Зевс

Материал из StudioSyndrome
Версия от 20:49, 28 апреля 2024; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Голова Зевса. Сер. V в. до н. э. Храм Зевса в Диокесарии. III—II вв. до н. э. Л. Файдхербе. Юпитер с молнией. 1654-55 гг. Юпитер с пучком молний. В. Картари, 1647 г. Буше Франсуа. Юпитер и Каллисто Барри Джеймс. Юпитер и Юнона на горе Ида А. Корреджо. Юпитер и Антиопа. Ок. 1528 г. Зевс и Ганимед. Скульптурная группа, возможно акротерий, из Олимпии. Ок. 470 г. до н. э. Корреджо. Похищение Ганимеда. 1531—1532 гг. 00-03-769-000.jpg «Юпитер со спиралями» 00-04-423-000.jpg

/ Юпитер

Юпитер над покрытыми плодами пальмой и дубом. Бесполезно жалеть об ушедшем. Символ Золотого Века, или века невинности, — того времени, когда человек пользовался естественными благами Земли, когда плоды пальмы и дуба удовлетворяли все потребности человека. Пальма, например, кроме фиников давала продукт, наподобие меда, из которого люди изготавливали напиток, очень ценившийся в странах Востока. (См.т.ж. рис.14 в табл.7.) [EMSI 26-8,с.212]

Зевс — третий сыч Крона и Реи, был предусмотрительно спрятан матерью от отца, который, как известно, проглатывал своих детей. Уран, отец Крона, на которого он напал с серпом, перед смертью предупреждал ею, что его тоже лишит власти один из собственных сыновей. Зевса вырастили нимфы, а затем он появился при дворе Крона, где с помощью матери получил должность виночерпия. Воспользовавшись представившейся ему возможностью, Зевс подмешал к медовому отвару горчицу и соль. Крона стошнило от противного напитка, и он изверг из себя всех проглоченных им детей — братьев и сестер Зевса. Они выбрали Зевса своим предводителем в битве с титанами.

Битва эта длилась десять лет, и чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. Наконец Рея посоветовала детям взять в союзники циклопов, мятежных сыновей Урана, низвергнутых им в подземное царство. Зевс освободил циклопов, а те дали ему замечательное оружие — молнию. Гадес (Аид) подарил Зевсу шапку-невидимку, а Посейдон — трезубец. С таким арсеналом и с помощью братьев и сестер Зевс победил отца, и сам стал главным среди богов. Посейдон, Гадес и Зевс бросили жребий, кому быть правителем какого царства. Зевсу досталось небо, Посейдону — море, Гадесу — подземное царство душ умерших, а землей боги владеют сообща.

Зевс начал свататься к своей близняшке-сестре, но без успеха. Пришлось прибегнуть к хитрости. Зевс обернулся растрепанной жалкой кукушкой, сестра прижала ее к груди, чтобы согреть, и тут Зевс вновь принял свой обычный облик и овладел сестрой. Пришлось ей, чтобы избежать позора, согласиться стать женой Зевса.

Зевс, воспылав страстью к гордой и неприступной Гере, и не добившись от нее взаимности, увидел ее на горе Форнаксе, произвел гром и прилетел к ногам Геры в виде кукушки, будто бы спасающейся от дождя и бури. Гера приютила кукушку, и потом Зевс стал ее законным супругом.

Этот союз омрачался постоянными раздорами между супругами. Бесчисленные любовные похождения Зевса и постоянная ревность и мстительные поступки Геры составляют изрядную часть всех мифов. Зевс, который редко расставался с извергающей гром булавой, с ее помощью держал в подчинении весь сонм олимпийских богов, которые готовы были к ссорам и раздорам по любому поводу и в любое время. Сам же он был уязвим только для стрел богини любви Афродиты.

Зевс — самый младший из детей Крона — кронидов, представлял в греческой мифологии само небо; об этом говорит и его имя, означающее свет. Благодаря его уму и хитрости олимпийские боги одержали победу над своими предками — титанами. Зевс может усмирять эти необузданные, бездумно и слепо действующие природные силы, но он не может их уничтожить. Он прогнал их в Тартар — акт, символизирующий победу светлого духа над темными силами природы.

На Крите и в Додоне Зевсу поклонялись именно как богу природы, оплодотворяющему и питающему, богу, который летом проливает дождь на изнуренную землю. Зевс виделся грекам и в шелесте дубовой листвы, и в полете голубя — птицы, посвященной этому небожителю, но он мог разгневаться и тогда насылал темные силы грома и разрушающую молнию на головы смертных.

И в Додоне, и на Крите, где он вырос, как утверждает миф, рождение Зевса отмечайтесь по весне музыкой и оргиастическими танцами, а его спуск осенью в подземное царство — печальными причитаниями. Зевсу был посвящен также бык — символ неуемной плодородной энергии.

