Камень

Материал из StudioSyndrome
Версия от 16:09, 5 февраля 2021; Administrator (обсуждение | вклад) (Замена текста — «Лингам» на «Линга»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
ххх

Основные значения:

00-03-555-000.jpg

См. также:

Минералы

Чашевидные камни
Ашлар

Точильный камень. //Стачивая, он стирается сам. символ предостерегающий протв споров и разногласий, которые в итоге наносят нам ущерб и могут закончиться погибелью. Каждая победа нам что-то стоит. [СЭ-II,таб.28-4,с.219]

Камень, образующий на воде круги. //Я продолжаю увеличиваться. символ славы. Слава подобна кругу на воде, который увеличивается до тех пор, пока не исчезнет. [СЭ-II,таб.30-7,с.228]

постоянство, стабильность

Долговечность, постоянство, величественность форм, а иногда и гигантские размеры камней производили на первобытных людей глубокое впечатление,— и камню поклонялись повсюду. Многочисленные дольмены, менгиры и другие священные камни символическими вехами пометили весь исторический путь человечества. О Поначалу сочетание менгира и лежащего камня символизировало момент зарождения нового Солнца, то есть зимнего солнцестояния (см. Андрогин) и считалось воплощением божества. Друзы называли вертикально стоящий камень хирменом, а плоский и лежащий — са-улом, а их божества, Хирам и Саломон (ставшие у галлов Ирмином и Сулом), иероглифически изображались в виде ствола дерева и его листвы.

О Менгир (символ весны, мужественности, силы) в сочетании с плоским камнем (женское начало, материя) — древнейшее изображение андрогинии. Этот символ, общий для большинства древних цивилизаций, встречается и в Индии, в виде лингама — вертикально установленного камня. о Вертикально стоящие камни, которыми, по сути дела, являются колонны, обелиски и от которых, в свою очередь, произошли шпили готических храмов, служили символами Солнца, напоминая своей формой его лучи. Возможно, именно эта символика лежит в основе гигантских мегалитических ансамблей вертикально стоящих и плоских камней Предыстории, встречающихся во всех уголках света,— тысяч менгиров (стоящих камней) и дольменов (по-бретонски: столов), расположенных по кругу или в виде аллеи в Карнаке (Морбихан), в Стоунхендже, на острове Пасхи, на Мальте. Некоторые видят

в них гигантский альманах, религиозный календарь или циферблат солнечных часов, поскольку камни располагаются так, чтобы последовательно улавливать солнечные лучи при равноденствиях и солнцестояниях. Другие же считают, что они символизируют существование «великого предка», давшего свой образ группе людей" с которым эта группа себя отождествляла. Некоторые из этих гробниц были опустошены, затем снова заполнены, иногда в промежутке между двумя захоронениями их поджигали, как бы для того, чтобы символически обозначить конец ушедшей эпохи.

О Будучи символами божественного присутствия и духовного влияния, камни заключали в себе защитные и оплодотворяющие силы: в Древней Греции вдоль дорог устанавливали защитные камни, хермаи, позже гермы, чье название связано с именем бога Гермеса; города охраняли палладиумы; в основании Ковчега Завета лежал священный камень, а алтарь в христианских церквах до сих пор высекается из камня.

Камень с отверстием, которому приписывали целительную силу (расположен в Курженэ, близ Поррантрюи-Берр)

О Средоточия божественных токов и космической энергии, камни обладают духовной силой, а значит и целительной мощью. Поэтому их использовали в религиозных и магических обрядах: это каменные ножи для обре-

