Слепота
интроверсия** Интроверсия — сосредоточенность на самом себе. — Примеч. перее.
Слепота символизирует нежелание видеть действительное положение вещей, или внутреннее зрение. Индусы относились к слепому как к чужаку, который «видит иные вещи, иной мир».
О Приснившийся слепой может олицетворять чрезмерную интровертивность, сосредоточенность на самом себе, ограничивающую личность.
Слепота приписывалась счастью (фортуне), так как оно разбрасывает свои подарки без разбора; с завязанными глазами изображалась юстиция, поскольку правосудие должно совершаться «невзирая на лица», равно как и изображение «синагоги», воплощения еврейства, которое «в своей слепоте не узнало Иисуса как истинного избавителя» (ослепление — слепота в переносном смысле).
Слепой, ведущий слепого (Мф., 15:14; Лк., 6:39) «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Так Христос уподобляет фарисеев слепцам. Художники изображают слепых нищих на фоне сельского пейзажа. Их может быть несколько, каждый одной рукой держится за впереди идущего, в другой руке у каждого палка. Ведущий падает в яму. Другие, как можно догадаться, сейчас последуют за ним.
Слепорожденный, Исцеление С. (Ин., 9:1-7). Проходя мимо человека, который был слеп от рождения, Христос вернул ему зрение посредством «брения», сделанного из «плюновения», смешанного с пылью. Он отправил слепца умыться в купальне Силоам, и когда тот вернулся, то был уже зрячим. Мы видим Христа в тот момент, когда он смазывает глаза слепого. Спаситель стоит, окруженный учениками и порой толпой зевак. Человек в нищенском одеянии держит палку, его может сопровождать мальчик — поводырь. Излечение может символизироваться второй фигурой этого же персонажа, его «двойником», стоящим рядом, — он отбрасывает за ненадобностью свою палку. Матфей (20:29-34) описывает схожее исцеление — Христос исцеляет двух слепых неподалеку от Иерихона. Эта сцена происходит вне городских стен. На сей раз Христос просто касается глаз одного из них; второй при этом падает перед ним на Колени, ожидая своей очереди. В этом эпизоде видели символ человеческой духовной слепоты, спасти от которой и явился на землю Христос. Апокрифическая история об излечении от слепоты Товита (см. ТОВИЯ) воспринималась в качестве прообраза этой сцены.
Слепота, излеченная Христом, — СЛЕПОРОЖДЕННЫЙ, ИСЦЕЛЕНИЕ С. Слепой воин, просящий милостыню, — ВЕЛИЗАРИЙ. Несколько слепых нищих — СЛЕПОЙ, ВЕДУЩИЙ СЛЕПОГО. Слепой старик, увенчанный лавровым венком, возможно, с фиделем в руках, — ГОМЕР. Слепой старик (Товит) и его жена, в дверях, возможно, его помазывает ангел — ТОВИЯ. Слепой мужчина, сжимающий колонны, — САМСОН. Волхв (Елима), ослепленный Павлом, с Варнавой перед римским правителем — ПАВЕЛ, апостол (5). Иудеи, сопровождающие процессию, ослепленные ангелом, — СМЕРТЬ ДЕВЫ МАРИИ. См.т.ж. ЗАВЯЗАННЫЕ ГЛАЗА.
Символизирует невежество, грех, уклонение от выполнения своего долга, неспособность видеть свет и правильный путь, неумение различать, иррациональность, («слепой гнев»). Ослепить или «втереть Рис. 162. Аллегорическое изображение синагоги, где завязанные глаза олицетворяют духовную слепоту евреев, неспособных разглядеть истину учения Христа. (Скульптура на соборе в Страсбурге.) очки», — означает обман, уводящий от цели. В буддизме слепая старуха в колесе сансары символизирует отсутствие знания, слепоту невежества, ведущую к смерти. Слепой Купидон означает слепоту мирской любви. В христианском искусстве синагога изображается с завязанными глазами.
с одной стороны, символ незнания и «ослепления», с другой — беспристрастности и подчинения судьбе и, кроме того, презрения к внешнему миру при наличии «внутреннего света». По этой причине прорицатели (Тиресий) и одаренный поэт (Гомер) изображались в Древней Греции слепыми, причем часто упоминается, что слепые подсмотрели у богов сокрытые тайны. В Древнем Риме Амура (Купидона) часто изображали с завязанными глазами как символ пренебрегающей всеми доводами разума земной любви. Согласно евангелиям Иисус делал слепых зрячими, что считалось в эпоху раннего христианства символом духовного озарения через учение о Спасении. Исидор Севильский (570—636) толковал грехопадение прародителей как ослепление мира, которое будет устранено лишь с появлением Христа. Вследствие этого в средние века «синагогу» (олицетворение иудаизма) изображали с завязанными глазами, так как она отвергала, что видит свет Спасения. С завязанными глазами изображали также богиню счастья Фортуну, равно как и Юстицию, олицетворение правосудия, которая принимает решения взвешенно (см. Весы), «невзирая на лица». У масонов в ритуале приема новых членов снятие повязки с глаз при вхождении в «свет» играет значительную роль как прочувствованный символ преодоления робости от того, что им неведомы высшие ценности. «Вначале в 1763 г. в Гамбурге завязывали глаза соискателям. Гете отказался завязывать глаза и пообещал только не открывать их во время приема, что ему и было позволено» (Леннхофф — Познер, 1932). Слепота: Готическая пластика. Южный портал кафедрального собора в Страсбурге (символ «синагоги») .
