Кронос
Проглатывающий своих детей Кронос стал символом времени, которое создает и снова разрушает. В древних религиозных мистериях Кронос был прабогом космоса, называемым также Айон - пришедший из темноты создатель мира, который сотворил из эфира серебряное праяйцо (зародыш).
Под Кроносом мы подразумеваем не столько общий символизм Сатурна, сколько образ времени, который зародился в восточной мысли и был распространен в Восточной Римской Империи.
Его иногда изображают с четырьмя крыльями, два из которых распростерты как будто для полета, а два других опущены словно для отдыха. Это — символическая ссылка на двойственность времени: отрезок времени и экстаз (или порыв чувств вне времени).
Иногда его также изображали с четырьмя глазами, двумя впереди и двумя сзади; это — выражение одновременности и положения Настоящего между Прошлым и Будущим, символ, сравнимый с двумя ликами Януса (8).
Более характерной чертой общего символического значения является «Кронос Митры» («Mithraic Cronos»), божество, олицетворяющее бесконечное время. Кронос имеет неподвижную человеческую фигуру, иногда состоящую из двух частей; тела человека с головой льва. Но если голова человеческая, то львиная голова находится на груди. Туловище обвито пятью кольцами гигантской змеи, также обозначающей двойственность времени: отрезок времени, переплетенный с вечностью, что, согласно Макробию, представляет путь Бога по небесной эклиптике. Лев, которого обычно отождествляют с культом Солнца, является здесь особой эмблемой деструктивного и всепожирающего времени. Он встречается в этом смысле на многих изображениях как римских, так и средневековых похоронных процессиях.
Начало и первопричину всех вещей греки видели в Хаосе - пропасти, заполненной тьмой и туманом. Из этого лона поднялась вначале твердая земля - широкогрудая Гея и ее противоположность - пустой мрачный Тартар. Третьим же появился Амур - бог любви, который объединяет противоположности. Гея горит желанием творить и создавать, так, в частности, она сотворила из себя огромное звездное небо; Уран - место, где будут пребывать будущие боги. Мрачное, земное, глубокое стало матерью светлого, высокого, небесного.
Праматерь Гея вступила в сожительство с Ураном, и в результате этой связи возникли титаны. Сам отец ужаснулся их облику и столкнул детей в Тартар. Но Гея вздыхала и печалилась о судьбе своих детей. Она задумала месть и сковала первый серп, который дала самому юному из своих сыновей и самому хитроумному - титану Крону. И когда Уран хотел в очередной раз оплодотворить Гею, Крон серпом оскопил его. Капли крови, которые падали на землю, обратились в фурий - богинь мести, гигантов и горных нимф. А семя Урана упало в море, и из него появилась Афродита - богиня любви, из пены рожденная.
Подобно отцу, Крон ваял в супруги сестру Рею, а детей уничтожал, проглатывая их. Самый младший из его сыновей, Зевс, впоследствии лишит отца власти, как некогда это проделал Крон.
Крон, сын Урана - воплощения звездного неба и Геи - богини земли - олицетворяет принцип времени - ведь самые первые отсчеты времени проводились древними с помощью наблюдения за звездным небом.
Часто Крона изображают с песочными часами в руке, а название точного прибора для измерения времени - хронометр - дано в память о Кроне-Хроносе, титане греческой мифологии. Он заглатывает своих детей, едва они появляются на свет, как время бежит вперед, поглощая секунды, минуты, часы. Другой символ Крона - серп, что тоже говорит об уничтожении, через причудливые ассоциации стал символом смерти, завершающей расчеты с живым.
В греческом мифе о возникновении мира Крон означает третью ступень развития после Хаоса и любви, которая объединяет возникшее противоречие между тьмой и светом. Однако ни одна из этих ступеней полностью не исчезает. Правда, Сила восстает против Силы, Сила побеждает Силу, но и побежденная, низверженная Сила все еще остается достаточно могущественной. Хронос как принцип организации времени, которое все явления выстраивает в хронологическом порядке и тем самым демонстрирует их конечность, хотя и побеждается Зевсом - вечным духом, но, как сообщает миф, не исчезает, а попадает в Элизиум, где предается бесконечным играм.