зания, заостренные кремневые орудия древнеегипетских бальзамировщиков, священные каменные кинжалы тамплиеров, доисторический каменный топор, который считался священным,— иногда его делали из ценных камней (агата, халцедона, изумруда); коралл, местопребывание полинезийского бога Варуги, хозяина добра и зла, после освящения шаманом оживает и обретает сверхъестественную силу; лунный камень — при ношении на теле облегчает мочевыделение, лимфатический обмен и очищает клетки организма; кремень — по мнению индейцев майя, этот камень отводит беду и облегчает роды. О Культы белых и черных камней существовали в древности на Востоке — у арабов, римлян и галлов, и были непосредственно связаны с культом света, с желанием разделить тьму и свет, то есть зло и добро. О Черный камень (черный — значит женский, отрицательный, темный) обычно воплощает в себе вечно девственную и жизнетворящую Природу: черный метеорит, ассоциировавшийся с Кибелой,— той самой, что стала Magna Mater deum Idaea (Великой Идской матерью богов) на Палатинском холме в Риме; Кааба в Мекке, вокруг которой совершенно обнаженные паломники должны были обойти семь раз, Омфалос в Дельфах — символ плодородия… Из черного камня вышел Митра — культ этого бога был популярен в пастушеской среде. О Некоторые камни древние связывали с водой: камень из Капуанских ворот в Риме торжественно проносили по городским улицам при обряде заклинания дождя,— или с жертвами: черный камень из Эмесы был у римлян объектом кровавого культа.

О Благодаря своей твердости, позволявшей использовать его в строительстве, камень (или скала) стал символом прочного и долговечного Фундамента, а значит веры и истины: Христос назвал Симона Петром * , имея в виду, что именно этот пророк станет основой Церкви Христовой.

О В средние века камни, используемые при сооружении соборов, считались живыми существами и символизиро-

  • То есть, по-латыни,^"камнем".— Примеч. перев. 168

вали собой членов христианской общины, соединенных в строительстве здания Веры. По словам святого Бернарда, их объединяют Знание и Любовь. Каменные стены образуют своего рода магическую ограду, скрепляющую собой мир между людьми. Каждый камень — воплощение одной из добродетелей, без которой нельзя обойтись на пути посвящения: Милосердия, на котором построен божественный дворец; Смирения перед небесными сокровищами; Терпения, озаряющего нашу сущность, и Чистоты, придающей человеку необходимую твердость.

О Некоторые камни обладают жизнетворящей силой,— такие, как камни плодородия и камни любви, на которые ложились бесплодные женщины, чтобы иметь детей,— новобрачные терлись о них животом в первые ночи после свадьбы.

Не стоит забывать о черном камне Кибелы, символе Матери-Земли, вечной прародительницы, а также о священном камне некоторых племен Океании,— этот камень раскололся и выпустил из недр своих дерево, на ветвях которого выросли первые люди.

Эти священные камни — звездные, лунные, камни голода и т. д. — способны действовать подобно природным стихиям, приводя к неурожаю, или даже заключать в себе души предков,— например в Новой Каледонии их считают окаменевшими духами прародителей.

О Во всех культурах камень, твердый и неизменный, воплощение застывших магических сил, служил для гадания, изготовления талисманов и средств для исцеления болезней: от камней молнии, которые считались облаками, окаменевшими под действием огня и грома, и окаменелых морских ежей, которые потеют перед дождем, до кораллов, безоаров и драгоценных камней.

Образованный в самых глубинах живой материи/ безо-ар (известковый камень, откладывающийся в организмах некоторых животных) считали всесильным талисманом и средством от жажды (алекторийский камень каплуна), ссор (чистотел у ласточки), яда кобры (выделения змей и сороконожек), неверия (раджан из головы петуха) или использовали при гадании (хелонит черепахи).

169

г

О Аннамиты глотали измельченные в порошок жемчужины, чтобы обеспечить себе здоровье и процветание. О Эти безоары служат и для магии привлечения: индейцы племени хиваро перед охотой разрисовывали себе лица красками из отложений в желудке тукана (юкка) и дикого индюка (лшша), поскольку те, по магическому закону привлечения подобного подобным, имеют свойство притягивать к себе птиц.

о В Италии из красного коралла делали амулеты, помогающие от дурного глаза и обеспечивающие регулярность менструаций. Звездные, или колдовские камни, ископаемые звездчатые кораллы, служили оберегами против порчи,— правда, в наше время они «христианизированы» (на кресте и фигурках святых пишут монограммы с именем Христа).