Невежество, самообман, неосторожность «слепой ярости» или чувственной любви (римский бог Купидон изображался с завязанными глазами). С другой стороны, слепота символизирует правосудие (не подверженное влиянию внешних обстоятельств) и внутреннее зрение прор оков и поэтов. Две стороны этого символа могут сосуществовать одновременно, как, например, в Греции, где богиня Ата (олицетворение мгновенного безумия) представляет слепое зло, в то время как слепец Тиресий имел дар прорицания. Сам Гомер был, согласно леге нде, слепым, так же как многие другие легендарные сказители (английский поэт Милтон был слепым почти всю свою творческую жизнь). В искусстве слепота — признак аллегорических фигур Невежества, Правосудия, Алчности и Судьбы или Фортуны. Слепота — средневеков ая христианская аллегория Синагоги. Ослепление было наказанием для тех, кто слишком много видел (подобно Тиресию, который увидел обнаженную Афину) или слишком рисковал (например, Самсон).
Слепота приписывалась счастью (фортуне), безразличи справедливость неразумие со слепотой часто соотносится и/или связывается невидимость образ хозяйки мира мёртвых (бабы-яги) или хищной птицы как её зооморфный образа смерть вообще связывается с невидимостью и слепотой (ср. аид), причём живые слепы относительно мёртвых, а мёртвые — относительно живых
В хеттско-хурритском мифе охотник Кешши по воле богов, недовольных жертвоприношениями, перестаёт видеть животных.
Эти образы, связываемые с хищными птицами, сопоставимы с образом бабы-яги — хозяйки мира мёртвых (её зооморфный образ — птица). Баба-яга слепа, и благодаря этому живые могут избежать смерти при встрече с ней.
Слепота / blindness
(see also CYCLOPS) For some, blindness means ignorance of the real state of things, denial of the obvious and hence madness, stupidity and irresponsibility. To others, the blind are those who ignore the deceitful shows of this world, and thanks to this are privileged to know its secret reality, too deeply buried to be discerned by ordinary humanity. The blind share the godhead, they are inspired: poets, wonder-workers, 'seers'. Such, in short, are the two aspects, blessed and cursed, positive and negative, of the symbolism of blindness; and all traditions, myths and customs waver between them. This means that blindness, which is often a punishment of the gods, bears some relation to the ordeals of initiation (see also BLINDFOLD). Similarly folklore is full of blind musicians, bards and singers treated as inspired beings.
This is no doubt the reason why sculptors portrayed Homer as a blind man and tradition made blindness the symbol of the wandering poet, the rhapsodist, hard, trouvere and troubadour. Yet here again we keep within the bounds of allegory. Old men are also depicted as blind: in their case blindness symbolizes the wisdom of old age. Prophets are usually blind as well, as if their eyes needed to be closed to physical light for them to perceive the light of the godhead. Their blindness was sometimes a punishment inflicted by the gods, when these seers had abused their gift of clairvoyance to gaze upon goddesses in their nakedness or otherwise to offend the immortals, or else to reveal the secrets of the arcane. Tiresias was blinded by Athene for watching her bathing. OEDIPUS tore out his eyes of his own accord in expiation of his twofold crime. Tobit became blind while asleep, but had his sight restored when his son Tobias, instructed by the Archangel Raphael, applied the gall of a fish to his eyelids. Samson offended Jehovah and was blinded, and so on. The gods blinded or drove mad those whom they wished to destroy or — sometimes — to save. However, when it was the gods' pleasure to restore sight to the guilty, they became Masters of Light. This most notably is the meaning of the miracles in which Jesus restored sight to the blind. Such miracles were attributed to Indra, Athene and others.
The Celts generally considered that blindness debarred a candidate from the priesthood or the ranks of the seers. However, by reverse initiation, a number of mythological Irish characters endowed with clairvoyance were blind. When their sight was restored they lost the gift of prophecy (OGAC 13: pp. 331ff.). Perhaps inner vision is only permitted or granted if the sight of fleeting external things is renounced. Hindu ascetics believe they can obtain spiritual insight by staring into the burning glare of the sun until they lose their sight. The blind man evokes the image of someone who 'sees' something from another world with other eyes. He is regarded less as handicapped than as from a different world.