Ниоба
Смотри также: Тантал / Аполлон / Артемида / Лето
Мет, 6:146-312
Дочь Тантала, внучка и невестка Зевса, жена Амфиона, царя Фив. Пример наказанной гордыни.
Однажды она пыталась отговорить фиванских женщин поклоняться Лето, похваляясь своими родословной и числом потомства (семеро сыновей и семеро дочерей). Аполлон и Артемида с обычной безжалостностью наказали её заносчивость, убив всех её детей. В горе Ниоба превратилась в камень, продолжавший источать слезы.
Может изображаться отвращающей женщин от храма, но чаще встречается тема избиения её детей.
Сцена представляет девушки и юноши бегущих и умирающих от стрел; Ниоба умоляюще простирает руки к небу или держит мертвого ребенка на руках.
МНМ
- Ниоба, Ниобея — греч. Niobn
В греческой мифологии дочь Тантала, жена царя Фив Амфиона. Обладая многочисленным потомством (согласно Гомеру, у Н. было шесть сыновей и шесть дочерей; по Гесиоду и Пиндару, десять сыновей и десять дочерей; начиная с афинских трагиков, Н. приписывали семь сыновей и семь дочерей, Aul. Gell. XX 7), Н. возгордилась перед Лето, имевшей только двоих детей: Аполлона и Артемиду. Разгневанная богиня пожаловалась на Н. своим детям, которые стрелами из луков убили всех детей Н. (Ниобидов): Аполлон поразил юношей, Артемида — девушек (см. рис.). Потрясённый гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Н. окаменела от горя. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида сжалилась над самой младшей дочерью H., a также вариант: в живых остался младший сын (Apollod. III 5, 6; Paus. II 21, 9; V 16, 4).
Согласно одной из версий мифа, Н. после гибели детей и мужа вернулась на родину; увидев отца, обречённого богами на мучительное испытание (пребывание под нависающей над ним скалой), не могла более переносить все выпавшие на её долю страдания и взмолилась Зевсу, чтобы он превратил её в камень (Apollod. III 5, 6). По другой версии, Н. оцепенела без божественного вмешательства, как только увидела гибель детей; ветер унёс её окаменевшую фигуру на вершину горы Сипил в Лидии, где из глаз Н. продолжали вечно литься слёзы (Ovid. Met. VI 302—312).
Лидийская родословная Н. и негреческий характер её имени указывают на малоазийское происхождение образа Н. Поскольку не вызывает сомнения и принадлежность Лето к малоазийской (ликийской) религии, то в основе сказания о Н. лежит, вероятно, культовое соперничество двух женских божеств. Превращение же Н. в камень на вершине скалы отражает распространённый в фольклоре многих народов мотив отождествления скалы, напоминающей по форме человеческую фигуру, с окаменевшей женщиной (Paus. I 21, 3).
В. Н. Ярхо
В античном изобразительном искусстве часто изображалась группа с Н., пытающейся укрыть младшую дочь от стрел богов («Н. с дочерью»); среди других произведений — статуя «Раненая Ниобида» (сер. 5 в. до н. э.), рельефа трона Зевса в Олимпии, метопы храма Немесиды в Рамнунте. В европейском изобразительном искусстве к мифу обращались Караваджо, Джулио Романо, Дж. Б. Росси, Я. Тинторетто, А. Блумарт, Ж. Л. Давид и др.
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Ниоба, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 5589 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 224 Словарь)]