Король
посредник
В средневековом обществе король выступал посредником между богами и людьми, гарантом гармонии и порядка.
Он восходил к власти только через сложный церемониал коронации, после чего надевал мантию — символ неба, брал в руки жезл правосудия и скипетр — символ правоты.
Представляя в своем лице целое общество, он нес ответственность за все, был среди людей и первым и последним, и хозяином и слугой: в Великий четверг* он омывал ноги беднякам, повторяя тем самым жест Христа.
- Четверг Страстной недели.— Примеч. перев. 7 Заказ 2131
о В Китае государь считался центром Империи, посредником между небом и людьми, регулятором космических и общественных явлений. Такой же функцией наделяют царя и в Индии, где он вращает Колесо мира, подобно Будде или всеобщему законодателю Ману.
Неся ответственность за поддержание справедливости и мира, государь обеспечивает гармонию и равновесие в обществе
Король. Олицетворяет мужской принцип, верховную и светскую власть, высшее достижение в мирской жизни. Король - это высший правитель, приравненный к Богу Творцу и Солнцу, чьим предста-
вителем на земле он является. Во многих традициях считалось, что здоровье короля отражается на здоровье подданных, или каким-то образом связано с ним, а также с плодородием земли в его королевстве. С этим связаны обряды жертвоприношения короля или, позднее, «козла отпущения», когда ослабевала его жизненная сила. Король и королева представляют собой совер-
шенный союз, две половинки безупречного целого, завершенность, андрогина. Кроме того, они символизируют Солнце и Луну, Небо и Землю, золото и серебро, день и ночь, а в алхимии - серу и ртуть. Атрибутами короля являются Солнце, корона, скипетр, держава, меч (за исключением китайских императоров), а также стрелы и трон.
ыОсязаемая только на ступени высокой культуры или в сфере ее влияния символическая властная фигура. которая проецирует патриархальный принцип (см. Отец) божественного мира на человеческое общество, соответственно представляет собой на земле образ мужского суверенитета в солярной (т. е. обожествляющей Солнце) религии.
Во многих древних культурах король (царь) постоянно должен был пребывать в расцвете жизненных сил и не имел права обнаруживать возрастные изменения. Если таковые наступали, то он должен был подчиниться обычаю самопожертвования или цареубийства.
В идеале король часто должен был оцениваться как величайший из героев, но тем не менее ему нельзя принимать активное участие в борьбе.
Ему приписывались. по аналогии с божеством. сверхъестественные способности, например способность исцелять больных одним только прикосновением к страдающему, считалось. что этим качеством он наделяется свыше при сакральном акте коронации (см. Корона).
Он олицетворяет божественный мировой порядок космоса внутри своего государства, как Солнце в пределах неба (примерами среди прочих являются фараон как земное отражение бога Ра, Инка как отражение бога Солнца Инти или японский тэнно, так же как и "король-солнце" Людовик XIV эпохи барокко).
Римский культ властителя, установленный после обожествления убитого Юлия Цезаря, и вытекающая отсюда императорская власть (модифицированная позднее во "власть милостью божьей") являются дальнейшим выражением этих идей, охотно воспринятых в христианстве в виде церковного санкционирования королевской власти, совершения церемонии помазания и коронования. В основе лежит стремление освятить авторитет, призванный гарантировать всеобщее народное благо.
"Три святых царя" у колыбели младенца Иисуса обозначаются в Евангелии (Мф 2) только как "мудрецы" (маги, волхвы), однако уже довольно рано они стали рассматриваться как цари и представители трех частей света Азии, Африки и Европы; согласно традиции их имена - Каспар. Мелхиор и Валтасар; они символизируют также три возраста (Каспар, европеец, старик; Мелхиор. азиат, зрелый мужчина; Валтасар, молодой мужчина, "мавр") и преклонение перед родившимся Христом языческого мира, еще не обращенного, но предчувствующего Спасение.
В алхимической символике король (царь) чаще всего только вместе с королевой (царицей) предстает как элемент дуалистической системы Солнце - Луна (Габрициус-Бейа, Венера-Марс и т. д.) в смысле дуалистического учения о сере и ртути, которые после очищения в алхимическом процессе образуют философский камень. по большей части представляемый как увенчанный индрогин.
Алхимическую символику обстоятельно оспаривает школа глубинной психологии К. Г. Юнга, которая рассматривает короля (царя) не столько как символ отцовского авторитета ("образ отца"), сколько как архетип высшего сознания и мудрости, лежащий в основе унаследованных психических символов.
