Нимфы

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
Никола Пуссен. Пейзаж с двумя нимфами. 1659 г.
Младенец Дионис у нимф. Роспись из дома близ виллы Фарнезина. 30-15 гг. до н. э.

Этимология

греч.: невеста; куколка.

Смотри также: Алфей и Аретуса / Гилас / Телемах / Наяды / Дриады / Нереиды / Ореады / Синопа

Кориска и сатир

Юные и красивые женские духи, которые, как считалось, населяли некоторые места.

Эманации женской творящей силы вселенной; позднее — духи-хранители рощ, ключей, источников и гор. Согласно Элиаде, нимфы, по сути, соответствуют бегущей воде, фонтанам, стремительным потокам, ручьям и водопадам. Сопровождают некоторых богов, символизируя сопутствующие этим божествам намерения (48).

Нереиды, дочери морского старца Нерея — нимфы Эгейского моря, фигурирующие в походе аргонатов.

Наяды — нимфы свежих вод.

Юпитер и Бахус были в младенчестве вскормлены ореадами — нимфами гор и гротов.

Нимфы составляли окружение Калипсо.

Целомудренные спутницы Артемиды произвольно именуются нимфами.

Нимфы — ревнительницы целомудрия — наказали Купидона, сломав его оружие.

Психология

Благодаря союзу со стихией воды, их значение амбивалентно, и они в равной степени могут управлять как рождением и изобилием, так и процессами разложения и смертью (17). Юнг рассматривал нимф как независимое и фрагментарное выражения женского аспекта подсознания и делал вывод, что отношение, названное Парацельсом regio nymphidica (область нимфического), соответствует сравнительно неразвитой стадии развития личности, которую он характеризовал понятиями: искушение, переход, многообразие и разложение (32).

МНМ

Нимфы — греч. Numpai — «девы»

В греческой мифологии божества природы, её живительных и плодоносных сил (см. рис.). Различают Н. рек, морей, источников (водные Н.: океаниды, нереиды, наяды), озёр и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады — Н. ясеня). Иные из них смертны, как, например, гамадриады, которые неотделимы от дерева, в котором они обитают. Главными Н. считались водные, по античным лексикографам, слово «нимфа» означает «источник» (Suida, v. nymphe). H.- очень древние божества. Самые древние Н.- мелиады, или мелийские Н., родившиеся из капель крови оскоплённого Урана (Hes. Theog. 187). Океаниды — дочери Океана и Тефиды, нереиды — дочери Нерея и океаниды Дориды. Имена водяных Н. большей частью указывают на то или иное свойство или качество водной стихии (каталог океанид у Hes. Theog. 346—360 и нереид, там же, 240—262). Некоторые Н. имеют вполне антропоморфный облик (напр., Калипсо). От браков Н. с богами (Зевс и Фетида, Зевс и Эгина) рождаются герои. Н. обитают вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призываются во дворец отца богов и людей (Ноm. Il. XX 4-12). Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти (напр., Мента — возлюбленная Аида). Они врачуют и исцеляют (Paus. VI 22, 7), предсказывают будущее (IX 3, 9). На месте дельфийского оракула был оракул Геи, а затем Дафны — одной из горных нимф (X 5, 5). Н. насылают безумие, приобщая человека к тайным силам природы; именуются вакханками (Soph. Antig. 1130). Святилища Н. находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Гомеровское описание пещеры нимф на Итаке (Ноm. Od. XIII 102—112) получило символическое толкование как средоточие космических сил у философа Порфирия в трактате «О пещере нимф». Изображались в виде прекрасных обнажённых или полуобнажённых девушек (см. рис.).

Лит.: Taxо-Годи А. А., Художественно- символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф», в сб.: Вопросы классической филологии, [вып. в], М., 1976, с. 3-27, Fischer F., Nereiden und Okeaniden im Hesiode Theogonie, Halle, 1934 (Dies.); Ninck M., Die Bedeutung des Wassers im Kult und Leben der Alten, Lpz., 1921. А. А. Тахо-Годи [Мифы народов мира. Энциклопедия: Нимфы, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 5569 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 220 Словарь)]