Страшный Суд

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
Лука Синьорелли. Души проклятых. Фреска собора в Орвьето. 1499-1505 г.
Лохнер Стефан. Страшный суд. Ок. 1435 г.
Страшный Суд (фрагмент). Мозаика из базилики в Торчелло. XII в.
Бамбино Виспо Мастер. Страшный суд. 1415 г.
Анджелико. Страшный Суд (фрагмент фрески): Грешники в аду. 132-1435 гг.
Микеланджело Буонаротти. Страшный Суд (фрагмент): Проклятые. Фреска Сикстинской капеллы. 15341541 гг.

Второе пришествие Христа, когда, согласно христианской доктрине, произойдет всеобщее воскресение мертвых, которые, вместе с живыми, будут окончательно судимы, и им будет назначено, быть ли взятыми на небо или низвергнуться в Ад. Священное Писание много раз говорит об этом, но главным авторитетом является речь Христа ученикам, поведанная Матфеем (25:31-46): "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую". Им предстоит бьгй" судимыми, согласно их делам милосердия, которые они выполняли в своей земной жизни. Грешники должны будут идти "в муку вечную, а праведники в жизнь вечную". Второе пришествие Христа (или царство Христа на земле) с уверенностью ожидалось в 1000 году, и когда эти ожидания не сбылись, Церковь стала придавать все большее значение доктрине "Четырех последних дел" - смерть, суд, небо, ад. С этого времени изображения Страшного Суда начинают появляться (главным образом в XII-XIII веках) на скульптурных западных фронтонах французских соборов. Это большой сюжет, состоящий из нескольких частей. Христос-судья - центральная фигура. По обе стороны от него апостолы, бывшие с ним на Тайной Вечери: "И сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Лк., 22:30). Ниже - мертвые, поднимающиеся из своих могил или из земли или моря: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан., 12:2). "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и Ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим" (Откр., 20:13). Архангел МИХАИЛ держит весы, на которых он взвешивает души. Праведники - по правую руку Христа, сопровождаемые в Рай ангелами, по левую руку от него внизу грешники препровождаются в Ад, где они изображаются в страшных муках.

1. Христос-судья и суд апостолов и святых. В романском и готическом искусстве Христос сидит на троне или на арке (радуга), его руки воздеты, ладони наружу - он демонстрирует свои раны. (Чтобы быть спасенным, уже недостаточно творить милосердие при жизни, необходимо принять христианскую веру, провозглашенную здесь в видимых символах Страстей.) Этот тип изображения (с некоторыми вариантами) сохранялся в течение всей эпохи Возрождения. Справа и слева от лика Христа могут быть ЛИЛИЯ и МЕЧ, символизирующие, соответственно, невинность и греховность. В некоторых итальянских произведениях XV века Христос мечет стрелы в грешников. Знаменитый стоящий в полный рост Христос на фреске Микеланджело "Страшный Суд" (Ватикан, Сикстинская капелла, написана в 1534-1541 годы), правая рука которого высоко поднята в угрожающем жесте (подобно Юпитеру, собирающемуся метнуть свои молнии), имеет сходство с аналогичной фигурой, написанной Франческо Траини около двух столетий раньше в церкви Кампосанто в Пизе, с которой Микеланджело, должно быть, был знаком. Последний, однако, изображает то же традиционное демонстрирование ран Христом, хотя использует для этого неизвестную позу: левая рука Христа пересекает его корпус, чтобы указать на рану на правой стороне груди. Некоторые думают, что Микеланджело неправильно понял более ранний образ, а ведь концепция Бога как "всемогущего Юпитера" была известна в его время (Данте, "Чистилище", 6:118). В ранней ренессансной живописи апостолы и святые расположены строгими рядами по обе стороны от Христа, как в средневековой скульптуре, но позднее они свободно группируются вокруг него. Среди них могут быть также патриархи и пророки Ветхого Завета (двадцать четыре старца АПОКАЛИПСИСА, 3) и средневековые святые, такие, как Франциск или Доминик. Из апостолов ближайшим к Христу, по правую руку от него, находится Петр. Дева Мария, обычно коленопреклоненная, также по правую руку от Христа, молящаяся за тех, кто собирается предстать на суде. (В нескольких образцах XIV века она сама является в роли судьи в равном статусе с Христом.) Иоанн Креститель стоит коленопреклоненный напротив нее. Во французской готической скульптуре он иногда заменяется апостолом Иоанном. Изредка Дева Мария может стоять с распростертым плащом, защищающим фигуры, находящиеся внизу. (См. ДЕВА МАРИЯ, 3.)

2. .Воскресение мертвых. Мертвые выступают из своих гробов или из расселин и Трещин в земле, а также из морской пучины. Порой они изображаются преображающимися: имея форму скелета в момент появления, они постепенно, по мере выхода из земли, обрастают плотью. (См. ИЕЗЕКИИЛЬ.) Св. Августин выразил мнение, что во всеобщем воскресении все окажутся в возрасте Христа: он воскрес, как считалось, тридцатилетним. Они обычно изображаются соответствующим образом. (Августин, "О граде Божием", 22:15.)

