Дева Мария и Младенец со святыми и донаторами
00-00-179-000.jpgОбразу Девы Марии и Младенца с фигурами святых по обеим сторонам от них встречается в христианском религиозном искусстве Востока и Запада с древних времен. В искусстве позднего средневековья и раннего Возрождения типичной формой было алтарное изображение, на котором фигуры занимали отдельные, симметрично расположенные панели или створки. В XIV-XV веках этот тип развился в единый образ, получивший название "Sacra Conversazione", или "Святое собеседование", в котором святые сгруппированы на одной картине- они стоят или порой преклонили колени в присутствии Девы Марину (обычно сидящей на троне с Младенцем, но также в сцене Успения или Коронования; Sacra Conversazione иногда изображается с Распятием Христа).
Святые разных времен предстают вместе, независимо от того, когда они на самом, деле жили. Существует много причин для включения того или иного святого в Sacra Conversazione. Он может быть патроном той церкви, для которой заказано данное произведение (Иоанн Креститель - общеизвестный пример), или родного города донатора (Бернардин - святой покровитель Сиены, Марк и Николай - Венеции); тот или иной святой, присутствующий на картине, - это часто ключ к разгадке места происхождения картины.
Произведения, созданные для монашеских орденов, будут включать в себя изображение основателя данного ордена и других его святых (Бенедикта и его сестры Схоластики Доминикаи Петра Мученика). Святые могут персонифицировать моральные и интеллектуальные качества - часто дополняя друг друга в парных соединениях (Мария Магдалина как Покаяние вместе с Екатериной Александрийской, символизирующей Ученость).
Другим важным классом этого сюжету является церковная картина, преподнесенная церкви, монастырю или благотворительному учреждению в качестве благодарения за благоволение, полученное с небес. Донатор стоит коленопреклоненный рядом с его личным святым покровителем, который часто есть его тезка (как Св. Лаврентий был покровителем Лоренцо Медичи), быть может, вместе со своей женой и ее патроном с противоположной стороны, а также с их детьми.
Обычными поводами для заказывания таких картин были
- избавление от чумы (когда мог изображаться Себастьян и другие защитники от этой болезни),
- победа в сражении (святые воины, такие, как Маврикий) или
- освобождение из плена, обычно после военного поражения (Леонард).
Ниже мы продемонстрируем, что святой может выполнять не одну роль - часто она определяется теми святыми, в окружении которых он предстает. (Павел, будучи вместе с Петром, предстает в качестве основателя Церкви у язычников; однако вместе с Бенедиктом, Ромуальдом и другими он является покровителем бенедиктинского ордена.) Приводимый ниже список далеко не исчерпывающий, но включает наиболее известные фигуры в их традиционных ролях. Читатель может обратиться к другим статьям книги, чтобы идентифицировать святых, когда это необходимо, по их атрибутам и одежде.
Августин:
- с Амвросием, Григорием и Йеронимом - отец Церкви;
- со своей матерью Моникой и Антонием Великим - основатель ордена августинцев;
- с Франциском - святой покровитель францисканцев;
- с Домиником - святой покровитель доминиканцев.
Амвросий:
- святой покровитель Милана;
с Августином, Григорием и Иеронимом - отец Церкви.
Андрей:
- с Лонгином - святой покровитель Мантуи. Потому присутствует на картинах, исполненных по обету и преподнесенных в дар Франческе Гонзага маркизом Мантуанским, мужем Изабеллы д'Эсте (оба они были покровителями искусств).
Анна:
- мать Девы Марии, жена Иоакима, который может иногда ее сопровождать.
Антоний Великий:
- с Августином и Моникой - святой покровитель ордена августинцев.
Антоний Падуанский:
- с Франциском, Кларой - святой покровитель францисканского ордена.
Бенедикт:
- основатель бенедиктинского ордена, иногда вместе со своей сестрой Схоластикой, патронессой этого ордена;
- с Бернардом и Ромуальдом - святой покровитель цистерцианцев (ордена реформированных бенедиктинцев);
- с Домиником, Петронием - святой покровитель Болоньи.
Бернардин:
- святой покровитель Сиены (иноща с Екатериной Сиенской).
Болавентура:
- с Франциском и иногда с Елизаветой Венгерской, Людовиком IX - святой покровитель францисканского ордена.
Варвара:
- в картинах, исполненных по обету, - защитницах от грозы и шторма;
- с Екатериной Александрийской - персонификация соответственно светских (военных) и религиозных сил государства;
- с Марией Магдалиной - Храбрости и Покаяния.
Гавриил:
- с Михаилом - ангелы рождения и смерти.
Геминиан:
- епископ и святой покровитель Модены.
Георгий:
- св. воин;
- с Христофором - защитник тех, кто в опасности;
- с Марком, Николаем, Екатериной Александрийской, Иустиной - святой покровитель Венеции;
- с Себастьяном, Рохом - защитник от чумы.
Григорий:
- с Амвросием, Августином, Иеронимом - отец Церкви.
Доминик:
- национальный святой Испании;
- основатель доминиканского ордена, иногда (с Петром Мучеником) один из его святых покровителей;
- с Бенедиктом, Петронием - святой покровитель Болоньи.
Екатерина Александрийская:
- персонификация Мудрости;
- с Марком, Николаем,Теоргием, Иустиной - святой покровитель Венеции;
- с Марией Магдалиной - Учености и Покаяния;
- с Варварой - религиозных и светских (военных) сил государства;
- с Иеронимом - оба символизируют теологическую ученость.
