Роса
|
|
Античность
Связывалась с богинями плодородия. Толковалась как след Ириды или богини утренней зари Эос.
У римлян — семенная жидкость Юпитера.
У неоплатоников — это естественная оболочка для душ, порождение.
Северная традиция
Священная форма воды у друидов.
Славяне
Атмосферное явление, получающее в народной метеорологии мифологическое объяснение. По разным верованиям, роса:
- нисходит с неба
- • росу «сеют» звезды — сербы,
- • она «спадает» с Венеры — украинцы,
- • «падает с неба» — белорусы, украинцы, поляки, болгары (ночью);
- благодаря святым или низшим духам
- • росой, как и дождем и громом, распоряжается Св. Илья,
- • её могут сеять на землю вилы — болгары, или русалки — украинцы;
- имеет земное происхождение
- • роса «выходит из земли» — белорусы, украинцы, поляки,
- • роса — это «пот земли» — болгары.
Болгары Пловдивского края верили, что летающий змей питается молоком и росой, а белорусы — что из росы родятся слепни и оводы. По росе гадают о погоде: её обилие обещает хорошую погоду; реже густая и не просыхающая к утру роса считается предвестием дождя (черногорцы, гуцулы).
Роса часто именуется «Божьей», ей приписываются целебные и магические свойства: она наделяет пчел медом, коров — обильным молоком, людей — здоровьем. Особенно почитается юрьевская, ивановская и троицкая росы.
- У болгар было принято утром в день Св. Георгия кататься по росистой траве для здоровья.
- Полесские крестьяне на восходе солнца в Юрьев день катались нагими по лугу или по озимым всходам (обряд назывался пайсцi на росу), это придавало физических сил и предохраняло девушек от нападения русалок.
- На юрьевскую росу выгоняли скот, стараясь, чтобы корова или овца хотя бы немного поела росистого жита с чужого поля.
- У словенцев был обычай умываться росой или ходить босиком по росистой траве утром в Иванов день.
Русские также верили в продуцирующие способности ивановской росы.
- Корову после отела обмывали березовыми вениками, связанными в Иванов день и лежавшими под ивановской росой или под тремя росами.
- После Иванова дня молоко в кринках ставили «под три росы», чтобы увеличить удои.
- Девушки из Московской губ. в купальское утро брали чистые полотенца, таскали их по полю, а затем выжимали, сливая росу в бутылку, чтобы впоследствии применять ее как лекарство от головной боли.
- В Сербии в окрестностях Болевца девушки утром Иванова дня «обирали росу» для целей любовной магии; они платками собирали росу с житного поля, после чего каждая дома замешивала на ней. небольшой круглый хлебец из пшеничной муки с отверстием посередине; через это отверстие надо было посмотреть сначала на солнце, а потом на своего избранника.
Словенцы наделяли магической силой прежде всего троицкую росу.
- Жители Прекмурья на Русальной (троицкой) неделе набирали росу в подойник, а в других местах Словении выгоняли на рассвете скот, чтобы он поел росистой травы.
- Девушки умывались росой с ржаного, пшеничного или овсяного поля, чтобы быть красивыми, не иметь на лице веснушек, чтобы хорошо росли волосы, чтобы не болели глаза и т. п. (обычай назывался «собирать росицу»). Для этого надо было встать пораньше, чтобы опередить ведьм, которые придут собирать росу. для своих колдовских нужд.
- В Савиньской долине девушки старались умыться росой в то время, когда колокол созывает людей на службу, и на таком месте, откуда слышен звон трех церквей. Умывание росой часто предписывалось тем, кто приступал к лечению заговором, гаданию или другим магическим ритуалам, и считалось условием их успеха.
- Словенские хозяйки замешивали на троицкой росе хлебец, который служил закваской на все лето.
- Подобным образом болгары заквашивали молоко ивановской росой.
Во вредоносной магии роса использовалась прежде всего для отнимания молока у коров.
- Словенские колдуньи рано утром в Юрьев день протягивали по росе полотно, собирая росу с травы, отчего у коров, которым доставалась такая трава, на все лето пропадало молоко — их молоко переходило к корове колдуньи.
- По поверьям словенцев Штирии, колдуньи занимались этим на Троицу: они собирали простыней росу с луга, отбирая молоко у чужих коров, а затем окропляли ею корм своей коровы. Пастухи вставали в этот день до солнца, чтобы предупредить злокозненные действия ведьм. Крестьяне опасались также, что ведьмы соберут росу с житного или пшеничного поля, после чего жито с этого поля не будет размалываться в муку и не будет насыщать скот.
- У восточных славян отбирание молока связывалось главным образом с днем Ивана Купалы.
- По верованиям белорусов, ведьма могла собрать росу полотенцем, скатертью, платком или уздечкой, затем повесить их в своем хлеву и тогда молоко потечет с полотна или уздечки струей.
С этой же целью накрывали своих коров намоченным росой полотном. По некоторым верованиям, роса могла быть опасной для скота или домашней птицы.
- Русские Костромского края считали, что падеж скота и скотские болезни бывают «от вредных рос».
- По мнению польских крестьян, юрьевская роса вредит курам и вызывает «вылевки», то есть преждевременно снесенные яйца, поэтому кур и другую домашнюю птицу в Юрьев день не выпускали на двор, пока роса не высохнет. : Словенцы опасались «росы Св. Вита», от которой якобы могут умирать люди, и «Вознесенской росы», которая способна лишить коров молока, отчего в день Вознесения до солнца не выгоняли коров.
Китай
«Дерево сладкой росы» — символ бессмертия, растет в центре мира на священной горе Кунь-Лунь. Является осью мира и принимает на себя символизм Древа Жизни.
Мезоамерика
У мексиканцев роса пейота, священного кактуса, находящаяся на пересечении двух перпендикулярных диаметров, проведенных в круге, — это роса бессмертия. ???
Индуизм
Метафора божественного Слова.
Буддизм
Эмблема недолговечности, мимолетности.
Иудаизм
В Каббале роса — это воскресение. Мертвые возрождаются Росой Света, испаряющейся с Древа Жизни.
Христианство
Оживляющее воскрешающее действие: «Воспрянйте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов[1]».
В средние века слова: «Кропите, небеса, свыше и облака да проливают правду[2]», воспринимались как пророчество о приходе Спасителя.
Небесная роса — дар Святого Духа, она оживляет и освежает засохшие души. Роса падает на Гедеонову шерсть.
Алхимия
Символ зародыша «камня мудрости» (философского).
«Итак, наша материя есть наша роса, тучная, воздушная и тяжелая, так же находится над землей… другой росистый всеобщий субъект, который непосредственно происходит из небесных растительных руд, и опосредованно из зверей и растений, он есть небесный и земной, текучий и твердый[3], белый и розовый, легкий и тяжелый, сладкий и горький…»
- «Герметическая азбука о философском камне», 1779 г.
Это значит, что первичная субстанция (первоматерия) рассматривается в ее жидком агрегатном состоянии, чтобы затем посредством фиксации сделать ее осязаемой.
В «Mutus Liber» (1677 г.) аллегорически изображается сбор росы с помощью платков.
Магия
Использование росы в магических целях у славян см. раздел «Славяне» выше.
Искусство
В эмблематическом (аллегорическом) натюрморте капли росы на цветах и листьях символизируют недолговечность, эфемерность.
Библиография
- — SMES — Толстая С. М. , Роса // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002
Иллюстрации:
Ожидаемые иллюстрации
- • Роса. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г.