Топор
Африка
У племен йоруба двойной топор несет магическую функцию: им громыхает бог бури.
Богато декорированные и поэтому не используемые по назначению топоры являются символом достоинства вождей и вообще исполнительной власти.
Древний Восток
Двойной топор — эмблема Таммуза.
Хеттский топор и двойной топор — атрибуты Тешуба, бога Солнца и Повелителя Небес; верховная власть.
Египет
В иероглифическом письме — знак идеи разделения… обещанные или посвященные вещи были «отсечены» от других.
Двойной топор солярный символ.
Античность
Символом Матери-охотницы.
Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Ударом топора Гефест рассек его голову (образ молниеносной интуиции, озарения), и из нее вышла облаченная в доспехи и шлем Афина, богиня интеллектуальных способностей и мудрости.
Неиконический образ Тенедоса Диониса (двойной).
В Минойской культуре не удается проследить происхождение символа двойного топора. Предполагается, что он символизировал верховную власть и силу, а также присутствие божества. Вырезался на минойских кирпичах в надежде получить покровительство Зевса над строящимся зданием.
Предполагается далее, что на Крите он являлся не столько символом, сколько прямым неиконическим образом божества и обладал сверхъестественной силой.
Северная традиция
У кельтов двойной топор означает божество, вождя или воителя.
Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.
У скандинавов двойной топор сопровождает божественное существо, вождя или воина.
Славяне
Наряду с другими острыми железными предметами (ножом, серпом, косой и др.) — оберег и отгонное средство против нечистой силы и болезней. У восточных славян топор клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище, чтобы уберечь ее от порчи и хищников; для этой же цели на Русском Севере пастух обходил стадо с топором; болгары забивали топор в дерево, чтобы защитить себя от волков. В Полесье топор клали под порог, чтобы вампир не смог проникнуть в дом; на Украине и у западных славян под постель роженице и под колыбель новорожденному наряду с другими железным предметами клали топор, чтобы оградить их от порчи и злых духов. Чтобы оградить живых от влияния смерти, топор клали под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела. Сербы клали топор около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов. В карпатском свадебном обряде дружка, вводя в дом новобрачных, ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу. На Русском Севере считали, что водяной не сможет повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре и других острых предметах. Топор использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу.
Чтобы защитить от злых сил новорожденного ребенка, сербы для него делали амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Ребенок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега.
Топор, как предмет, сделанный из железа, используется в магической практике для сообщения человеку и скотине силы и здоровья. На Западной Украине, ложась спать на Новый год, около постели клали топор, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими. Чтобы рана на ноге быстрее зажила, под ноги клали топор. Для этой же цели чехи утром в Страстную пятницу вставали босыми ногами на топор. Чтобы легче родить, сербские женщины пили воду, в которой был вымыт острый топор. В Полесье после выноса покойника из дома через порог бросали топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы.
В народных верованиях топор ассоциировался с мужским началом. В Белоруссии, если супруги хотели иметь мальчика, они в изголовье кровати клали топор, а если девочку — серп. У восточных славян было принято пуповину новорожденному мальчику отрезать на топоре. Согласно полесским аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю топор, чтобы обеспечить хороший урожай.
Иногда лезвие топора ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому у болгар в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к лезвию топора и других острых предметов, чтобы вредители не нападали на поля.
На украинских Карпатах и в Восточной Словакии применялись ритуальные топорики, которые служили знаком власти и магической силы старшего пастуха.
Китай
Фу — это один из двенадцати знаков отличия императорской власти.
Двойной топор символизирует правосудие, суд, власть, наказание.
Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.
Атрибут покровителя плотников, а также посредника.
Символизирует союз семей в свадебных обрядах: бракосочетание символически отделяет ветви (жених и невеста) от двух стволов (семьи новобрачных) и делало из них вязанку.
Северная Америка
«Топор войны» первоначально — «дубина для расшибания черепов», к которой лезвие было приделано лишь после контакта с европейскими колонистами.
Австралия и Океания
Австралия и Океания
Два человека-сокола, пришедшие с севера в землю аранда, учат других людей пользоваться каменным топором. (из ст. Австралийская мифология)
Двойной топор символизировал форму человека. Полагали, что он обладает божественной силой.
Индуизм
Двойной топор атрибут Агни, вместе с дровами и мехами.
Вишну срубает топором дерево Самсару, дуалистичное дерево Знания.
Буддизм
Двойной топор обрубает круг рождений и смертей.
Христианство
Двойной топор — мучение, разрушение.
Атрибут:
- Св. Иоанна Предтечи (Проповедуя жителям Иудеи, он заявил: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее добого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10).) (двойной).
- Иосифа, мужа Девы Марии, с инструментами плотника как указание на его ремесло;
- Св. Прокла (двойной)
- Свв. Варнавы, Томаса Бекета, Матфея и Матфия (Матиаса???), обезглавленых секирой.
- Св. Бонифация, срубившего у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару.
- Св. Адриана — воин рядом с наковальней, сопровождаемый святой (Наталия).
- Пётр Мученик — вонзенный в череп доминиканского монаха.
- Св. Бенедикт обнаруживает топорище от топора, упавшего в озеро.
Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ объединяет его в Австрии с легендами о Св. Вольфганге.
Литература
- Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в SMES
Иллюстрации
- Вулкан (Гефест) в качестве акушера расщепляет голову Юпитера (Зевса) при рождении Афины. Эмблема алхимиков. М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
- Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга. В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
- Исполненный по обету бронзовый топорик высотой 7,7 см галло-римского происхождения. Мартиньи (Швейцария)
- Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), 19 в.
- Минойская Велика Мать, богиня держащая двойные топоры. (Лабрис — фаллический символ её партеногенетического плодородия. [dkes]).
Примечания и комментарии