Кефал и Прокрида
В греческой мифологии юные молодожены, любовь которых была обречена на трагический конец. (Ов.Мет. 7:795-866). Аврора, богиня утренней зари, влюбилась в Кефала, но была им отвергнута. Из мести она заронила в него зерна сомнения в верности супруги. Чтобы проверить свою жену, он переоделся и попытался соблазнить ее. Это ему удалось, и пристыженная Прокрида убежала (на остров Крит), присоединившись там к нимфам Дианы. Впоследствии они помирились (благодаря посредничеству одного старого пастуха) и Прокрида принесла своему мужу два дара, полученных ею от Дианы: охотничью собаку и волшебное копье, которое всегда попадало точно в цель. Влюбленный в Прокриду фавн, злонамеренно обманул её, что подслушал разговор Кефала с его тайной возлюбленной на охоте. Чтобы узнать правду, Прокрида отправилась за ужем в лес и притаилась в кустах. Кефал метнул свое копье на шорох листьев и убил жену.
Первоисточником для картин на эту тему была итальянская пьеса «Кефал»Никколо да Корреджо (1450-1508), расцветившего версию Овидия новыми персонажами и счастливым концом: Диана возвращает Прокриде жизнь. М ораль пьесы - предостережение супругам от подозрительности и ревности. Часто разыгрывалась на свадебных торжествах.
Принято было иллюстрировать несколько эпизодов, самым популярным из которых была смерть Прокриды. Она лежит в лесу под деревом, стрела пронзает ее грудь. Кефал только что обнаружил ее: он в ужасе поднимает руки или вытирает слезы на глазах; он может также сидеть около нее или стоять перед нею на коленях, убитый горем. Рядом с ним его собаки. Аврора с находящимся при ней Титоном может мчаться по небу на своей колеснице.
Необычная трактовка сюжета Пьеро ди Козимо (Национальная галерея, Лондон) показывает фавна, похожего на Пана. В горе он склоняется на колени перед телом Прокриды. Собака Кефала тихо сидит рядом; ее хозяин отсутствует. Известна версия, по которой Аврора уводит Кефала в свою колесницу. Этот поворот сюжета пришел из другого варианта мифа.
См. Аврора