Наряду с Зевсом — богом природы мы обнаруживаем у Гомера также Зевса космического:

Как только он нахмурит брони, Трясется весь небесный свод. Он всемогущ и всеобъемлющ, Пред ним склоняется земля, А от улыбки громовержца Светлеют сразу небеса.

Этот Зевс отмечен знаком орла — птицы, которая парит в чистом эфире и оттуда молнией падает вниз. Ему же посвящены вершины гор, которые из облачной атмосферы земли возносятся к горному эфиру (эфир нередко рассматривался как пятая стихия в дополнение к земле, воздуху, воде и огню). Эфир — это чистый дух, преодолевший и воспаривший над грубой материальностью четырех других стихий.

Цвет Зевса белым, то есть свет в чистом виде. Орел, эфир, свет и молния символизируют уровень астрального сознания по ту сторону грубой земной материи. Зевс олицетворяет собой середину Вселенной, центр универсального сознания, от которого исходят все другие импульсы. Зевс в курсе всего происходящего, от его взора не ускользнет ни одно событие, даже если оно только должно произойти в будущем. Даже бога-оракула Аполлона называют прорицателем Зевса. Выше его стоит разве только Мойра — богиня судьбы, которая сплетает в единую ткань судьбы отдельных людей.

Но Зевс также и Большой Отец: и боги, и люди — его дети. Нередко он, дух, спускается на землю и соединяется здесь со своими дочерями. «Это божественная и всемогущая энергия юности, которая не останавливается ни перед чем. Зевс столь обилен, что неба ему не хватает, и он обращает свой взгляд на дочерей смертных». (Из книги о богах, изданной в 1795 году). Собственно говоря, все возлюбленные Зевса суть воплощения под разными именами и с разными чертами облика и характера единственной небесной богини Геры, и только монотеистское усердие ее слуг пытается низвести их до простых смертных наложниц.

В отличие от других богов и богинь греческого пантеона, каждый из которых имел свои достоинства и недостатки, Зевс совершенен, в нем идеально сплавлены все противоречия. Его скипетр-молния одновременно символизирует и свет, пронизывающий тьму, и несущее смерть разрушение. Орел и бык олицетворяют воспареннуго и земную созидательную энергию. Властелин мира, как принцип духа и универсального разума, не подвержен никаким страстям, кроме любви. Он дух, обрученный с материей и принимающий все новые и новые формы.

Литература

"Н. Diels: Zeus, in: Archiv fur Religions-wissenschiften 22,1926

S. Mariantos: Die Vandening dcs Zeus in: Archiol. Anz. 77,1962

H. v. Htllsen: Zeus, Viler der Gutter und Menschen, Mainz 1967

J. Fink: Der Thron des Zeus in Olympia, MUnchen 1967

Владыка неба на горе Олимп, представляется всемогущим правителем с пучком молний в руке. Его астральным прообразом (прототипом) является, как это известно сегодня, самая большая планета Солнечной системы, обращающаяся вокруг Солнца примерно за 399 дней. Орбита Юпитера (как и Марса), рассматриваемая с земли, образует петли и S-образные кривые, что можно увязать с мифами о беспорядочных любовных отношениях отца богов. Астрологически Юпитер означает «великий приноситель счастья» или «благодетель» с «дневным домом» в Стрельце, «ночным домом» — в Рыбах. Считается, что астрологические «дети Юпитера» приветливы, доброжелательны, дружелюбны, добросердечны, но могут быть также высокомерны и самодовольны. К этому можно прибавить, что Юпитер — планета дневная, с мужским началом; пропитание для «юпетерианцев» не составляет проблем, счастьем они не обделены; покровительствует лицам в возрасте 57-68 лет и патронирует религию и право. Его цвет — пурпурно-красный или зеленый, металл — олово, подведомственные ему драгоценные камни — изуируд, аметист, бирюза и яшма (яспис), в качестве камня, используемого для украшений, также благородный серпентин (змеевик). В Древнем Китае испускающая желто-белые лучи планета властвует над Востоком, символизирующий цвет — синий, в подчинении имеет «элемент дерево».

Юпитер (греч. — Зевс). Царь богов и смертных, главный из двенадцати олимпийских богов. Он олицетворение всех божественных сил и функций. Он был богом неба и смены погоды, чьи громы и молнии разили врагов. Но он был также милостивым и защищал слабых (см. ФИЛЕМОН И БАВКИДА). В Греции одним из главных м&ст его культа был храм Зевса на Олимпе, в котором находилась знаменитая статуя Фидия, покрытая золотом и серебром, — одно из семи чудес Древнего мира. Традиционный образ Юпитера — его благородные черты, лицо, обрамленное восхитительными прядями волос, заставлявшими Олимп дрожать, когда он качал головой, — возможно, дошел до нас от этого давно утерянного оригинала. Но традиционный его образ, прошедший через произведения более поздних художников, иной, менее величественный. Это бог многих любовных историй, обманывающий девушек — богинь и смертных — своими превращениями, в то время как ЮНОНА (Гера) парит на заднем плане, разгневанная и замышляющая отмщение. Главных атрибутов у него не много: ОРЕЛ (который прилетел к нему, когда он намеревался вступить в войну с титанами — предзнаменование его будущей победы), он может считаться его посланцем или иногда персонификацией самого Юпитера; МОЛНИЯ (необычный предмет — своего рода двухконечная, двух- или трехзубчатая вилка с зазубринами или — в барочной живописи — пучок языков пламени — античная попытка изобразить молнию), ее часто держит в своих когтях орел; СКИПЕТР (символ царской власти).