о Метеоритный камень украшает средневековые ожерелья-талисманы гугад-патере (на кельтском языке: ожерелья из освященных зерен), которые находят при раскопках в Бретани.

О Наиболее почитаемая реликвия мусульман, черный камень Каабы, по-арабски: алъ хаджар аласвад,— это камень прощения. Он представляет собой три необработанных камня черно-красногр цвета с красными и желтыми вкраплениями. Эти камни скреплены между собой каменным кольцом, оправленным в серебряный круг около тридцати сантиметров диаметром.

Поначалу, когда Авраам получил его от Бога в награду за стойкость перед демонами-искусителями, этот камень был белым, однако за многие столетия стал черным, как ночь, от грехов миллионов верующих,— ведь достаточно было его поцеловать, чтобы очиститься от всех прегрешений*. В день Воскрешения из мертвых Правая рука Бога, как называют этот камень, будет свидетельствовать в пользу верных мусульман, совершивших паломничество/

  • Британская энциклопедия трактует этот вопрос иначе. В ней приводится мусульманская легенда, согласно которой этот камень получил от Бога Адам при изгнании из рая, чтобы обрести прощение своих грехов. Он же воздвиг вокруг него и первое святилище. А уже на фундаменте этого святилища Ибрагим (то есть Авраам) и Исмаил воздвигли нынешнюю кубообразную постройку. — Примеч. перев.

О В Китае камень (ши) служат символом долголетия, и его изображают на картинах, которые дарят пожилым людям. На десятый день года празднуют годовщину камня — возможно, в этом проявляются пережитки культа камня, существовавшего некогда в различных частях Китая.

В нем видят также символ силы: к Повелителю с Каменной Головой китайцы обращались, когда хотели иметь ребенка, крепкого, как камень.

Наделенный магической мощью, камень избавляет от страха и отгоняет демонов — на углах улиц кладут валуны с надписью: все возьмет на себя камень; перед административными зданиями устанавливают каменных львов.

На 5-й день 5-го месяца китайцы устраивали сражения камнями — это служило верным средством от эпидемий и способствовало хорошему урожаю.

О Отложения солей в человеческом организме (так называемые камни) — это кристаллы овеществленной силы Ки. Глубокая умственная сосредоточенность вызывает окаменение; медитация как бы концентрирует образ воображаемого существа, и в теле медитирующего человека оно превращается в камень. Легенда гласит, что после сожжения тела одного бонзы, достигшего высшего совершенства, в пепле обнаружили его нетронутое огнем сердце; в сердце другого, всецело посвятившего себя созерцанию, нашли статуэтку богини, которой он поклонялся.

По очень древнему преданию, несоблюдение правил ритуала, сильные эмоции или присутствие при сверхъестественном событии превращают человека в камень,— следы этой легенды сохранились в Библии: это история с женой Лота, обратившейся в соляную статую.

О Алхимики выражали три этапа получения Философского Камня (Великого Делания) в символах, позже заимствованных франкмасонами и означающих три образа этого камня. В символике масонской ложи представлены неизменные сокровища, зеркально отражающие божественную природу:

— Четырехугольник, возвышающийся над крестом (винный камень, из которого философы способны извлечь чудодейственный состав). Это грубый, необрабо-

171

г

тайный камень, и масоны в степени учеников должны его обтесать; он символизирует собой несовершенства духа и сердца" которые должен стремиться исправить масон, юную душу, недисциплинированный ум кандидата, все еще погруженного во мрак невежества.

— Гексаэдр, или кубический камень— образ совершенства, которого должен достичь каждый ученик, символ человека уравновешенного, полностью владеющего собой, отвечающего требованиям духа, это символ души, стремящейся подняться к собственным истокам.

— Квадрат, находящийся под крестом, или пирамидальный кубический камень, или тетраэдр, соответствует философскому камню (полностью очищенной Соли, которая кристаллизует Ртуть и закрепляет ее в активной Сере); это символ истинной Мудрости, интеллектуального и духовного совершенства, к которому должен стремиться член масонской ложи.