По другой версии. Крон спасается бегством в Италию, и под его правлением приходит Золотой век: люди живут подобно богам, они всегда счастливы и беззаботны, сильны и здоровы. Когда же наступает время умирать, люди впадают в дремотный сон и в нем освобождаются от своей земной оболочки и превращаются в демонов. В память об этой райской жизни в Риме ежегодно 17 декабря праздновали сатурналии (от слова Сатурн - римского имени Хроноса). В это время рабам давали все возможные свободы, как бы стиралась разница между рабом и господином. Рабов сажали за роскошно накрытые столы, а господа должны были их обслуживать. Вначале этот веселый праздник длился только один день, потом стал продолжаться неделю.
--
(греч. ???), в греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Ген.
По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (Hes. Theog. 154-182).
Воцарившись вместо отца, К. взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, К. тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однако Рея обманула К„ подложив ему вместо младшего сына Зевса запелёнатый камень, который и был проглочен К. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите (453-491). Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил К. волшебным питьем, благодаря которому К. изрыгнул на свет братьев и сестёр Зевса (Apollod. 1 2, 1). Под предводительством Зевса дети К. объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Побежденные титаны вместе с К. были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, выведенных Зевсом из тартара (Hes. Theog. 675- 740).
Среди детей К. выделяется его сын от нимфы Филиры - мудрый кентавр Хирон.
По орфической традиции К. примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании К. как счастливом и благодатном времени.
Народная этимология сблизила имя К. с наименованием времени - Хроносом (????). В римской мифологии К. известен под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. К. были посвящены празднества кронии, в Риме - сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.
ЛИТЕРАТУРА
Лит.: Wilamowitz-Moellendorff U. yon, Kronos und die Titanen, B„ 1929;
Marot K., Kronoa und die Titanen, "Studi e materiali di storia delle religloni", 1932, t. 8;
его же. Die Trennung von Himmel und Erde, "Acta antiqua Academiae scientiaruin Hungaricae", 1981, t. I, s. 35-63;
Staudacher W., Die Trennung von Himmel und Erde. Ein vorgriechischer Sch6pfungsmythus bei Hesiod und den Orphikern, Tubingen, 1942.
МНМ
- Кронос, Крон - греч. Kronos
В греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи. По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (Hes. Theog. 154-182). Воцарившись вместо отца, К. взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, К. тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однако Рея обманула К., подложив ему вместо младшего сына Зевса запелёнатый камень, который и был проглочен К. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите (453-491). Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил К. волшебным питьём, благодаря которому К. изрыгнул на свет братьев и сестёр Зевса (Apollod. I 2, 1). Под предводительством Зевса дети К. объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Побеждённые титаны вместе с К. были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, выведенных Зевсом из тартара (Hes. Theog. 675-740). Среди детей К. выделяется его сын от нимфы Филиры - мудрый кентавр Хирон. По орфической традиции К. примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании К. как счастливом и благодатном времени. Народная этимология сблизила имя К. с наименованием времени - Хроносом (Xronos). См. рис. В римской мифологии К. известен под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. К. были посвящены празднества кронии, в Риме - сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.
Лит.: Wilamowitz-Moellendorff U. von, Kronos und die Titanen, B., 1929; Marot K., Kronos und die Titanen, "Studi e materieli di storia delle rehgioni", 1932, t. 8; его же, Die Trennung von Himmel und Erde, "Acta antiqua Academiae scientiarum Hungaricae", 1951, t. l, s. 35-63; Staudacher W., Die Trennung von Himmel und Erde. Ein vorgriechischer Schцpfungsmythus bei Hesiod und den Orphikern, Tьbingen, 1942.
А. Ф. Лосев [Мифы народов мира. Энциклопедия: Кронос, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 4182 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 19 Словарь)]
Апологет Афинагор Афинянин, критикуя античную мифологию ujdjhbn о Кроносе: " ... затем как он совокупился со своей дочерью Персефоной, изнасиловав ее в виде змея: от нее у него и родился сын Дионис. [...] И что святого или достойного в этих сказках, чтобы мы поверили, что Кронос, Зевс, Кора и прочие суть боги?"36.