Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
- Окопирмс < прусю uka- и pirms — «из всех первый»
В прусской мифологии высший бог. В латинских и немецких источниках (между 1530 и 1615 гг.) Окопирмс всегда стоит на первом месте в списках богов, тогда как второе место обычно занимают или бог света Звайгстикс, или бог моря Аутримпс. В Окопирмсе смешивались две функции, отражавшие две традиции.
- С одной стороны, он — вседержитель и всё, что есть в мире, подвластно ему — «бог неба и земли».
- С другой стороны, при описании прусского пантеона в связи с вертикальной структурой мира Окопирмс — бог самой верхней из сфер — «бог неба и звёзд».
Поскольку Окопирмс, будучи всегда на первом месте в списках прусских богов, тем не менее никогда не фигурирует в текстах иного рода (в отличие от подавляющего большинства других божеств), можно с большой вероятностью предположить, что он выступал в той же функции, что и Диевас-Диевс в восточнобалтийской традиции. Это предположение подтверждается и этимологией имени Окопирмса.
Как и Диевас-Диевс, Окопирмс, видимо, представлял собой абстрактное божество и характеризовался малой актуальностью, отсутствием конкретных действий и мифологических мотивов.
В одном из источников Окопирмс сопоставляется с Сатурном.
|
См. также:
- Звайгстикс
- Аутримпс
- Диевас
- Сатурн
|
Литература
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME