Прялка ручная
Писпособление для прядения — палка или доска, часто укрепленные в подставке (донце), на которую привязывают пряжу (кудель).
Символ женского начала и оберег от нечистой силы. Атрибут богинь судьбы. Основные значения:
Также имеет сексуальное значение[1]. |
См. также: |
Античность
Парки, прядут и обрывают нить жизни.
Афина покровительствует вязанию и прядению.
Атрибут:
- Геркулес;
- Клото (одна из Граций).
Славяне
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества:
- у восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене;
- через прялку передавали новорожденную крестной матери;
- прялку клали в колыбель девочки.
Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считали в Полесье, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лен (рус., бел.), а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени (бел. витеб.). У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялки и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан (в.-слав., болг., серб.), чтобы их, как говорили в Воеводине, бабицы (духи) не заплевали.
У сербов Воеводины на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Славонии первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью прялке, «чтобы богатее жить» (рус.).
Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей (з.-болг., макед.). По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница, Доля, Пятница и др.) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали (Рус. Север). Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или ее заместитель[2].
Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании (рус.), если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то она будет преследовать, пугать, танцевать рядом (полес.). Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику (рус. вологод.), если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свекр со свекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет (болг.)
Мотив прядения отражен в ряжении. В этом случае прядение символизировало богатство, размножение. У русских «кикимора» при обходе домов «пряла» в углу на принесенной с собою прялке (рязан.).
«Коляда» ходила по домам, обернутая куделью, носила с собой прялку и проверяла результаты работы девушек (ю.-зап. России). Главный обрядовый персонаж кукеров — Майка, которая считалась символом счастья, ходила с прялкой, куделью и веретеном и пряла в каждом доме (болг., макед.).
Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял ее, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью и веретеном (владимир.). Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью. Прялка использовали в обряде разделения «одномесячников»: в случае смерти одного из братьев расщепляли материнскую прялку и одну половину клали в могилу, а другую забрасывали дома на чердак (Болгария, Панапориште).
Христианство
Атрибут:
- Ева;
- Дева Мария в средневековых изображениях Благовещенья — отсылка к образу Евы;
- Женевьева, Св. — в образе пастушки.
Литература
- Валенцова М. М. Одноимённая статья в SMES.
Иллюстрации
- Лопасть прялки. Борецкая роспись (д. Скобели, Виноградовский р-н, Архангельская обл.). Начало XX в.