Три отрока в печи огненной
Сюжет восходит к Книге пророка Даниила (3:49-50) Герои ветхозаветного предания иудейские юноши Анания, Мисаил и Азария, товарищи Даниила, вместе с которым они во время вавилонского плена были отобраны для службы «в чертогах царских»[1]. Будучи представлены ко двору царя вавилонского Навуходоносора, они в соответствии с обычаем получили новые имена — Седрах, Мисах и Авденаго[2]. После вещего истолкования Даниилом сна Навуходоносора тот по просьбе Даниила ставит отроков «над делами страны Вавилонской»[3]. Навуходоносор, сделавший золотого истукана «вышиною в шестьдесят локтей», требует, чтобы все должностные лица пришли на его торжественное открытие и при звуках музыкальных орудий пали и поклонились ему, «а кто не падёт и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскалённую огнём»[4]. Когда отроки, верные своей вере, запрещающей идолопоклонство, отказываются, царь приказывает бросить их в печь, разожжённую в семь раз сильнее, чем обычно, но пламя убивает бросивших отроков людей, сами же они остаются невредимы. При этом царь замечает, что в печи среди огня ходят не три, а «четыре мужа», «и вид четвертого подобен сыну божию»[5]. Апокрифический текст версии, принятой каноном восточной церкви, содержит более подробный рассказ, согласно которому юноши
Изумлённый совершившимся чудом Навуходоносор благословляет бога, спасшего отроков, которых он возвышает в стране Вавилонской[6].Тема из числа самых ранних в христианском искусстве: встречается уже в настенной живописи римских катакомб как образ спасения Господом его подданных. Каждый период вносил в интерпретацию сюжета что-то своё. В конечном счёте — прообраз (как и неопалимая купина) непорочности Девы Марии. «Пещное действо» было одним из излюбленных сюжетов театрализованных представлений от средневековых мираклей (в частности, на Руси в XVI—XVII вв.) до И. Стравинского. |
См. также: |
Иллюстрации
Литература
- Одноимённая статья в MNME