Семь смертных грехов
- семь смертных грехов: гордыня, тщеславие, нечистота, зависть, неумеренность в еде и питьё, гнев, лень
В искусстве, особенно в живописи Возрождения и барокко, изображения семи смертных грехов представляют собой «моральное предостережение» против Зла.
Гнев. В искусстве Возрождения этот грех представлен в виде женщины, разрывающей свою одежду.
Жадность. Любимый объект средневековых скульпторов, а позже и живописцев. Ее обычно символизировал человек с кошельком или гарпия, вцепившаяся когтями в скрягу, сидящего на куче золота (иногда золотых яблок). Другие символы жадности — крыса и жаба.
Обжорство. Олицетворение обжорства — тучный человек или животное, наиболее часто связываемое с этим телесным недостатком, — свинья, медведь, лиса, волк или еж.
Похоть. Популярный объект для средневековых художников. В западном искусстве обычно изображалась в виде змеи или жабы. впившихся в женскую грудь или гениталии. Женские сексуальные желания казались церкви более отвратительными, чем мужские. Другие эмблемы п охоти: обезьяна, осел, медведь, боров, кот, петух, козел, заяц, лошадь, леопард, свинья, кролик, кентавр, сатир, минотавр, василиск, ведьма, дьявол и факел.
Гордыня. В западном искусстве этот грех обычно изображался в виде женщины с павлином, а также львом или орлом — основными эмблемами земного и небесного мира. Библейское изречение «Погибели предшествует гордость, а падению — надменность» (Притчи Соломоновы, 16:18) стало причиной того, что гордыню изображали в виде всадника, упавшего из седла. Эта символика отражена в картине Караваджо «Преображение святого Павла» (1600), на которой изображен Савл (будущий апостол Павел), упавший с лошади по пути в Дамаск. Др угие символы гордыни — петух, падший ангел, леопард, зеркало, Вавилонская башня.
Лень. Грех, олицетворяемый толстым человеком или свиньей. Лень обычно изображается верхом или в сопровождении таких-животных, как осел или вол. В христианской традиции эмблема лени — улитка.