О Форма каменных сооружений может служить символом человеческих половых органов:

— фаллоса: колонны и вертикально стоящие камни (полуколонны), бетилы* и т. д. символизируют творческую мужскую энергию природы. В Аркадии Гермесу-Меркурию поклонялись, изображая его в виде каменного фаллоса на пьедестале;

— матки: пещеры, ямы, камни с углублениями, камни с отверстиями, наделенные силой обновления благодаря присутствию женского космического начала.

О Двойственной была символика камня у американских индейцев. С одной стороны, камень считался у них символом разрушения: из него делали оружие. С другой же, индейская традиция связывала Западный Ветер, приносящий молнию и дождь, со Скалой, воплощавшей в себе космическую силу, Бога,— ведь скала заключает в себе те же взаимодополняющие качества, что и гроза: она вызывает ужас своей разрушительной твердостью … но

это и символ божественной Милости,— она извергает источники, которые, подобно дождю, поят влагой землю.

О В Египте мягкий или обтесанный камень служил символом заблуждения или неверия. Он считался атрибутом дьявольского духа, основой всякой лжи (этот знак всегда изображали рядом с иероглифом Сета-Тифона, первопричины зла и заблуждения).

Символ стабильности, продолжительности, надежности, бессмертия, нерушимости, вечного, сцепления, неуничтожимости Высшей Реальности. Камень — статичная жизнь. Камень, скала, гора, дерево или роща — все эти понятия символически взаимосвязаны и могут представлять космос во всей его полноте. Камни часто соседствуют с деревьями в священных местах. Они либо стоят в одиночестве в ознаменование какого-либо священного места или события, либо связаны с деревом в структуре священного алтаря, где символизируют долговечное и окружающее, а дерево — преходящее и увеличивающееся. В примитивном символизме камни могут порождать людей и имеют родительскую потенцию; либо люди могут быть обращены в священные камни. Предполагается, что это разновидность лунного культа, связанного од-

повременно и с плодородием, и с холодом; с замороженной землей зимы, которая порождает весну Некоторые камни имеют свою собственную символику, например, нефрит, драгоценные камни или жемчуг, черные камни (Кааба, черный камень Кибелы, черный нефрит или жем-

Рис. 65. Дельфийский «Пуп Земли». Этот камень считался постоянным и неразрушимым центром, из которого начинается космос и к которому возвращается вновь за стабильностью и обновлением.

чуг) имеют иногда символику Космического Яйца, или омфала. Высокие, установленные вертикально камни или колонны символизируют axis mundi (символами которой являются также дерево, гора, дерево на горе, колонна с растущим на ней деревом) и указывают на верховную

поддержку всего сущего во вселенной. Они являются также омфалами, фиксированными точками вселенной, или центрами, где человек может вновь обрести рай или получить просветление Конические камни и сложенные из камня пирамиды имеют ту же символику, что и установленные вертикально камни, все они имеют также фаллическую семантику Камни кубической формы означают стабильность и статичное совершенство и, как таковые, часто закладываются в основание священных построек Камень в фундаменте — это та скала, на которой зиждется вселенная, краеугольный камень земли и источник вод жизни, скала, нависающая над Гадесом и силами подземного мира Камни сферической формы означают Луну, и, соответственно, женский принцип и лунных богинь. Непокрытый резьбой камень есть prima materia, женское начало, и ассоциируется с мужскими символами, каковыми являются резец и другие инструменты для резьбы по камню, которые придают форму и облик prima materia. Покрытый резьбой или полированный камень символизирует характер, который подвергался обработке и совершенствованию. Сломанный камень или колонна означает смерть, разрушение и расчленение. Тяжелые камни или скалы, нависающие над источником, ручьем или входом в пещеру с сокровищами, препятствующие доступу к водам жизни, вытекающим из-под скалы, символизирует необходимые трудности или условия, которые нужно преодолеть, понять или выполнить перед тем, как могут быть найдены воды жизни,