1. Воспитание Юпитера, младенец Юпитер, вскормленный Амалфеей («Фасты», 5:121-124). Юпитер был сыном Сатурна (Кроноса) — бога, который пожирал своих детей, поскольку ему было пророчено, что один из них захватит его власть. Мать Юпитера убежала на остров Крит, где родила Юпитера в пещере. Она дала Сатурну большой камень, завернутый в крестьянские одежды, который он, ни о чем не подозревая, проглотил вместо Юпитера. Юпитер рос на склонах критской горы Иды, нимфы кормили его диким медом и молоком козы Амалфеи. Он изображается в пасторальной атмосфере, лежащий в колыбели, окруженный безумно любящими его нимфами, — сюжет, несколько напоминающий нахождение Моисея. Или он на руках у нимф, подносящих ему ко рту крынку молока, другие тем временем собирают дикий мед, а пастух доит козу; или же коза вскармливает Юпитера.

2. Юпитер и Юнона. Простая аллегория силы любви. Юпитер, сидящий на своем ложе, заключен в объятия Юноны, которая только что приблизилась к нему. Оба могут быть полуобнаженными. Рядом стоит орел с молнией в когтях. Около Юноны ее павлин. У нее под грудью завязан цветной пояс, возможно, волшебный «пояс Венеры», делающий того, кто его наденет, неотразимым и который она порой заимствует у Венеры.

3. Жертвоприношение Юпитеру. На постаменте статуя сидящего Юпитера, держащего скипетр, рядом с ним его орел. На переднем плане алтарь с горящим на нем огнем. Идолопоклонники, возможно, девушки горы Иды, молятся, руководимые жрецом, или приносят жертвоприношения. (См. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ.)

Другие темы, связанные с Юпитером: БИТВА БОГОВ И ГИГАНТОВ; СЕМЕЛА; УЛИСС (3) (все они изображают бога громовержца); БАХУС (1), Рождение Ј., ДИАНА (5); МИНЕРВА (1), Состязание М. и Нептуна (изображение Юпитера с другими олимпийскими богами); ПАНДОРА; ФАЭТОН; ФЕТИДА (Юпитер, восседающий на троне на Олимпе); ГЕБА; ГАНИМЕД (в двух последних сценах он превращается в орла); ФИЛЕМОН И БАВКИДА (защитник слабых и бедных). Сюжеты его любовных похождений (и превращений, посредством которых он достигает своей цели) следующие — ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ (бык); ЛЕДА (лебедь); ДАНАЯ (золотой дождь); АНТИОПА (сатир); ИО (облако).

(греч. Зевс) — владыка неба на горе Олимп, представляется всемогущим правителем с пучком молний в руке. Его астральным прообразом (прототипом) является, как это известно сегодня, самая большая планета Солнечной системы, обращающаяся вокруг Солнца примерно за 399 дней. Орбита Юпитера (как и Марса), рассматриваемая с Земли, образует петли и S-образные кривые, что можно увязать с мифами о беспорядочных любовных отношениях отца богов. Астрологически Юпитер означает «великий приноситель счастья» или «благодетель» с «дневным домом» в Стрельце, «ночным домом» — в Рыбах. Считается, что астрологические «дети Юпитера» приветливы, доброжелательны, дружелюбны, добросердечны, но могут быть также высокомерны и самодовольны. К этому можно добавить, что Юпитер — планета дневная, с мужским началом; пропитание для «юпитерианцев» не составляет проблем, счастьем они не обделены; покровительствует лицам в возрасте 57-68 лет и патронирует религию и право. Его цвет — пурпурно-красный или зеленый, металл — олово, подведомственные ему драгоценные камни — изумруд, аметист, бирюза и яшма (яспис), в качестве камня, используемого для украшения, также благородный серпентин (змеевик). В Древнем Китае испускающая желто-белые лучи планета властвует над Востоком, символизирующий цвет — синий, в подчинении имеет «элемент дерево».

