Пагода

Материал из StudioSyndrome
Версия от 11:25, 15 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Общепринятой этимологии слова нет, наиболее обиходны следующие версии:
а). заимств. в XVIII в. < фр. pagode < порт. pagoda < хинди (исходный др.-инд.) bhagavati — «храм»
б). ~< пракритск. «бхагоди» (санскр. «бхагавати») — «священный»
в). < dhagoba — термин для культового сооружения в буддизме тхеравады < dhatu garbha — «хранилище реликвий»
г). < перс. pagoda — «дом идолов»
ступа — stupa; дагоба — dagoba, dhagoba; чортен

Тип культового и мемориального буддийского сооружения в странах Дальнего Востока. Представляет собой башнеобразную, часто многоярусную постройку, внутри которой обычно хранились буддийские реликвии. Известный ныне тип пагоды сформировался в Китае в первые века н. э. (по ряду источников — в III в.). Древнейшие из китайских пагод (Сун-юэ-сы в Хэнани, 523, и др.) массивны и просты по форме; в дальнейшем, особенно с XIV в., пагоды становятся более стройными и лёгкими. Для их сооружения использовались самые разные материалы, в том числе металлические плиты (железная пагода в Танъяне, X—XI вв.), однако наиболее распростанены кирпичные постройки. Для Кореи характерны каменные пагоды без внутренних помещений. Древние деревянные пагоды, восходящие к VII в., сохранились в Японии.

Вавилонский зиккурат, египетская пирамида, теокалли — ступенчатая пирамида в доколумбовой Америке и буддистская ступа в том числе относятся к типу символических сооружений «гора-храм». Образ Священной Горы как центра мира, axis mundis — наиболее значительный и фундаментальный архитектурный символ. Её ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса (и связь с ними), а их уменьшающиеся размеры — движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Архитектура

Башня
Ступа
Чортен
Дагоба
Гора
Зиккурат
Пирамида
Теокалли
Шпиль
Курган

Буддизм

Архитектурный символ Будды и восхождения к небесам по ступеням духовного просветления. Вероятно, что ступенчатые пагоды являются повторениями индуистского храма близ Пешавара, который можно считать прототипом как для конусообразных ступ, так и для священных походных курганов, служащих схематическим выражением представлений о мироздании. Шпиль, венчающий пагоду, символизирует вознесение Будды и выход из круга сансары.

Пагода, или ступа, индийского происхождения, и отмечает то место, где святые люди, или Sharira (санскр.), были преданы земле. Пагоды сооружались в честь религиозных деятелей как символ добрых предзнаменований. Они служили и как сторожевые башни. Существует легенда, что после смерти тело Будды кремировали и разделили пепел на 84000 частей, каждая из которых хранилась в разных частях Востока; пагоды отмечали каждое такое святое место. Неповрежденные огнем части тела были захоронены.

Пагоды представляют собой, как правило, девяти- или семиярусные сооружения круглой или восьмигранной формы:

«Несмотря на то, что Будда не почитается сейчас в Индии, он считается девятым воплощением Вишну. Возможно, девятиярусные пагоды имеют отношение к этому обстоятельству, хотя истинное значение числа не установлено. Встречаются и семиярусные пагоды; количество ярусов указывает на семь Будд, существовавших в разное время».
Davies. The Chinese, Vol. И, p. 83

Китай

Пагоды иногда сооружаются с целью положительного влияния на местность; небольшие каменные пагоды в форме китайской кисточки для письма часто воздвигаются с целью улучшить Feng-shui местности.

«В большинстве случаев пагоды имеют двойные стены; между наружной и внутренней существует лестница, ведущая на крышу. На каждом ярусе есть вход во внутренние помещения. … Самой прекрасной пагодой, когда-либо сооружавшейся в Китае, считается фарфоровая башня императора Yung Lo (1403—1425) в Нанкине, воздвигнутая в честь его матери. Это уникальное сооружение строилось в течение девятнадцати лет и стоило 200000 фунтов; через 450 лет после её сооружения пагода была разрушена во время восстания мятежниками Taiping в 1856 г.»
Douglas. China, pp. 188-9

В пантеоне китайского буддизма обнаруживается «Носящий пагоду» бог (?), который соответствует индийскому Vajrapani, держащему в руках молнию (ваджру), принятую китайцами за пагоду — с ней он часто изображается (см. No Cha).

Литература

  • Денике Б. П., Китай, М., 1935
  • Boersсhmаnn Е., Die Baukunst und religiöse Kultur der Chinesen, Bd 3, Lfg 1 — Pagoden, [B.], 1931.

Примечания