Пенелопа

Материал из StudioSyndrome
Версия от 05:56, 10 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Смотри также: Одиссей / Ткачество

Жена греческого героя Одиссея, которого римляне называли Улисс.

В начале «Одиссеи» Гомер рассказывает о том, как его из-за его долго длившегося после окончания Троянской войны отсутствия считали умершим, и Пенелопу окружило множество поклонников, добивавшихся её руки. Она постоянно отказывала им, ссылаясь на то, что сначала должна закончить ткать покрывало на гроб своего свекра, однако ночью она всегда тайно распускала свою дневную работу, оттягивая таким образом её окончание.

Она изображается сидящей за ткацким станком, окруженная поклонниками нетерпеливо жестикулирующими. Её служанки прядут, шьют и наматывают катушки. (Пинтуриккио, Национальная галерея, Лондон.)

МНМ

Пенело́па — греч. Пnnelopn

В греческой мифологии дочь спартанца Икария и нимфы Перибеи, супруга Одиссея. Явившись в Спарту в числе претендентов на руку Елены, Одиссей предпочёл взять в жёны её двоюродную сестру — П. [по одной версии (Paus. III 12, 1), получил П. в жёны в качестве награды за победу в беге; по другой (Apollod. III 10, 9), отец Елены Тиндарей убедил Икария выдать П. за Одиссея, который помог ему важным советом при выборе мужа для Елены]. В «Одиссее» П. — верная жена, преданно ожидающая возвращения мужа. Осаждаемая во время его двадцатилетнего отсутствия многочисленными женихами, П. всячески уклоняется от выбора нового мужа. Сначала она откладывает решение под тем предлогом, что должна соткать погребальный саван для свёкра Лаэрта и, работая днем, ночью распускает готовую ткань. Так П. обманывает женихов в течение трёх лет. Затем она долго отказывается сделать выбор, несмотря на то, что пирующие женихи истребляют её состояние. По внушению Афины П. обещает выйти замуж за победителя в назначенном ею состязании в стрельбе из лука Одиссея. Однако с помощью этого лука женихов убивает сам Одиссей, тайно вернувшийся на Итаку и наблюдавший за всем, что происходит в его доме. Хотя П. успевает проникнуться симпатией к незнакомцу, похожему на Одиссея, она признает в нем своего мужа только после того, как убеждается, что он владеет известной лишь им двоим тайной (Hom. Od. XXIII 173—230). Согласно послегомеровской традиции (Apollod. epit. VII 37), Телегон (сын Одиссея и Кирки), случайно убивший Одиссея, берет П. себе в жёны; Кирка дарует им обоим бессмертие и переносит их на острова блаженных. Встречающаяся в поздних источниках версия, обвиняющая П. в неверности и даже приписывающая ей рождение от союза с Гермесом бога Пана (Apollod. epit. VII 38), возникла либо от смешения гомеровской П. с каким-либо одноимённым пелопоннесским женским божеством, либо из желания объяснить существование в Мантинее могилы П. (Paus. VIII 12, 5-6; версия — отправленная Одиссеем к отцу в Спарту П. умерла в Мантинее).

хххе́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

В. Н. Ярхо

Сюжеты мифа получили отражение в греческой вазописи (с 1-й половины 5 в. до н. э.), на этрусских зеркалах 4-3 вв. до н. э., помпейских фресках. В европейском изобразительном искусстве 16-18 вв. самые распространённые сюжеты мифа воплощались в произведениях Пинтуриккьо, Дж. Вазари, Я. Йорданса, К. Блумарта, Ф. Лемуана и др.