Юпитер, или Зевс (Деян. 14:12) — главное языческое божество древних Греков и Римлян. По мифологии языческой он сын Сатурна или Хроноса и Реи; он считался отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. Он разделил вселенную на три части: Нептуну дал воду, Плутону — подземное царство, а себе небо и землю. Главное его местопребывание — Олимп в Фессалии. Во многих местах ему посвящались храмы, алтари и жертвенники. В Греции в честь его отправлялись знаменитые Олимпийские игры. Царь Сирийский Антиох Епифан, овладев Иерусалимом, чрез одного старца, Афинянина, принуждал Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим и повелел «осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, храмом Юпитера странноприимного, и храмы наполнились мерзостями языческими, жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами» (2 Макк. 6:1-6). Жители Ликаонии увидев чудесное исцеление в Листре больного, не владевшего ногами, совершенное св. ап. Павлом, считали апостолов Варнаву и Павла за богов, сошедших на землю в образе человеческом, и называли Варнаву Зевесом, а Павла Ермием, и так как между Ликаонийцами существовало древнее предание, что их земля была посещена некогда Юпитером и Меркурием, то они появление в Листре означенных апостолов и признали как бы за повторение божеской к ним милости. Жрец идола Зевеса, находившийся перед их городом, привел к воротам волов, и принес венки, чтобы вместе с народом совершить жертвоприношение; но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды, и едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Ермий, или Меркурий, за которого был принят св. апостол в Листре, считался как бы вестником и спутником Юпитера, Зевс, или Юпитер вообще изображается в виде царя, сидящего на престоле, с громовыми стрелами в руках, Священною птицею Юпитера считался орел.

Юпитер со связкой молний. В. Картари, 1647 г.

Юпитер — владыка годового круга. Иоганн Гассфурт, 1491 г.

См.: Юпитер/

Греч. — Зевс.

Зевс — самый младший из детей Крона — кронидов, представлял в греческой мифологии само небо; об этом говорит и его имя, означающее свет. Благодаря его уму и хитрости олимпийские боги одержали победу над своими предками — титанами. Зевс может усмирять эти необузданные, бездумно и слепо действующие природные силы, но он не может их уничтожить. Он прогнал их в Тартар — акт, символизирующий победу светлого духа над темными силами природы. bdgs

Владыка неба на горе Олимп, представляется всемогущим правителем с пучком молний в руке.

Царь богов и смертных, главный из двенадцати олимпийских богов.

Он олицетворение всех божественных сил и функций.

Он был богом неба и смены погоды, чьи громы и молнии разили врагов.

Но он был также милостивым и защищал слабых (см. ФИЛЕМОН И БАВКИДА).

В Греции одним из главных м&ст его культа был храм Зевса на Олимпе, в котором находилась знаменитая статуя Фидия, покрытая золотом и серебром, — одно из семи чудес Древнего мира.

Традиционный образ Юпитера … Но традиционный его образ, прошедший через произведения более поздних художников, иной, менее величественный. Это бог многих любовных историй, обманывающий девушек — богинь и смертных — своими превращениями.

Главных атрибутов у него не много:

ОРЕЛ (который прилетел к нему, когда он намеревался вступить в войну с титанами — предзнаменование его будущей победы), он может считаться его посланцем или иногда персонификацией самого Юпитера;

бык — символ неуемной плодородной энергии.

молния (необычный предмет — двухконечная, двух- или трехзубчатая вилка с зазубринами или — в барочной живописи — пучок языков пламени — античная попытка изобразить молнию), ее часто держит в своих когтях орел;

СКИПЕТР (символ царской власти).

Сюжеты:

Воспитание Юпитера

(«Фасты», 5:121-124). Мать Юпитера убежала на остров Крит, где родила Юпитера в пещере. Она дала Сатурну большой камень, завернутый в крестьянские одежды, который он, ни о чем не подозревая и проглотил. Юпитер рос на склонах критской горы Иды, нимфы кормили его диким медом и молоком козы Амалфеи. Он изображается в пасторальной атмосфере, лежащий в колыбели, окруженный нимфами, — сюжет, напоминающий нахождение Моисея. Или он на руках у нимф, подносящих ему ко рту крынку молока, другие тем временем собирают дикий мед, а пастух доит козу; или же коза вскармливает Юпитера.

Юпитер и Юнона.

Аллегория силы любви. Юпитер, сидящий на ложе, заключен в объятия Юноны. Оба могут быть полуобнаженными. Рядом орел с молнией в когтях и павлин. У нее под грудью завязан цветной пояс, возможно, «пояс Венеры».

Жертвоприношение Юпитеру.

На постаменте статуя сидящего Юпитера, держащего скипетр, рядом с ним его орел. На переднем плане алтарь с горящим на нем огнем. Идолопоклонники, возможно, девушки горы Иды, молятся, руководимые жрецом, или приносят жертвоприношения. (См. Жертвоприношение.)

Другие темы, связанные с Юпитером:

Бог-громовержец:

Битва богов и титанов;
Семела;
Улисс (все они изображают);

Юпитер, восседающий на троне на Олимпе

Фетида;

Бахус, Рождение Бахуса, Диана;

Минерва, Состязание Минервы и Нептуна (изображение Юпитера с другими олимпийскими богами);

Пандора;

Фаэтон;

Геба (в виде орла);

Филемон и Бавкида (защитник слабых и бедных).

