Беременность
|
|
Славяне
Беременная женщина почитается как олицетворение плодородия, ей приписывается магическая сила, охранительные и др. благотворные свойства. С другой стороны, беременность считается состоянием и временем, опасным и даже «нечистым», отсюда многочисленные запреты и ограничения в поведении беременной женщины направленные на защиту её и будущего ребенка. Опасность, исходящая от беременной женщины, связана с присутствием в ней двух душ и с ее близостью к границе жизни и смерти[1], и это вызывает разнообразные охранительные меры со стороны окружающих.
Способность беременной женщины к магической передаче плодородия используется во многих обрядовых действиях, направленных на рождение детей, плодовитость скотины, домашней птицы, плодовых деревьев, обеспечение урожая. Беременная женщина может избавить от бесплодия; к ней обращаются, когда ведут корову на случку, — беременная снимает фартук и трижды бьет им корову. Во время засухи беременную женщину обливали водой, чтобы вызвать дождь. При пожаре она обходила дом, и огонь стихал. Социальные функции беременной женщины резко ограничены: она не может быть крестной матерью, свахой, дружкой на свадьбе, участвовать в похоронах, обмывать покойника и др. Если ее участие было необходимо, принимались специальные защитные меры. Известны поверья, что беременная женщина приносит несчастье, но встреча с ней на улице может расцениваться и как добрый знак. Поведение окружающих по отношению к беременной женщине должно было предохранить ее от действия злых сил, обеспечить благополучные роды и не повредить будущему ребенку. Люди старались не отказывать в просьбе беременной, особенно когда просьба касалась еды, иначе мыши могут погрызть одежду, у ребенка появится родимое пятно и т. п. В присутствии беременной женщины запрещаются ссоры, крики и даже громкие разговоры, способные испугать её и повредить ребенку. Сама беременная женщина должна соблюдать необходимые запреты, избегая «нечистых» мест и «нечистого» времени. Помимо того, что она должна особенно строго соблюдать общие для всех запреты (например, запрет на работу в праздники), ей запрещается:
Для защиты от нечистой силы, сглаза и порчи беременная женщина всегда имела при себе предметы-обереги:
Оберегом могли служить и специальные действия: выворачивание одежды наизнанку, развязывание узлов на одежде и др. Множество запретов и предписаний соблюдалось беременной женщиной с целью обеспечить благополучное течение беременности и родов, предотвратить выкидыш.
Во избежание рождения близнецов беременная женщина не ела двойных (сросшихся) плодов. Множество запретов соблюдалось ради того, чтобы ребенок был здоровым, красивым, счастливым, умелым. От поведения беременной женщины, по народным представлениям, зависело не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и его характер, способности, поведение. Считалось, что
Все многообразие запретов и предписаний сводится к соблюдению пространственных и временных ограничений и к сокращению контактов с определенными предметами (запрет смотреть, переступать, касаться), животными, явлениями природы, стихиями и т. д. — луной, звездами, огнем, водой, вихрем (запрет смотреть, совершать те или иные действия), с людьми (запрет красть, передразнивать, участвовать в обрядах и т. п.). Гадания о поле будущего ребенка известны всем славянам. Гадали по форме живота, по тому, справа или слева женщина ощутила первые движения плода; окончив тканье, выбегали на улицу и ждали первого встречного: если встречали мужчину, значит, родится мальчик. Сохранилось древнерусское свидетельство о гадании по поведению медведя: «и чреваты жены медведю хлеб дают из руки, да рыкнет, девица будет, а молчит — отрок будет». |
Смотри также:
• Пятница |
Искусство
Состояние беременности двух женщин часто изображается в сцене посещения Девой Марии Елисаветы.
В византийских и западных средневековых образцах обозначается посредством изображения Младенца в мандорле, помещенной на уровне утробы матери. Нимфа Каллисто, явно беременная, наказана богиней Дианой. |
Смотри также:
• Посещение Девой Марией Елисаветы • Мандорла • Каллисто |
Библиография
- — SMES — Толстая С. М., Беременность, беременная женщина // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002
- — Рождение ребенка в обрядах и верованиях. Страны зарубежной Европы. М., 1997 < SMES
- — Сумцов Н. Ф. О славянских народных воззрениях на новорожденного ребенка // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1880. № 11. Отд. 2. С. 68-94 < SMES
Примечания и комментарии
- ↑ Ср. русскую поговорку: «С брюхом ходить — смерть на вороту носить».