3. Св. Михаил и взвешивание душ. Св. Михаил (архангел), с крыльями и одетый в воинские доспехи, держит весы. На каждой чаше маленькая обнаженная фигура - человеческая душа. Душа праведника обычно тяжелая: фигура может стоять на коленях и молиться. Демон может пытаться перетянуть чашу весов - популярный мотив в нидерландской живописи. Взвешивание души, или психостазис, было в античной мифологии одной из функций Меркурия, который в этом и некоторых иных аспектах был языческим прототипом Св. Михаила. Архангел Михаил может изображаться иным образом: с обнаженным мечом он преграждает путь грешникам, пытающимся избежать наказания.

4. Роль ангелов на Страшном Суде. Говоря своим ученикам о втором пришествии Сына Человеческого, Христос сказал: "И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров" (Мф., 24:31). Ангелы, трубящие в трубы, дабы восстали мертвые, таким образом, редко отсутствуют в изображениях Страшного Суда. Они также изображаются ведущими праведников в Рай и, возможно, коронующими их и облачающими в одежды; или с обнаженными мечами они гонят грешников в Ад. Иногда они держат инструменты Страстей.

5. Небо. Готическая скульптура использовала общепринятую условность для обозначения неба: сидящую фигуру Авраама, держащего души праведников на полотнище, лежащем у него между рук. Этот образ происходит от притчи о БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ (Лк., 16:23), в которой богач в Аду взглянул вверх и увидел вдали Авраама и Лазаря "in sinus ejus" [лат. - "на лоне его"]. Sinus [лат. - изгиб] - это также свисающая у шеи складка тоги, которая использовалась в качестве кармана. Это слово означает также полу. (Библия короля Якова, использовав в данном случае слово "bosom" [англ. - лоно], теперь вышедшее из употребления в этом смысле, пустила в ход выражение "в лоне Авраама", означающее "на небесах".) Ранняя ренессансная живопись изображает небо в виде готической церкви или радуги, возможно, с Петром у врат, приглашающим новоприбывших. Общепринятая версия, особенно любимая художниками Северной Европы, изображает сад. Или праведники могут странствовать по склонам облаков в обществе ангелов или приветствовать друг друга.

6. Ад. Средневековый образ разверзнутых челюстей Ада, встречающийся также в некоторых ренессансных картинах, происходит от морского монстра ("Левиафан" в A.V.) в книге Иова (гл. 41): "Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя". Или местом является более обобщенная пещера, обычно находящаяся внизу справа на картине (по левую руку Христа), в которую грешников волокут за волосы или демоны гонят их вилами. Или они переправляются вниз на крыльях демонов. Микеландокело ввел мотив из "Ада" Данте (3:82 и далее), который встречается и в более поздний период - мотив ХАРОНА с его ладьей, перевозящей мертвых в Ад. Муки осужденных соответствуют природе их греха; так, обжорливый валяется в грязи, а прелюбодей горит на вечном огне в серном котле. У трехликого сатаны наполовину проглоченный грешник висит на каждой челюсти; один из них - в центре - Иуда. (См.т.ж. АД.)

Согласно Никейскому символу веры, формуле христианского учения, составленной на первом Никейском Вселенском соборе, Христос должен вернуться во славе, дабы совершить суд над живыми и мертвыми. В искусстве варианты изображений Страшного Суда разнообразны, — начиная от библейской сцены отделения овец от коз и заканчивая сложными интерпретациями художников конца эпохи Возрождения. В последних Христос изображен как Судья, восседающий на троне. Часто справа от Него находится Дева Мария, а слева — Св. Иоанн Креститель. В верхней части композиции изображены ангельские существа, а также благословенное собрание святых и мучеников. Ниже показано, как от звуков труб ангелов разверзаются могилы и оттуда восстают мертвецы. Михаил, Архангел Судного Дня, взвешивает на своих весах добро и зло или трубит в трубу, возвещающую о Суде. Зачастую вокруг Христа изображены другие ангелы, несущие атрибуты страстей Господних. По правую руку от Христа праведники восходят в рай, а по левую — осужденные на вечные муки низвергаются в ад.

Христос, окруженный сиянием, часто восседает на троне или на радуге. Он показывает Свои раны: Его мантия приспущена, обнажая Его тело справа. Здесь Он выступает в роли Судьи. Иногда он отворачивается от грешников и протягивает Свою правую руку ладонью наружу, приветствуя праведников. Левой же рукой, обращенной ладонью вниз, Он отвергает грешников. Часто на изображениях этой сцены присутствует Св. Петр, который держит ключи от райских врат и пропускает туда праведников. Сцена Страшного Суда может представлять единую композицию, но иногда рай и ад являют собой отдельные композиции.