Любовные похождения, сопровождаемые превращениями:

Похищение Европы — бык;
Леда — лебедь;
Даная — золотой дождь;
Антиопа — сатир;
Ио — облако
Ганимед — орёл.

Эмблематика

Юпитер над покрытыми плодами пальмой и дубом

• Бесполезно жалеть об ушедшем.

Символ Золотого Века (века невинности), — времени, когда человек пользовался естественными благами Земли, «когда плоды пальмы и дуба удовлетворяли все потребности человека. Пальма, например, кроме фиников давала продукт, наподобие меда, из которого люди изготавливали напиток, очень ценившийся в странах Востока». (См.т.ж. рис.14 в табл.7.) [EMSI 26-8,с.212]

Библия

Царь Сирийский Антиох Епифан, овладев Иерусалимом, чрез одного старца, Афинянина, принуждал Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим и повелел «осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, храмом Юпитера странноприимного, и храмы наполнились мерзостями языческими, жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами» (2 Макк. 6:1-6).

Христианство

(Деян. 14:12) «Жители Ликаонии увидев чудесное исцеление в Листре больного, не владевшего ногами, совершенное св. ап. Павлом, считали апостолов Варнаву и Павла за богов, сошедших на землю в образе человеческом, и называли Варнаву Зевесом, а Павла Ермием, и так как между Ликаонийцами существовало древнее предание, что их земля была посещена некогда Юпитером и Меркурием, то они появление в Листре означенных апостолов и признали как бы за повторение божеской к ним милости. Жрец идола Зевеса, находившийся перед их городом, привел к воротам волов, и принес венки, чтобы вместе с народом совершить жертвоприношение; но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды, и едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой».

Иллюстрации

Юпитер со связкой молний. В. Картари, 1647 г.

Юпитер — владыка годового круга. Иоганн Гассфурт, 1491 г.

Литература

• "Н. Diels: Zeus, in: Archiv fur Religions-wissenschiften 22,1926 ???

• S. Mariantos: Die Vandening des Zeus in: Archiol. Anz. 77,1962 ???

• H.V. Htllsen: Zeus, Viler der Gutter und Menschen, Mainz 1967 ???

• J. Fink: Der Thron des Zeus in Olympia, München 1967 ???

Греч.

Владыка неба на горе Олимп, представляется всемогущим правителем с пучком молний в руке.

Юпитер, или Зевс — главное языческое божество древних Греков и Римлян.

Третий сын Крона (Сатурна или Хроноса) и Реи; он считался отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей.

Он разделил вселенную на три части: Нептуну дал воду, Плутону — подземное царство, а себе небо и землю.

Главное его местопребывание — Олимп в Фессалии.

Во многих местах ему посвящались храмы, алтари и жертвенники.

В Греции в честь его отправлялись знаменитые Олимпийские игры.

Был предусмотрительно спрятан матерью от отца, который, как известно, проглатывал своих детей.

Уран, отец Крона, на которого он напал с серпом, перед смертью предупреждал ею, что его тоже лишит власти один из собственных сыновей.

Зевса вырастили нимфы, а затем он появился при дворе Крона, где с помощью матери получил должность виночерпия. Воспользовавшись представившейся ему возможностью, Зевс подмешал к медовому отвару горчицу и соль. Крона стошнило от противного напитка, и он изверг из себя всех проглоченных им детей — братьев и сестер Зевса. Они выбрали Зевса своим предводителем в битве с титанами. bdgs

Битва эта длилась десять лет, и чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. Наконец Рея посоветовала детям взять в союзники циклопов, мятежных сыновей Урана, низвергнутых им в подземное царство. Зевс освободил циклопов, а те дали ему замечательное оружие — молнию. Гадес (Аид) подарил Зевсу шапку-невидимку, а Посейдон — трезубец. С таким арсеналом и с помощью братьев и сестер Зевс победил отца, и сам стал главным среди богов. Посейдон, Гадес и Зевс бросили жребий, кому быть правителем какого царства. Зевсу досталось небо, Посейдону — море, Гадесу — подземное царство душ умерших, а землей боги владеют сообща. bdgs

Зевс начал свататься к своей близняшке-сестре, но без успеха. Пришлось прибегнуть к хитрости. Зевс обернулся растрепанной жалкой кукушкой, сестра прижала ее к груди, чтобы согреть, и тут Зевс вновь принял свой обычный облик и овладел сестрой. Пришлось ей, чтобы избежать позора, согласиться стать женой Зевса. bdgs

Этот союз омрачался постоянными раздорами: бесчисленные любовные похождения Зевса и постоянная ревность и мстительные поступки Геры составляют изрядную часть всех мифов. Зевс, который редко расставался с извергающей гром булавой, с ее помощью держал в подчинении весь сонм олимпийских богов. bdgs

