Деметра
|
|
Христианство
К эпохе средневековья, открывшей христианскую мораль во многих классических мифах, Церера стала олицетворять Церковь, вооруженную светочами Ветхого и Нового Заветов, ищущую тех, кто сбился с истинного пути. Мальчик, превратившийся в ящерицу, олицетворяет Синагогу,
Искусство
Среди памятников античного изобразительного искусства (сохранились):
- • «Деметра Книдская» — статуя круга Бриаксиса;
- • посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами;
- • многочисленные терракотовые статуэтки Деметры,
- • её изображения на помпейских фресках;
- • росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье — т. н. склепы Деметры в Большой Близнице и в Керчи.
Аркадийская Деметра как богиня плодородия и урожая в античном искусстве часто изображается с лошадиной головой Деметра в образе кобылы изображала прилив моря на берег.
Идея смерти и возрождения, посезонно чередующихся, выраженная в этом мифе, была подхвачена с тем, чтобы быть соединенной с пасхальными и рождественскими историями, и вдохновила на многие творения литературы и живописи.
В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета.
В живописи эпохи Возрождения Деметра часто изображается обнажённой; её атрибуты — колосья, плоды, серп, иногда рог изобилия.
Воплощение образа Деметры в европейском искусстве XVI—XVII вв. было связано с прославлением даров природы:
- • рисунки Дж. Вазари;
- • ~ X. Голциуса;
- • Я. Йорданс «Жертвоприношение Церере»;
- • П. П. Рубенса «Статуя Цереры» и др.;
или с воспеванием радостей жизни:
- • Б. Шпрангер «Вакх, Венера и Церера»;
- • X. Голциус ~ ;
- • П. П. Рубенс ~ ;
- • Я. Йорданс ~ ;
- • Н. Пуссена и др.
Особенно широкое распространение получают статуи Деметры в садовой пластике барокко.
- ————
Наиболее значительные произведения европейской литературы, связанные с мифом о Деметре, созданы в поэзии:
- • Ф. Шиллер, «Элевсинский праздник»;
- • А. Теннисон, «Деметра и Персефона».
Среди опер:
- • «Умиротворённая Деметра» Н. Йоммелли.
Библиография
- — MNME — Тахо-Годи А. А. Деметра // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. Т.I
- — Dieteriсh A., Mutter Erde, 2 Aufl., Lpz.-B., 1913 < MNME
- — Altheim F., Terra mater, Gießen, 1931 < MNME
- — Méautis G., Les mystères d’Eleusis, P., 1938 < MNME
- — Jung К. G., Кerényi K., Einführung in das Wesen der Mythologie. Gottkindmythos. Eleusinische Mysterien, Amst.-Lpz., 1941 < MNME
- — Deichgräber K., Eleusinische Frömmigkeit und homerische Vorstellungswelt im homerischen Demeterhymnus, Mainz, [1950] < MNME
- — Uxkull W. von, Die Eleusinischen Mysterien. Versuch einer Rekonstruktion, Büdingen — Gettenbach, 1957 < MNME
Иллюстрации:
Примечания и комментарии
- ↑ Hes. Theog. 453
- ↑ Hes. Theog. 912—914
- ↑ 3,0 3,1 Hom. Il. V 499—501
- ↑ Hes. Opp. 300 след.
- ↑ Hes. Opp. 465—468
- ↑ Hes. Theog. 969—974
- ↑ Apollod. I 5, 2
- ↑ Hymn. Hom. V
- ↑ «Мет.», 5:446-461
- ↑ Гранатовое зёрнышко — символ плодовитости, но владельцем его является бог смерти.
- ↑ Ср. «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана
- ↑ Paus. VIII 25, 3
- ↑ Paus. VIII 25, 5-7
- ↑ Paus. II 35, 5
- ↑ Paus. II 34, 6
- ↑ Paus. VIII 5, 8
- ↑ 17,0 17,1 Гесиод, Орр. 465 след.
- ↑ В примитивной религии ассоциировавшийся с плодородием.
- ↑ Paus. II 35, 5
- ↑ Paus. II 34, 6
- ↑ Paus. IVIII 5, 8