- Бо́дхи — санскр. и пали bodhi — букв. «пробуждение»
- ср. рус. «будить»
- англ. — enlightment (у Говинды) — просветление, озарение
Один из основных терминов буддийской мифологии, обозначающих высшие состояния сознания; духовное просветление. Достижение бодхи не является прекращением дальнейшего духовного развития личности; все направления буддизма признают существование нескольких уровней бодхи. В произведениях махаяны выводится разделение между «наивысшим истинным пробуждением» (санскр. anuttara samyaksambodhi) и пробуждением шраваков (то есть архатов) и пратьекабудд (санскр. srаva-kapratyekabodhi) как более низким уровнем бодхи. В «Садхармапундарика-сутре», например, Кашьяпа, Субхути, Маудгальяяна и Катьяяна, которые уже стали архатами (то есть достигли шравакабодхи), жалуются Шакьямуни, что они не способны добиться «наивысшего истинного пробуждения», и Шакьямуни предсказывает, что в будущем они достигнут этого состояния и станут буддами.
Слово «бодхи» является также составной частью сложных слов, обозначающих объекты, вблизи которых Шакьямуни, по буддийским мифологическим представлениям, достиг духовного просветления:
- «дерево бодхи» (bodhivrksa),
- «сидение бодхи» (bodhimanda),
- «почва бодхи» (bodhitala) и др.
Все буддийские направления признают семь основных характеристик бодхи (т. н, «члены бодхи» — bodhyanga):
- раздумчивость,
- изучение дхармы,
- мужественность,
- восторженность,
- спокойствие,
- сосредоточенность и
- невозмутимость.
|
См. также:
- Буддийская мифология
- Кашьяпа
- Субхути
- Маудгальяяна
- Катьяяна
- Архат
- Шакьямуни
- Будда
|
Черновые материалы
Именно пробуждение, а не просветленность. Просветлённость (абхасвара) — частный духовный феномен, возникающий уже на уровне второй дхьяны.
- Будда — пробудившийся;
- Бодхичитта — Воля (установка на) к Пробуждению, но не «просветлённый ум»;
- Буддхатва — буддовость как Пробуждённость, но не «состояние Будды».
Литература
- Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
- Мялль Л., Четыре термина праджняпарамитской психологии, в кн.: Ученые записки Тартуского университета, в. 309, 392, Тарту, 1973-76 (Труды по востоковедению, в. 2-3) < MNME
- Encyclopaedia of Buddhism, v. 3, fasc. 2, Ceylon, 1972, p. 178—272 < MNME