На Крите и в Додоне Зевсу поклонялись как богу природы, оплодотворяющему и питающему, проливающему дождь на изнуренную землю. Зевс виделся грекам и в шелесте дубовой листвы, и в полете голубя — птицы, посвященной этому небожителю, но он мог разгневаться и тогда насылал темные силы грома и разрушающую молнию на головы смертных. bdgs

И в Додоне, и на Крите, где он вырос, как утверждает миф, рождение Зевса отмечайтесь по весне музыкой и оргиастическими танцами, а его спуск осенью в подземное царство — печальными причитаниями. bdgs

Наряду с Зевсом — богом природы мы обнаруживаем у Гомера также Зевса космического:

Как только он нахмурит брони,

Трясется весь небесный свод.

Он всемогущ и всеобъемлющ,

Пред ним склоняется земля,

А от улыбки громовержца

Светлеют сразу небеса.

Этот Зевс отмечен знаком орла — птицы, которая парит в чистом эфире и оттуда молнией падает вниз.

Ему же посвящены вершины гор, которые из облачной атмосферы земли возносятся к горному эфиру (эфир нередко рассматривался как пятая стихия в дополнение к земле, воздуху, воде и огню). Эфир — это чистый дух, преодолевший и воспаривший над грубой материальностью четырех других стихий. bdgs

Цвет Зевса белый (свет в чистом виде).

Орел, эфир, свет и молния — символ астрального уровня сознания по ту сторону грубой земной материи.

Зевс олицетворяет собой середину Вселенной, центр универсального сознания, от которого исходят все другие импульсы.

Зевс в курсе всего происходящего, от его взора не ускользнет ни одно событие, даже если оно только должно произойти в будущем.

Даже бога-оракула Аполлона называют прорицателем Зевса.

Выше его стоит разве только Мойра — богиня, которая сплетает в единую ткань судьбы отдельных людей.

Большой (Великий) Отец: и боги, и люди — его дети.

«Это божественная и всемогущая энергия юности, которая не останавливается ни перед чем. Зевс столь обилен, что неба ему не хватает, и он обращает свой взгляд на дочерей смертных». (Из книги о богах 1795 года).

«Все возлюбленные Зевса суть воплощения под разными именами и с разными чертами облика и характера единственной небесной богини Геры, и только монотеистское усердие ее слуг пытается низвести их до простых смертных наложниц». bdgs

«В отличие от других богов и богинь греческого пантеона, каждый из которых имел свои достоинства и недостатки, Зевс совершенен, в нем идеально сплавлены все противоречия. Его скипетр-молния одновременно символизирует и свет, пронизывающий тьму, и несущее смерть разрушение. Орел и бык олицетворяют воспареннуго и земную созидательную энергию. Властелин мира, как принцип духа и универсального разума, не подвержен никаким страстям, кроме любви. Он дух, обрученный с материей и принимающий все новые и новые формы». bdgs Он уязвим только для стрел богини любви Афродиты.

Юпитер (МНМ)

Juppiter, Jovis Pater, от iuvare, «помогать», первоначально Diovis, «блестящий», Diespiter, Dispater, «отец дня», отсюда его жрец — flamen dialis)

В римской мифологии бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: «молниеносный», «гремящий», «дождливый»), царь богов (см. рис.), отождествляющийся с греч. Зевсом. По теории Ж. Дюмезиля, Юпитер — индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Юпитер, Марс, Квирин. По мнению Дж. Фрейзера, Юпитер — дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). В песне салиев его эпитет Луцетий (от lux, «свет»), ему были посвящены дни полнолуний — иды (Macrob. Sat. I 15, 14). Почитался на возвышенностях и в виде камня (Юпитер Лапис) (Serv. Verg. Aen. VIII 641). Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии (Ovid. Fast. IV 683), ему перед посевом устраивал трапезу (daps) земледелец, откуда Юпитер Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве (Dius Fidius; Aul. Gell. I 21, 4); как Юпитер Термин — хранителем границ, как Юпитер Либертас и Юпитер Либер — защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Юпитера с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Юпитер имел при себе совет из богов, «сотрудничающих, помогающих» и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Культ Юпитера был очень древен, о чем свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на фламина Юпитер. Значение культа Юпитера особенно возросло после открытия храма на Капитолии, посвященного Юпитеру, Юноне и Минерве. Юпитер с эпитетом «наилучший, величайший» (Optimus, Maximus) становится богом римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы Капитолийской триаде. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, М. Азии и др. По мере усиления монотеистических тенденций Юпитер рассматривался не только как верховный, но как единственный бог («все полно Юпитером»), как душа или разум мира, эфир, всё порождающий и принимающий в себя.

