Приап

Материал из StudioSyndrome
Версия от 16:32, 9 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сын - Диониса и Афродиты. Фригийский бог плодородия. Как сын Диониса, символизирует мужскую потенцию. Наряду с этим — символ единства жизни и смерти. Характерная черта огромные - гениталии.

Малоазиатский бог плодовитости, прославившийся непристойностью своих изображений.

В Малой Азии в бесчисленном количестве устанавливали и поклонялись его стеллам в виде фаллоса. Достаточно поздно стал почитаться в Греции (позднее в Италии) как бог плодородия животных и растений, защитник садов, виноградников, пчел и овец.

Вечно ревнивая - Гера, дабы выразить своё неодобрение неразборчивостью его матери, прикоснулась своей рукой к животу беременной Афродиты, и та родила ребенка с огромными гениталиями.

Когда Приап вырос, он вызвал на соревнование осла (символ эротической потенции). Когда выяснилось, что фаллос Приапа короче ослиного, тот в гневе осла. Дионис, сделал животное бессмертным, превратив в созвездие.

Приап, надеясь похитить нимфу Лотиду (Овидий Фасты 1:415-440), по другой версии, Весту (6:319-348), подкрался к ней, спящей во время пира богов. Но осел Силена «вовсе некстати своим голосом грубым взревел» и нимфа вскочила. В ренессансной живописи Приап фигурирует в облике человека обнаженного, либо (чаще) одетого. Складки его одежд драпируют эрегированный фаллос под ними (Дж. Беллини, «Пир богов», Национальная галерея, Вашингтон). Рядом кричащий осел.

В античности его образ принимал форму гермы, то есть головы и торса бога с фаллосом, установленных на верхушке прямоугольной колонны. В живописи пост-Ренессанса он изображается подобным же образом, но обычно без полового органа. Герму, увенчанную гирляндой из цветов, можно видеть доминирующей в сценах бурного веселья сатиров и менад — членов свиты Бахуса.

Литература

(???) Н. Непег: De Priapo, GieBen 1932

(???) M. Colilon: La p6esie priapique, Paris 1932

(???) J.J. Dulaure: Les cultus priapiques, Paris 1953

(???) Th. Vanggaard: Phallos — Symbol und Kull in Europa, MUnchen 1971

МНМ

Приап — греч. Пriapos, Пrinpos

В античной мифологии итифаллическое божество производительных сил природы (изначально собственно фаллос). Место происхождения культа П. неизвестно, локализация его в Лампсаке (Троада) вторична (Strab. XIII 1, 12; Paus. IX 31, 2). Жители Лампсаки считали П. основателем их города, но в соперничающих городах и на островах утверждали, что П. был изгнан из города за небывалый по размерам фаллос (Serv. Verg. Aen. IV 111). На ранней стадии (до конца 4 в. до н. э.) П. почитался в виде древесного сучка и осла; мифы о П. и осле у Овидия (Fast. I 391—456), Гигина (Astr. II 23) и др. После походов Александра Македонского культ П. широко распространяется по всему Восточному Средиземноморью и включается в мифологию Диониса. Возникает миф о происхождении П. от Диониса и Адониса (по другим вариантам — от Зевса или Гермеса). Матерью П. была либо одна из нимф (Schol. Theocr. I 21), либо - Афродита (Paus. IX 31, 2). По одной версии (Schol. Apoll. Rhod. I 932), Афродита, беременная П. от Диониса, сошлась с Адонисом; ворожба ревнивой Геры сделала ребёнка уродцем (уродство состояло в наличии у П. двух фаллосов, что объясняется двойным отцовством — Диониса и Адониса). По другой версии (Suida, 3), П. — сын Афродиты и Зевса, из-за насланного - Герой уродства он был оставлен в горах и подобран пастухами или нимфами, силеном и сатиром.

В римскую эпоху культ П. достигает наивысшего расцвета. П. был включён в круг римских божеств плодородия (Помоны, Сильвана и др.). Добрый сельский божок (Ovid. Tristia I 10, 26), страж садов (Diod. IV 6, 4), следящий за чистотой родников и правильным межеванием земли (ср. Термин), покровитель рыбаков и матросов, проституток, развратников и евнухов, сводник, кутила и педераст, он — «учитель Вакха», помощник Геракла, олицетворение «порождающего логоса» стоиков, создатель моря и суши, тождественный Эроту, Пану и Доброму демону (Cornut. 27) и Всебог (Pantheos; CIL III 1139). П. — «священен», он — «отец», «царь», «благодетель и защитник», удостоившийся неумирающего жанра как настенной (надпись из Тиволи, CIL XIV 3565), так и книжной (Катулл, Гораций, Вергилий, Марциал) поэзии — т. н. приапей. Изображения П. (в основном относящиеся к эпохе империи) находились в лесах, садах, виноградниках, на дорогах, пасеках, пристанях и в публичных домах по всей Греции, Италии, Германии, Галлии, в Далмации, Фракии, Африке и Испании. Атрибуты П.: рог изобилия, тирс, факел, маска, кошель, садовый инвентарь и музыкальные инструменты (главным образом двойная флейта). Кроме цветочных венков и гирлянд, овощей, фруктов, меда, бобов и вина, П. приносили в жертву кровь бычков, козлов, ягнят, поросят, голубей и рыб, окропляя ею изображения П. (пурпурный или густо-шафранный хитон подарила младенцу П. мать, чтобы сгладить уродство сына, Кассиодор, Varia VI 21, 2). Каждая кухня считалась святилищем П. (Verg. Ecl. VII 33 в.). Праздники в честь П. в марте и июне сопровождались сексуальным неистовством и весельем; как простонародный культовый персонаж П. участвовал в праздниках Деметры, Диониса и Доброй богини (Bona Dea).

Наиболее распространённый иконографический тип П. — старичок с фаллообразной головой (один из эпитетов П. — triphallus, третий фаллос — голова П.), одной рукой поддерживающий полу или корзину с овощами, фруктами и зеленью, а другой — фаллос (бесчисленные терракотовые статуэтки, мраморные рельефы, геммы, фрески; также амулеты). Кроме изображений П. на могильных камнях, большой интерес представляют распространённые от Галлии до Фригии фаллические амулеты и статуэтки, на которых умершие предстают в облике П. В Риме П. отождествлялся с божеством Мутуном Титином.


Лит.: Herter H., De Priapo, GieЯen, 1932; Coulon M., La poйsie priapique dans l’antiquitй et au moyen вge, P., 1932.

Г. Ч. Гусейнов