В европейских народных сказках фигура короля (царя) по преимуществу является целью всех приключений и путешествий, которые должен совершить герой в знак своей зрелости и чтобы доказать, что он способен справиться со своей задачей. При этом благородство происхождения не играет роли, но при "превращении в короля (царя)" центральной фигуры повествования, вышедшей из простых слоев, речь идет о возможности отождествить себя с ним и направить собственные способности на путь всемерного развития. Символическими фигурами в сказочном мире стали, в частности, британский король Артус (Артур) и Фридрих Барбаросса, почивающий в зальцбургском подгорье или Кифхойзсре.
В широком и самом абстрактном смысле слова король - символ универсального Человека вообще. Как таковой, согласно анимистическим и астробиологическим типам мышления от Индии до Ирландии (21), он наделён магической и сверхъестественной силой. Он также выражает следование основополагающим принципам, верховному сознанию, свойствам самооценки и самоконтроля (5). Сама коронация приравнивается к победе, свершению, достижению целей и осуществлению желаний (33). Следовательно, любого человека можно по праву назвать королём, если он достигает кульминационного момента в раскрытии своих индивидуальных жизненных качеств.
Производными от королевского символизма и родственными ему являются символы золота, солнца и Юпитера. Они, в сущности, олицетворяют идею о том, что король - это человек, перенесённый в солнечный план, осуществивший идеал "золотой середины", т.е. безопасности и бессмертия. Идея бессмертия перешла от богов к монархам, и лишь после этого его удостоились герои, а ещё позже простые смертные, которые были увенчаны "короной" успеха в заслугу за преодоление определенных препятствий (обычно морального плана).
Другое значение этого символа, достаточно отличное от перечисленных, - это "царственность", принадлежность к королевской семье. В таком случае возможно применение данного символа к временам неблагоприятным или трагическим, тогда он становится "пресыщенным королём" (Амфорт в "Парцифале") или "морским королём" (собирательный образ негативных черт человеческой природы) (32).
Любовь также играет очень важную роль в символизме царственности, поскольку любовь считается одной из наиболее значимых и очевидных ценностей в человеческой жизни. Поэтому в греческих брачных церемониях невеста и жених увенчивались коронами из драгоценных металлов. Вместе король и королева олицетворяют наилучший пример священного брака, союза неба и земли, солнца и луны, золота и серебра, серы и ртути.
По К.Юнгу, король и королева также предстазляют духовное единение, которое происходит в завершение процесса индивидуации и знаменуется гармоничным союзом сознания и бессознательного.
Королём именуется лучший из лучших представителей различных классов и типов. Так, лев - Царь зверей, как орёл - птиц, а золото - металлов (57).
Возвращаясь к образу "пресыщенного короля", который страдает так же, как и известный герой Филоктет, отметим, что этот образ представляет собой, с одной стороны, наказание за грехи, погружающие плоть во мрак и дающие свет лучу сознания, а с другой - чистоту духа.
Особое символическое значение имеет забота короля о том, чтобы его духовный мир распространялся и на окружающую среду, как в случае с Амфортом в "Парцифале" Эшенбаха, в "Бесплодной земле" Элиста и в какой-то мере в "Падении дома Эшеров" Э.По.
Что касается "морского короля" (иная версия Нептуна), то он, как символ океана, персонифицирует глубины бессознательного в их регрессивных и дьявольских проявлениях в противоположность водам "верхнего океана" (тучам, дождю или пресной воде), несущим плодородие (32).
"Стареющий король", как например Дхритараштха, монарх ведического эпоса, или король Лир, или пожилые монархи из легенд и сказок - все они олицетворяют мировую историческую память или бессознательное в его самом широком всеохватывающем значении.
Королю в обобщающей форме всегда присущи качества отца и героя, что подтверждает его сакральность. Инверсия обычного временного хода событий приводит к тому, что прошедшее вторгается в настоящее и умерший король по своему призванию начинает жить необычной жизнью призрака, возвращаясь в свою страну, когда над нею нависла опасность и происходят тяжёлые потрясения. Такая участь выпадает на долю исторических монархов, которые столкнулись с трудностями или неблагоприятными обстоятельствами, как в случае с португальским правителем доном Себастьяном или доном Родриго - последним из королей готов. Классический пример - образ мифического короля Артура, которого Мэлори называет: "Артур - царь прошлого и будущего" (16).
• Три святых царя (собственно астрологи) в Вифлиеме. В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г. • Один из "трех святых царей". Коптская фреска в церкви в Фарасе (Нубия). ок. 1200 г.