[Е. М. Штаерман MNME ]

МНМ Зевс

Зевс — греч. Zeus
Дий

В греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. — исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo — «дневное сияющее небо», др.-инд. deva — «бог», dyaus — «небо» (Дьяус), греч. Zeus, род. п. Dios, «Зевс, бог ясного неба», лат. deus — «бог», dies — «день»; др.-инд. Dyaъs pitar, др.-греч. Zeus patnr — лат. Jup (p) iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. — сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Hes. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. См. рис. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453—491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис — лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр — обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З.

В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») — камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Hes. Theog. 497—500).

Возмужавший З. вывел своих братьев и сестёр из утробы Крона (493—496, 501 след.), напоив его по совету Метиды зельем (Apollod. I 2, 1). За это они отдали во владение З. громы и молнии (Hes. Theog. 504 след.). Затем З. начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар (Hes. Theog. 674—735; Apollod. I 2, 1).

Три брата З., Посейдон и Аид разделили власть между собой. З. досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых (Apollod. I 2, 1). В древнейшие времена З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми (Aeschyl. Suppl. 231). Отсюда один из эпитетов З. — Хтоний («подземный») (Hes. Opp. 465; Hom. Il. IX 457). З. Хтония почитали в Коринфе (Paus. II 2, 8). Однако позднее З. стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата З. локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).

Утверждение З. происходит с большим трудом. Против З. восстаёт Гея и насылает на него своё порождение — Тифона, но З. побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов (Hes. Theog. 820—868), З. забросил Тифона в Тартар, по другому — навалил на него Этну (Aeschyl. Prom. 351—372). Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей — гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится ещё более ужасным чудовищем, чем гиганты (Apollod. I 6, 1-3).

Борьба З. и олимпийцев с миром чудовищ приводит к ещё одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона — З.). т. н. орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими ещё до Крона и Реи, Эвриному и Офиона — по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана (Apoll. Rhod. I 496—511, ср. Эвринома на дне океана спасает Гефеста, сброшенного с Олимпа). Но самому З. тоже угрожает потеря власти от сына. З. приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков (Hom. Il. I 396—406). З. — новое олимпийское божество обращается за помощью к чудовищам, рождённым Землёй, и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский З. считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьёй не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнаёт их, взвешивая на золотых (м. б. небесных, солнечных) весах судьбы героев (XXII 209—214). Именно по совету Геи — земли и Урана — неба З. проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от неё сына, который будет сильнее отца (Hes. Theog. 889—900). Фемида, дочь Геи, открывает З. тайну, известную и Прометею (Aeschyl. Prom. 167—177), что такой же сын родится от Фетиды (Apoll. Rhod. IV 791—804). Отказавшись от брака с Фетидой и выдав её за героя Пелея (IV 805—809), З. способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли (Hom. Il. I 5, ср. XIX 273 след.). Вторая супруга З. — богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам З. уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый З. мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери З. от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга З. — уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь З., с его дозволения. Мнемосина, богиня памяти, рождает З. девять муз (т. о., З. становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у З. — Аполлон и Артемида. Третья по счёту, но первая по значению жена Гера — богиня законного супружества и покровительница брачных законов (Hes. Theog. 901—923). Так З. постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи З. Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов (Strab. X 3, 19), демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца З. на Крите. З. всё ещё пользуется своим древнейшим орудием — громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», насылатель ветров, дождей и ливней (Hom. Il. I 354; IV 30; V 672; XIV 54; XVI 297—300), о зевсовых ливнях упоминает Гесиод (Hes. Opp. 626), З. «дождит», по выражению Алкея (frg. 34). Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей З. о ниспослании дождя (Paus. I 24, 3), афиняне просили З. пролиться дождём над пашнями (Marc. Aurel. V 7). В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался З. Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона (Hes. Theog. 353).

З. Олимпийский — покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги (Hom. Il. V 877 след.). Он даёт людям законы (Demosth. 25, 16, Eur. Hippol. 97; Soph. O. R. 865 след.). З. вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого (Мах. Тyr. 41, 2), «дарователем жизни», «всепородителем» (Hymn. Orph. LXXIII 2). З. покровительствует родовой общности людей, отсюда З. «родовой» (Pind. Ol. VIII 16; Pyth. IV 167). В «Умоляющих» Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде» (Aeschyl. Sept. 8), «спаситель» (Paus. IX 26, 7; Soph. frg. 392), «спаситель города», «основатель» (Aeschyl. Suppl. 445), «оградитель» (Soph. Antig. 487; Eur. Troad. 17), Полией — «городской» (Paus. I 24, 4), Полиух — «владетель государства» (Plat. Legg. XI 921 след.). З. Филий (покровитель дружеских союзов) (Plat. Phaedr. 234 е), «отчий», «отец» (Aristoph. Acharn. 223; Nub. 1468), «отеческий» (Soph. Trach. 288; Plat. R. P. III 391 е). Он следит за соблюдением клятв (Paus. V 24, 9; Soph. O. R. 1767). З. — помощник воинов (Hom. Il. IV 84; Xenoph. Lac. pol. XIII 2) и сам стратег, полководец (надписи на монетах, ср. Cic. In Verr. II 4, 58; 129 — Imperator), «воинский» (Herodot. V 119), «носитель победы» (Soph. Antig. 143; Eur. Heracl. 867, 937). Известен З. Булей (Paus. I 3, 5), покровитель народного собрания (Aeschyl. Eum. 972; Aristoph. Equ. 410), скипетродержец (Hymp. Orph. XV 6), царь (Aristoph. Ran. 1278), «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных» (Aeschyl. Suppl. 525), «всецарь» (Hymn. Orph. LXXIII 4), «эллинский» (Aristoph. Equ. 1253) и даже «всеэллинский», которому в Афинах был учреждён специальный культ (Paus. I 18, 9).

