Шахматы

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску

Игра возникла, вероятно, в Древней Индии около VI в. до н. э. или даже раньше. 64-клеточная доска восходит к квадратной (8х8) мандале Шивы — модели космических сил, которыми он управлял.

В старинной индийской версии шахмат играющих было четверо — по количеству сторон доски. Наравне с логикой ход состязания определяла судьба: для определения порядка ходов использовались кости.

На основе индийской четуранга позднее в Персии позднее сформировалась версия игры для двух участников (шатранья), представляющая собой сугубо интеллектуальное состязание. Со временем она проникла в Испанию, а затем стала популярной во всей средневековой Европе.

Первоначально ключевыми фигурами были слоны, несущие на себе королей, колесницы, лошади и пешие воины. Их сложный символизм, и взаимодействия друг с другом, формы и способы передвижения по доске, а также количество полей её самой неоднократно изменялись, прежде чем приобрели современное значение. Например:

  • в арабо-испанских шахматах мат не обязательно означает смерть короля, но он теряет честь и снимается с доски;
  • известен вариант «двойной» игры на доске шестнадцать на двенадцать квадратов;
  • Великие, или Большие, шахматы имели сто сорок четыре поля, и двенадцать фигур и двенадцать пешек: рядом с королем стоял Грифон, потом Василиск, Жираф, Единорог, Лев, Тура.

Основные значения: В целом:

  • метафора мудрого применения свободной воли и разумного отношения к судьбе;
  • королевская игра жизни;
  • смена эпох — каждая игра;
  • период неосуществленности — смена фигур;

Форма доски:

  • Шива в его трансформирующем аспекте;
  • космограмма, космос во всех его проявлениях, космическое совершенство, храм или город;
  • силы, действующие во вселенной и в человеке;
  • бесконечность, круг сансары, перерождение и смерть — индийская круглая доска;

Порядок фигур и двухцветная доска:

  • «шахматный» порядок жизни, противоречивость бытия, колебание между хорошим и плохим или от удачи к неудаче;
  • дуализм в проявленном мире, поочередное притяжение всех фундаментальных свойств и качеств в их проявлении:
время и пространство,
свет и тьма,
ночь и день,
Солнце и Луна, светлое и темное время Луны,
мужчина и женщина,
помутнение и ясность;
  • конфликт между силами, борющимися за господство над миром (дэвы и асуры, ангелы и демоны):

Движение фигур:

  • реализация всех возможностей в мире и в отдельном человеке (в рамкахданной манифестации);
  • свобода выбора, ответственность, неизбежность последствий всякого действия.

В настоящее время аналогия хладнокровного тактического предвидения. Часто рассматривается как (упрощённая) модель управления или государством или ведения войны.

В символике шахмат прослеживаются аналогии с символизмомм Таро и игральных карт.

00-03-621-000.jpg

См. также:

Орудия
Игра

Таро
Карты игральные

Король, шахматная фигура
Ферзь, шахматная фигура
Слон, шахматная фигура
Конь, шахматная фигура
Ладья, шахматная фигура
Пешка, шахматная фигура

Король

  • Солнце, сердце, силы закона и порядка;
  • его ходы ограничены очевидностью.

Ферзь (Визирь, Королева, Советник)

  • дух, передвигающийся по своей воле, вольный деятель, Луна.

Слон (Епископ, Офицер)

  • правители духовного мира,
  • его ходы основаны на треугольнике;
  • движение по диагонали — экзистенциональное и женственное, подчиненное Юпитеру;
  • движение по белым полям — позитивный интеллектуальный путь;
  • движение по красным или черным — путь религиозный, благочестивый, via negativa.

Конь (Рыцарь)

  • зачинщик, использует как интеллектуальные, так и религиозные пути, но не имеет силы духа;
  • прыжок, совершаемый конем, есть прыжок интуитивный, а также плутовской ход;
  • предполагается, что у него имеются военные и турнирные асссоциации с правилами инициации у Тамплиеров и что он — странник, или «блуждающий конь», подчиняющийся Марсу.

Ладья (Тура, Башня, Замок, Колесница)

  • светская власть, правители этого мира;
  • движение ее основано на квадрате — символе материи и земли;
  • осевое движение, пересекающее цвета, означает мужское и мужественное и подчиняется Сатурну.

Пешки

  • простые бойцы, пытающиеся пересечь доску через семь ступеней инициации и достичь восьмого поля как цели иницации;
  • достичь восьмого уровня — значит вновь обрести рай, что означает реализацию, просветление, возведение в Ферзи и впредь движение по своей воле;
  • Пешки подчиняются Меркурию и Венере, паре любовников.

Ad notanda

Осознание в XVIII столетии большой важности пешки совпадает по времени с усилением политического значения народных масс.

Черновые материалы

Волшебная шахматная доска из легенд о короле Артуре является аллегорией испытания любви.

Фольклорные герои играли в шахматы с дьяволом, ремесленники изготавливали дивной красоты шахматные фигуры, изображавшие то конкретных политиков, то аллегорические образы, в которых угадывались участники вечного столкновения сил добра и зла, света и тьмы, разума и страсти, жизни и смерти, тирании и справедливости,

В игру вовлечены как свободная воля, так и судьба. Дух игры есть истина, и в ней человек свободен, а вне её он раб судьбы.

Литература