Лампада
Основные значения: |
См. также: |
Христианство
В православном церковном обиходе:
- большие переносные подсвечники, предшествующие священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии;
- подсвечника несколько меньшей величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым лампадчиком[1].
В церковном уставе так называется всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами или горящий перед домашним киотом. Этим названием они отличаются от светильников с восковыми свечами — кандил.
Правило апостольское третье особенно одобряет обычай христиан, собираясь в храме, приносить с собой елей для лампад.
Кроме мест богослужебных собраний, лампады в древней церкви составляли обычную принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых.
При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено немало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти столбики были не чем иным, как постаментами для лампад. Иногда вместо столбиков постаментами служили треножники или канделябры.
Лампады над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи:
- Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest.
Для бытового употребления подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках.
Росси думает, что лампады с христианской орнаментикой служили и при совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также под именем просвещения (светом веры Христовой).
Лампады, подвешенные к потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (большой люстры, висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч, уставленный лампадами. или свечами.
Такие короны-лампад или лампада-стелларии (velut stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под наз. κώρος - круг.
В первобытной церкви делались из глины (преимущественно красной), из терракоты, позже — из бронзы.
Признаками христианского происхождения лампад, находимых при раскопках (вне крипт и христианских катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма, представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного символа церкви в эпоху язычества.
Со времени торжества христианства в римской империи церковные лампады часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога тосканского. Замечательна также лампада, найденная в могиле Марии, дочери императора Гонория, жены Стиликона.
Некоторые древние лампады имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы Иисуса Христа, буквы ω.
Начиная с VI в. лампады часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка-«доброго пастыря», окруженного овцами, или круга, с поясными по краям изображениями 12 апостолов; однажды встречается лампада в фигуре петуха, однажды — оленя, однажды — зайца.
На одной древней африканской лампаде имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение лампады ранее V в.).
Все эти фигуры встречаются почти исключительно на лампадах глиняных и терракотовых.
Рисунки церковных лампад см. у Мартиньи. «Dictionnaire des antiquités chrétiennes» (П., 1889).
Примечания
- ↑ В греч. церкви примикирий — πριμμικήριος, primicerius < κηρύς — воск; cera — свеча.