З. Олимпийский — отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, З. осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса (Hom. Il. V 888—898). Однако в мифах о рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. З. является к Данае в виде золотого дождя (Apollod. II 4, 1), Семеле — с молниями и громами, Европу он похищает, обернувшись быком (Apollod. III 1, 1), к Леде является лебедем (III 10, 7), Персефоне — змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что З. превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи «отцом людей и богов», З. вместе с тем является грозной карающей силой. По велению З. прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обречённым З. на жалкую участь (Эсхил, «Прикованный Прометей»). Несколько раз З. уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра (Ovid. Met. I 246—380). З. хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить» новый (Aeschyl. Prom. 231—233). Троянская война — тоже следствие решения З. покарать людей за их нечестие (Hom. Il. I 5, XIX 263 след.). З. уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого З. «блюстителем законов» (Plat. Critias 121 b-с)

З. насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический З. принимает всё более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью З. (Hes. Theog. 96; Opp. 256—264), который вложил в людей стыд и совесть, качества необходимые в социальном общении (Plat. Prot. 320d-322d). З., который мыслился «огнём», «горячей субстанцией» (Tertull. Adv. Marc. I 13) и обитал в эфире (Eur. frg. 487), владея небом как своим домом (Callim. Hymn. III 141), становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир. Мифология З. Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, З. был избран на царство богами, Theog. 881—885). Только в эллинистическую эпоху З. принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского» владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне «К Зевсу» стоика Клеанфа (3 в. до н. э.), где универсализм и космизм З. принимают монотеистические черты.

Атрибуты З. — эгида («эгидоносец»), скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь З. немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов — исполнителей воли З., находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона — пророчество, на Деметру — земледелие, на Афину — мудрость и искусства. В честь З. Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии — как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. З. соответствует римский Юпитер.

Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3; его же, Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 89-267 («Критский Зевс»); Cook А. В., Zeus. A study in ancient religion, v. 1-3, Camb., 1914-40; Diels H., Zeus, «Archiv fьr Religionswissenschaft», 1923/24, Bd 22; Wilamowitz-Mцllendorff U. von, Zeus, в сб.: Vortrдge der Bibliothek Warburg, B. — Lpz., 1926; Sjцvall H., Zeus im altgriechischen Hauskult, Lund, 1931; Nilsson M. P., Vater Zeus, «Archiv fьr Religionswissenschaft», 1938, Bd 35, No 1-2, S. 156-71; Aebli D., Klassischer Zeus, Mьnch., 1971; Kerйnуi K., Zeus und Hera, Leiden, 1972 (Studies in the history of religions, Suppl. to «Numen», No 20); Simon E., Der frьhe Zeus, в сб.: Acta of the 2-nd International Colloq. on Aegean Prehistory, 1972.

А. Ф. Лосев

До нас дошли культовые статуи З., изображающие его на троне со всеми атрибутами власти. В числе произведений античной пластики: «З. Отриколи», многочисленные рельефы [на восточном фронтоне Парфенона — сцена «Рождение Афины из головы З.»; на фризе Парфенона — сцена «Панафинейское шествие» (З. среди олимпийцев); на восточном фризе Пергамского алтаря сцена «Битва З. с гигантами» и др.]. См. рис.

В живописи 16-18 вв. особой популярностью пользовались сцены, связанные с мифами о Данае, Европе, Ио, Леде. В этот же период распространены были и такие сюжеты, как «Юпитер со спящей Антиопой» (картины Корреджо, Тициана, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Я. Йорданса, Рембрандта и др.), «Юпитер и Каллисто» (картины П. П. Рубенса, Н. Пуссена, Ф. Буше и др.), «Юпитер и Семела» П. П. Рубенс XVII в. (картины Тинторетто, Б. Спрангера, Гверчино и др.). Случаи обращения к мифу в европейской пластике единичны (Я. Сансовино и др.).

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Зевс, С. 13 и далее. Мифы народов мира, С. 2909 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 467 Словарь)]

Латона, родившая Аполлона и Артемиду, Майя - Гермеса,

  • Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.