Три отрока в печи огненной

Материал из StudioSyndrome
Версия от 16:51, 6 февраля 2021; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Три отрока в печи огненной, Трое отроков в огненной печи, Трое (еврейских) юношей в раскаленной печи

Сюжет восходит к Книге пророка Даниила (3:49-50)

Герои ветхозаветного предания иудейские юноши Анания, Мисаил и Азария, товарищи Даниила, вместе с которым они во время вавилонского плена были отобраны для службы «в чертогах царских»[1]. Будучи представлены ко двору царя вавилонского Навуходоносора, они в соответствии с обычаем получили новые имена — Седрах, Мисах и Авденаго[2]. После вещего истолкования Даниилом сна Навуходоносора тот по просьбе Даниила ставит отроков «над делами страны Вавилонской»[3]. Навуходоносор, сделавший золотого истукана «вышиною в шестьдесят локтей», требует, чтобы все должностные лица пришли на его торжественное открытие и при звуках музыкальных орудий пали и поклонились ему, «а кто не падёт и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскалённую огнём»[4]. Когда отроки, верные своей вере, запрещающей идолопоклонство, отказываются, царь приказывает бросить их в печь, разожжённую в семь раз сильнее, чем обычно, но пламя убивает бросивших отроков людей, сами же они остаются невредимы. При этом царь замечает, что в печи среди огня ходят не три, а «четыре мужа», «и вид четвертого подобен сыну божию»[5].

Апокрифический текст версии, принятой каноном восточной церкви, содержит более подробный рассказ, согласно которому юноши

«ходили посреди пламени, воспевая бога… Ангел господень сошёл в печь вместе с Азариею и бывшими с ним. И выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в середине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их».

Изумлённый совершившимся чудом Навуходоносор благословляет бога, спасшего отроков, которых он возвышает в стране Вавилонской[6].Тема из числа самых ранних в христианском искусстве: встречается уже в настенной живописи римских катакомб как образ спасения Господом его подданных. Каждый период вносил в интерпретацию сюжета что-то своё.

В конечном счёте — прообраз (как и неопалимая купина) непорочности Девы Марии.

«Пещное действо» было одним из излюбленных сюжетов театрализованных представлений от средневековых мираклей (в частности, на Руси в XVI—XVII вв.) до И. Стравинского.

Три отрока в пещи огненной

См. также:

Ветхозаветная символика
Иудаистическая мифология
Христианская мифология

Даниил
Навуходоносор
Дева Мария
Неопалимая купина

Печь

Иллюстрации

Три отрока в пещи огненной

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания

  1. Дан. 1, 4
  2. Истолковываются как нарочито искажённые теофорные аккадские имена
  3. Дан. 2, 49
  4. Дан. 3, 6
  5. Дан. 3, 25
  6. Дан. 3, 30