или эзотерические сокровища скрытого знания. Иногда скала чудесно разбивается, чтобы дать водам течь или пещере открыться. Каменный топор (см) является неиконическим выражением божественности или ее сверхъестественной силы. Lapis ехе-lis — это камень, сила которого возвращает жизнь Фениксу и соотносится (а иногда и называется) с Граалем(см.) и может предоставлять вечную молодость тем, кто служит ему. Громовые камни олицетворяют силы грома, молнии и бури, то есть силы того, что может раскалывать и ломать. Бетелийские камни означают место пребывающего здесь божества, омфал, местопребывание солнечного духа, местопребывание душ умерших, место встречи Неба и Земли, священную землю Бетелийские камни являются также пророческими «говорящими камнями», от которых исходит голос божества или оракула, как, например, омфал в Дельфах. Эти камни обычно считаются упавшими с неба, и могут быть либо местом пребывания божества, либо его неиконическим образом У всех кочевых и охотничьих племен камни считаются «костями Матери-Земли». У народов Западной Африки синие камни символизируют силу небесного бога. У алхимиков спрятанный камень — это prima materia. Философский камень, ребис — это высшая цель поисков, «двойное бытие» герметического андрогина, примирение противоположностей, обретение единства, возвращение к центру, совершенство, абсолютная реальность, petra genetrix, духовное, мыслительное и моральное единство человека, освобожденное, цель-

ное «Я», ставший видимым spiritus mundi У индейцев Америки камни считаются «костями Матери-Земли». У арабов доисламского периода камням поклонялись как неиконическим образам Маната, перед камнями и деревьями благоговели. В буддизме черные камешки — дурные поступки, белые камешки — добрые поступки; и те, и другие взвешиваются на посмертном суде человека. У кельтов каменные скалы обладают пророческими способностями. В Китае камень олицетворяет надежность и крепость. Каменные колокола символизируют плодородие и отвращают беду. В христианстве камень — это надежное основание, неразрушимость, Святой Петр как основатель Церкви. Камни являются эмблемами святых Альпежа и Стефана. В Египте камень символизирует истину («тяжелые камни Истины»); камни зеленого цвета символизирует молодость и бессмертие. В греко-римской традиции камни олицетворяют «кости Матери-Земли» (Овидий). Черный камень — символ Кибелы, которая как богиня горы изображается в виде конического камня. Квадратный камень — атрибут Афродиты (Венеры). Камни часто ассоциируются с Кроносом (Сатурном) и с культом Аполлона (омфал в Дельфах и алтарь кубической формы в Делосе). Гермес как бог камней может быть представлен в форме каменной пирамиды или груды камней. У евреев бетелийский камень Иакова был местом встречи Неба и Земли и их сообщения. Камни из реки Джобель считались неразрушимыми, и из них были сложены фундаменты Иерусалима. Ка-

мень, находившийся в основании храма, был центром Земли и поддерживал вселенную. У индийцев камень олицетворяет стабильность и находится в основе храма и алтаря. Камни конической формы (лингам) являются неиконической формой изображения Шивы как творца. У мусульман черный камень Кааба имеет кубическую форму и является омфалом, или местом общения человека с Богом. У японцев камни и скалы — священные объекты синтоизма. У народов Океании скалы породили все сущее в мире. В шумеро-семитской традиции конические камни и колонны являются главными символами и неиконическими изображениями Асторет (Астарты) и других семитских божеств.

