Немесида

Материал из StudioSyndrome
Версия от 05:55, 10 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад) (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:Греция»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

≈ Немезида

Яблоко /

Одна из дочерей Ночи (Нике), каравшая за гордыню (греч. — hubris). Немезида имеет как внешнее, так сущностное сходство с Фортуной — они обе способны погубить человека. И та и другая изображаются в виде обнаженных женских фигур, крылатых, с завязанными глазами, с небесным шаром, служащим им подножием. В одной руке у Немезиды узда или верёвка, которой она обуздывает человеческую гордыню, в другой — ваза, полная богатств и почета, которыми она награждает достойных. её жертвы могут корчиться у её ног.

Греч.: Νέμεσις — гнев — первоначально этическое понятие, возникшее из идеи судьбы. Понятие о мировом порядке, предустановленном мойрами, привело к мысли, что человек должен более всего избегать гордости и что смирение и умеренность вернее всего ведут к счастью. Это воззрение сложилось в понятие которым обозначали божеский гнев, постигавший того, кто нарушал предустановленный ход мировых явлений; таким нарушителем являлся, например, или необыкновенно счастливый человек (Поликрат), или слишком заносчивый гордец (Ниоба). Понятие это служило важным нравственным регулятором в раннюю эпоху эллинизма. Гомер ещё не знает богини Немесиды; у Гезиода она — скорее отвлеченное понятие нормального и справедливого, чем карающая богиня. Геродот, Пиндар, трагики и другие этические писатели развили это понятие ещё определённее, поставив его краеугольным камнем своих воззрений. В мифологии её образ как могущественной богини природы, дочери Океана, сливается с образом Афродиты или богини земли, не имея самостоятельной, определённой физиономии. Так, Немесида кипрская, которая произвела на свет, от Зевса, Елену, стоит близко к Афродите и к Фемиде, богине земли. Афинский праздник мертвых — Νεμέσεια — указывает на отношение культа к культу аттической Геи. Павсаний описывает статую Немесиды, работы Фидия, который изваял её из паросского мрамора, привезенного персами, с целью поставить трофей в увековечение их побед. На голове богини был венок с изображениями оленей и маленькими фигурами Ники; в левой руке — яблочная ветвь, в правой — кубок, с изображением эфиопов. Развитию культа и сказаний о ней особенно сильно способствовали орфики и платоники. Мифологический облик богини неясен, за недостатком положительных данных и за определённостью первоначального её символического значения, как богини возмездия и кары, постигающей нарушителей мирового порядка.

Персонификация протеста против несправедливости. Имя означает одновременно мстительница за совершенное преступление и беспристрастная судья на состязаниях, снабженная весами, мечом и масштабной линейкой. Как богиня она обладает властью судьбы и возвращает на почву реальности тех людей, которые испытали незаслуженное счастье. Рассказывается, что в нее был влюблен Зевс: она, принимая различные облики. пыталась избежать преследований бога, который, однако, превратившись в лебедя, сделал её беременной, когда она выступала в облике гусыни. По другой версии, Зевс в образе лебедя спасался бегством при виде орла и пытался найти убежище в лоне Немесиды, следствием чего было то, что она вскоре снесла яйцо, которое высидела спартанская царица Леда. Из неё появилась на свет «прекрасная Елена», чье похищение повлекло за собой Tроянскую войну. В память о Зевсе лебедь и орел стали созвездиями. Малые алтари Немесиды часто находились у входов на арену римских амфитеатров, где на них возлагали жертвоприношения гладиаторы. На некоторых античных изображениях Немесида имеет также крылья.

Литература

Preller, «Griechische Mythologie» (Берлин, 1894, т. I);

Walz, «De Nemesi Graecorum»;

Tournier, «Némésis et la jalousie des Dieux».

МНМ

Немесида, Немезида — греч. Nemesis

В греческой мифологии богиня, дочь Никты (ночи) (Hes. Theog. 223 след.), именуемая также Адрастеей («неотвратимой») и близкая по своим функциям богине Дике. Н. наблюдает за справедливым распределением благ среди людей (греч. nemo, «разделяю») и обрушивает свой гнев (греч. neme-sao, «справедливо негодую») на тех, кто преступает закон; Н. — богиня мести. Любимые богами гипербореи никогда не испытывают гнев Н. (Pind. Pyth. 44). Она немедленно запоминает любую человеческую несправедливость (Callim. Hymn. VI 56). По одному из мифов, Н. — мать Елены от Зевса. Спасаясь от преследований бога, она превратилась в гусыню, тогда как он стал лебедем. Снесённое Н. яйцо было найдено пастухом, принесено Леде, спрятавшей его в ларец. Из этого яйца и вылупилась Елена (Apollod. III 10, 7), воплощение мести богов человеческому роду. Наиболее известен храм Н. в Рамнунте, близ Марафона, где находилась Н., изваянная Фидием (Paus. I 33, 2-8). Почиталась также в Риме. Изображалась с атрибутами равновесия, наказания и быстроты (весы, уздечка, меч или плеть, крылья, колесница, запряжённая грифонами).

А. А. Тахо-Годи [Мифы народов мира. Энциклопедия: Немесида, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 5511 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 210 Словарь)]