= МНМ

гр. mera tns krideos
ср.
англ. Doomsday - "день судный"
лат. iudicium universale - "вселенский суд"
нем. das jьngste Gericht - "последний суд"

В христианской эсхатологии предстоящий в "конце времён" суд вторично пришедшего Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми, воскресающими во плоти для этого суда и получающими по приговору судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечное наказание в аду (см. рис.). Уже в египетской мифологии известен мотив взвешивания на весах во время загробного суда добрых и злых дел каждого человека перед лицом Осириса (ср. в западноевропейской иконографии С. с. архангела Михаила, держащего весы). В ветхозаветной традиции получила развитие идея "дня Яхве" - полного и окончательного торжества Яхве над своими врагами на земле (ср. Ис. 13, 2-9; Иезек. 30, 3 и др.). По мере усиления эсхатологических интересов (отразившихся, например, в ветхозаветной "Книге Даниила", 2 в. до н.э.) и распространения веры в воскресение мёртвых "день Яхве" всё более отчётливо понимается как С. с.

В новозаветных текстах неоднократно описывается, чаще всего в аллегорической форме, конечное отделение злых людей от добрых ("козлов" от "овец", "плевелов" от "пшеницы", Матф. 13, 30; 25, 32-33 и др.). Упоминается эсхатологическое явление "сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою", под громогласные звуки ангельской трубы (Матф. 24, 30-31; "труба" - несомненно, шофар, т.е. музыкальный инструмент из бараньего рога). В присутствии всех ангелов судья воссядет на престоле, перед которым соберутся "все народы" (Матф. 25, 31-32), и свершится суд: оправданные станут по правую руку от судьи (счастливая сторона), осуждённые - по левую (Матф. 25, 34-46).

Эти образы были систематизированы и приведены в связную, наглядную картину раннехристианскими и средневековыми писателями, среди которых особую роль сыграл Ефрем Сирин (4 в.): земля и море, звери, птицы, рыбы и гроба отдают назад поглощённые ими тела мертвецов; человек, очнувшийся от смертного сна, со страхом видит грозную славу Христа и ждёт своего приговора; раскрываются книги, символизирующие полноту знания бога обо всём содеянном и выстраданном людьми (этот мотив есть уже в "Книге Даниила", 7, 10; по некоторым апокрифическим верcиям, эту всеобъемлющую мировую хронику ведёт вознесённый на небеса Енох); праведники, приветствуемые ангелами, шествуют в рай, между тем как грешники насильно увлекаемы глумливыми бесами в ад. Фоном С. с. служит космическая катастрофа, знаменующая конец мира: солнце и луна меркнут, звёзды спадают с неба, само небо свёртывается, как свиток (Матф. 24, 29 и Апок. 6, 12-14), от престола судьи льётся огненная река (Дан. 7, 10).

Среди поэтических разработок темы С. с.: византийская поэма (т.н. кондак) Романа Сладкопевца (6 в.), древневерхненемецкий эпос "Муспилли" (9 в.) и латинская секвенция "Dies irae" ("День гнева", 13 в.; вошла в состав католической заупокойной службы, т.н. реквиема), а также многочисленные фольклорные тексты, в т. ч. русские "духовные стихи".

Искусство зрелого средневековья создаёт многофигурные композиции, где Христос восседает на престоле в центре, по обеим сторонам от него сидят двенадцать апостолов, также участвующих в совершении суда, дева Мария и Иоанн Креститель стоят перед престолом Христа, а Адам и Ева припадают к его стопам, умоляя за грешное человечество, ангелы трубят в трубы, апостол Пётр впускает праведных в рай, бесы ввергают грешников в ад и т.д. См. рис. Иконографическая схема формируется в Византии к 11 в. и оттуда распространяется на Италию (мозаика собора в Торчелло, 12 в.), на южнославянский мир и на Русь (фрески Дмитриевского собора во Владимире, 12 в., и Успенского собора во Владимире, нач. 15 в.); и в искусстве готики и раннего Ренессанса, и в русской иконе 16-17 вв. она подвергается различным модификациям, но лишь Микеланджело (фреска Сикстинской капеллы) порвал с традицией, подчинив тему своим собственным идеалам - титаническому гневу Христа на человечество отвечает столь же титаническое отчаяние человечества.

Лит.: Сахаров В., Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи, Тула, 1879; Буслаев Ф. И., Изображение Страшного суда по русским подлинникам, в кн.: Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т. 2, СПБ, 1861; его же, Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI в. по XIX в., [т. 1-2], СПБ, 1884; The background of the New Testament and its eschatology, ed. by W. D. Davies and D. Daube, Camb., 1956.

С. С. Аверинцев

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Страшный суд, С. 5 и далее.Мифы народов мира, С. 7243 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 472 Словарь)]