Славяне

— один из первоэлементов мира (наряду с землей, водой, огнем, воздухом); символ мертвой природы. Твердость, прочность, долговечность, неподвижность, неподверженность изменениям определяют его использование в охранительной, продуцирующей и лечебной магии. В народной космогонии К. трактуется как опора, основание, стержень, ось мира и уподобляется дереву мировому и горе. В первые времена К. были подобны живым существам: они чувствовали, размножались, росли, как трава, и были мягкими; с тех пор на К. остались углубления — следы ног Бога, Богородицы, святых, нечистой силы. К. перестали расти, когда Бог проклял людей и землю за грехи. Происхождение крупных каменных глыб, валунов, скал и т. п. часто объясняется окаменением людей (иногда животных), великанов, проклятых или наказанных за грехи. В народной традиции распространено почитание культовых К., особенно связанных с именами святых или легендарных героев: Богородицы, св. Параскевы, Марко Кралевича и др. К. выступает как заместитель человека: по обычаю южных славян, в случае смерти одного из близнецов или одно-месячников, чтобы предотвратить смерть второго, нужно в фоб умершему положить камень и сказать: «Оставляем тебе в качестве брата этот камень: а X. (имя живого брата. — Авт.) берем себе братом». К. используется для обезвреживания опасности, чтобы ее источник стал мертвым и неподвижным, как К.: чтобы волки не нападали на скотину, сербы в день св. Саввы раскаляли на огне К. Чтобы предохранить воду в колодце от порчи, поляки туда кидали К. Крепость и нерушимость К. определяют его использование в магических приемах сохранения крепкого здоровья: украинцы, болгары, поляки и чехи, чтобы не болела голова, во время первого грома трижды ударяли себя К. по голове. Принадлежностью К. к мертвой природе (он холодный, неподвижный, бесплодный, не растет, не развивается) объясняются запреты сажать ребенка на К., — поляки считали, что иначе он не будет расти. В Польше существовал также запрет закапывать послед под К., иначе следующие роды будут тяжелыми. Камню из-за его неподвижности приписывались свойства останавливать, прекращать болезнь или опасность. В южнославянской лечебной практике останавливающими свойствами якобы обладал становшп К. ["останавливающий камень"] — большой, широкий, отдельно стоящий К.: если у женщины умирали дети, она, стоя на таком К., должна была связать носочки и скроить рубашку своему ребенку, чтобы «остановить» смерть. В похоронном обряде также используются «останавливающие» свойства К.: после выноса тела К. (наряду с железными предметами) помещают на то место, где лежал покойник, чтобы защитить домочадцев от смерти. Древний обычай устанавливать надгробные К. также объяснялся стремлением «связать» душу, «привязать» ее к могиле, дать ей обиталище, чтобы она не блуждала по свету. В похоронном обряде, а также в лечебной практике К. использовался в архаичной функции каменного орудия, заменяя собой нож, ножницы: у сербов при изготовлении покрова и одежды для покойника полотно рассекали камнем; у белорусов камнем отрезали пуповину новорожденному мальчику, чтобы он был сильным. К. является местом пребывания демонов: русалки, водяного; на грудах К., собранных с полей, танцуют ведьмы. Место под К. связано с потусторонним миром: под ним скрывается во время грозы дьявол и демоны, происходящие из душ детей некрещеных; поляки считали, что там пребывают грешные души. Иногда К. в силу своей твердости ассоциировался с мужским началом. У болгар известен мотив чудесного зачатия юнака от К., который носила с собой его мать. Белорусы считали, что если в земле под супружеской кроватью лежит К., женщина забеременеет мальчиком. У южных славян К. применялся в юридических ритуалах как орудие наказания (забивание камнями), как знак поругания (его должен был носить осужденный за прелюбодеяние), как символ клятвы и проклятия. Лит.: Демиденко Е. Л. Значение и функции общефольклорного образа камня // Русский фольклор. 1987. № 24; Макаров Н. А., Чернецов А. В. К изучению культовых камней//Советская археология. 1988. № 3. Е. Е. Левкиевская < SMES

Зачастую камни (а также каменный трон) играли определенную роль в древних обрядах коронации. Говорилось, например, что такие камни издавали громкие звуки, если их касался истинный король (Древняя Ирландия). Этот «камень знания» стоит на холме города Тара и традиционно обозначался как «Фаллос», что равнозначно половому члену (см. Линга) героя Фергуса. Как говорит легенда, в Таре находились также два широких камня, которые стояли так близко друг от друга, что между ними нельзя было даже просунуть руку. Но если эти камни признавали мужчину в качестве будущего короля, то они перед ним расступались и разрешали проехать его повозке. Когда он доезжал до «фаллоса», камень цеплялся за ось его повозки, издавая резкий скрежещущий звук, который могли слышать все присутствующие (А. и Б. Реес, 1975).

00-03-449-000.jpg