Екатерина Сиенская:
- с Бернардином - святой покровитель Сиены;
- с Домиником - святой покровитель доминиканского ордена;
- с Екатериной Александрийской - как тезки.
Елизавета Венгерская:
- с Мартином, Рохом, а также нищими и увечными коленопреклоненными - покровительница больных и страждущих.
Зиновий:
- епископ и святой покровитель Флоренции, иногда с Иоанном Крестителем, Лаврентием, Космой и Дамианом.
Игнатий Лойола:
- основатель Общества Иисуса (иезуитов), иногда с Франциском Ксаверием из тот же Общества.
Иероним:
- персонификация теологической учености, иногда с Екатериной Александрийской, которая в таком случае имеет то же значение;
- с Амвросием, Августином, Григорием - отец Церкви;
- с Марией Магдалиной - Ученость и Покаяние.
Иоаким:
- муж Анны, матери Девы Марии, которую он порой сопровождает.
Иоанн Евангелист (Креститель):
- очень часто как, "предтеча" Христа, которого он может жестом представлять зрителю;
- святой покровитель бесчисленного количества церквей, баптистериев и множества городов;
- особенно святой покровитель Флоренции, которой он покровительствует вместе с Лаврентием, Космой и Дамианом;
- святой покровитель флорентийца Лоренцо Медичи;
- святой покровитель Франческо Гонзага, маркиза Мантуанского;
- с Иоанном Евангелистом они персонифицируют соответственно Крещение и духовное обновление через Евангелия.
Иустина:
- с Марком, Николаем, Георгием, Екатериной Александрийской - святой покровитель Венеции.
Клара:
- с Франциском, Антонием Падуанским - святой покровитель францисканского ордена.
Косма и Дамиан:
- святой покровитель больных;
- с Себастьяном, Рохом - на картинах, созданных по обету, данному во избавление от чумы;
- с Лаврентием - оба патроны флорентийской семьи Медичи.
Лаврентий:
- святой покровитель Лоренцо Медичи;
- с Леонардом, Стефаном - диакон церкви;
- с Иоанном Крестителем, Космой и Дамианом - святой покровитель Флоренции.
Леонард:
- с Николаем - святой покровитель узников (на картинах, написанных по обету за освобождение из плена);
- с Лаврентием и Стефаном -диакон церкви.
Лонгин:
- святой покровитель Мантуи.
- См.т.ж. Андрей
Людовик IX:
- король Франции;
- с Франциском, Бонавентурой, Антонием Падуанским, Кларой - святой покровитель францисканского ордена.
Маврикий:
- св. воин;
- с Михаилом - на картинах, созданных по обету в знак благодарения за победу в сражении.
Мария Магдалина:
- с Иеронимом - Покаяние и Теология;
- с Варварой - Покаяние и Храбрость;
- с Екатериной Александрийской - Покаяние и Ученость.
Марк:
- с Николаем, Георгием, Екатериной Александрийской, Иустиной - главный святой покровитель Венеции.
Мартин Турский:
- святой покровитель нищих;
- с Рохом, Елизаветой Венгерской - защитник страждущих.
Михаил:
- см. Маврикий;
- с Рафаилом - ангел-хранитель молодых;
- с Гавриилом - архангелы смерти и рождения.
Моника:
- мать Августина и святой покровитель его ордена, иногда с Антонием Великим.
Николай Мирликийский:
- с Марком, Георгием, Екатериной Александрийской, Иустиной - святой покровитель Венеции;
- с Леонардом - святой покровитель узников (на картинах, созданных по обету за освобождение из плена).
Павел:
- с Петром являются основателями христианской Церкви, символизируя, соответственно, язычников и иудеев;
- с Бенедиктом, Бернардом, Ромуальдом, Схоластикой - святой покровитель бенедиктинского ордена.
Петр Мученик:
- с Домиником - святой патрон доминиканского ордена.
Петр:
- апостол, см. Павел.
Петроний:
- епископ Болоньи;
- с Домиником - святой патрон этого города.
Рафаил:
- с архангелом Михаилом - хранители молодых, иногда также с Товией, держащим рыбу.
Ромуальд:
- основатель камальдолийцев (реформированных бенедиктинцев);
- с Бенедиктом, Схоластикой и иногда Бернардом - святой патрон бенедиктинского ордена.
Рох:
- с Себастьяном и иногда с Георгием, Космой и Дамианом - защитник от чумы;
- с Мартином, Елизаветой Венгерской - защитник нищих и других страждущих (на картинах, написанных для лечебниц и других благотворительных учреждений).
Себастьян:
- защитник от чумы, иногда с Рохом, также с Космой и Дамианом и с Георгием.
Схоластика:
- сестра Бенедикта;
- с Бенедиктом и иногда с Бернардом и Ромуальдом - святой патрон бенедиктинского ордена.
Франциск Ассизский:
- национальный святой Италии, основатель францисканского ордена, иногда с Антонием Падуанским и Кларой - его святой патрон ;
- с Домиником - активный и созерцательный типы монашеской жизни.
Франциск Ксаверий:
- святой патрон иезуитов, иногда с Игнатием Лойолой - основатель Общества Иисуса (иезуитов).
Христофор:
- с Георгием - святой патрон тех, кто в опасности.