение двух сфер—небесной и земной.
Изображение миндалевидного сияния, которое использовали в средневековом христианском искусстве, чтобы выделить фигуру возносящегося на небо Христа, а иногда и Девы Марии или других возносящихся святых. Известная как vesica piscis («рыбный пузырь»), мандорла была раннехристианским символом Христа во Славе. В мистике «миндаль» (по-итальянски mandoria) был символом чистоты и целомудрия, его овальная форма была в древности символом вульвы. Это также графическое изображение пламени, символ духовности. Другое мнение о значении мандорлы состоит в том, что она символизирует дуалистическое единство неба и земли, изображаемых как две пересекающихся дуги. Это объясняет, почему мандорлу обычно изображают вокруг возносящихся фигур, символизируя не только их святость, но также и их преображение.
ХРИСТИАНСТВО
Название этого ореола произошло от итальянского слова mandorla, означающего «миндалевидный». В мандорле распространяющиеся лучи ореола, окружающего фигуру, образуют форму миндаля. В редких случаях мандорла может состоять из семи голубей, символизирующих семь даров Святого Духа. ещё реже внутри мандорлы изображена группа ангелов. Часто в окружении мандорлы в сценах Страшного Суда предстает Христос, а в определённых случаях возносящаяся Дева Мария.
На эзотерическом языке средневековья мистический миндаль указывал на непорочность Марии (отсюда — ореол в форме эллипса вокруг её изображения в христианской традиции).
Фигуры апостолов, символизирующих Троицу в момент снисхождения духа святого, также разделены миндалевидными овалами.
Миндалевидный ореол, окружающий Христа и Деву Марию.
В средневековой х ристианской иконографии эта история нашла отражение в виде изображения мандорлы — миндалевидного сияния вокруг Богоматери и Иисуса. Мандорла являлась распространенным символом непорочного зачатия.
Сияющая, но при этом исполненная глубоким содержанием мандорла является мистериальным образом сосредоточения на исходящий изнутри свет с целью сокрытия истинной природы Христа в его телесности.
И образ, напоминающий стилизованные наружные женские половые органы (см. Иони), возможно, способствовал такому толкованию.